Ответственность за незаконное использование товарного знака
Товарный знак представлен названием или символом разных товаров или услуг. За счет него разная продукция отличается от аналогичных товаров, выпускаемых другими производителями. Для использования такого знака требуется его грамотная регистрация. Нередко крупные производственные компании сталкиваются с незаконным использованием товарного знака, зарегистрированного ими. Данное действие является значимым правонарушением, за которое предусматривается административная и уголовная ответственность.
Понятие товарного знака
По-другому он может называться брендом или торговой маркой. Он представлен определенным знаком индивидуализации конкретной компании или непосредственного продукта. Его применение выступает эффективным маркетинговым приемом, на основании которого улучшается престиж марки и предприятия в целом.
Для формирования товарного знака могут использоваться разные элементы:
- текст, представленный разными словами, именами или названиями, имеющими оригинальный и неповторимый смысл;
- сочетание нескольких букв;
- картинки, изображения, абстрактные рисунки или другие логотипы;
- объемные композиции;
- иные обозначения, представленные даже звуками или комбинацией разных оттенков.
Опытные маркетологи осознают ценность применения бренда, так как товары за счет его использования продаются намного лучше. Поэтому незаконное использование товарного знака является серьезным правонарушением. При таких условиях мошенники стараются воспользоваться известностью и востребованностью какой-либо компании, чтобы за счет ее хорошей репутации продавать некачественные товары.
Понятие незаконного применения
Использование незаконным способом товарного знака заключается в том, что мошенники налаживают производство и продажу товаров под чужой маркой. В этом случае они могут устанавливать высокую цену на продукцию низкого качества, которая при этом пользуется популярностью за счет бренда.
Такие нарушения представлены использованием приемов недобросовестной конкуренции. Но выявляются они исключительно при применении правильно зарегистрированных знаков, на которые выдается специальное свидетельство.
Мошенники при незаконном использовании товарного знака получают высокую выгоду, так как за счет известного бренда быстро продают по высокой цене некачественные товары. Им не требуется завоевывать заинтересованность покупателей, а также не надо рекламировать свою продукцию.
Все товары, выпущенные под чужой маркой, называются контрафактными. Наиболее часто применяется такая схема в сфере производства одежды, обуви или аксессуаров. Производители таких товаров не несут расходы, связанные с рекламой и продвижением продукции. Поэтому себестоимость значительно снижается при низком качестве продукции.
Нюансы правонарушения
Незаконное использование чужого товарного знака является серьезным правонарушением. Данный процесс имеет некоторые особенности:
- объектом нарушения выступает процесс применения чужого бренда, а также использование адресов, где производятся оригинальные товары;
- субъектами являются компании, которые применяют незаконные методы для продажи своей продукции, поэтому они пользуются чужими брендами для стимулирования сбыта.
Субъектами нарушения могут быть ИП или руководители разных компаний, занимающихся производством и реализацией товара под чужой маркой. По КоАП РФ незаконное использование товарного знака представлено умышленным деянием предприятия.
Как защищаются товарные знаки?
Многие компании, обладающие известным и уникальным брендом, стараются разными способами защитить его от недобросовестных конкурентов. Чтобы минимизировать количество подделок, предприятия пользуются индивидуализацией продукта путем ТЗ.
Правом применять бренд только одной компанией наделяется фирма исключительно после государственной регистрации знака. На основании данного процесса предоставляется организации специальный акт регистрации. Именно этот документ обеспечивает оптимальную и эффективную защиту используемых слов, изображений или других обозначений, заложенных в марку. Под этими элементами задействуются разные товары или услуги на рынке.
Как узаконить товарный знак?
Процедура правильной регистрации уникального бренда заключается в выполнении нескольких последовательных этапов. Только после прохождения процесса обеспечивается возможность привлечь к ответственности другие компании или частных лиц за незаконное использование товарного знака.
Процедура делится на этапы:
- первоначально разрабатывается и утверждается оптимальный эскиз товарного знака, причем желательно пользоваться рекомендациями, которые дает патентный поверенный;
- после организация обращается в Роспатент;
- передается в учреждение нужный пакет документов, куда входит правильно составленное заявление, утвержденные эскизы в форме текста, изображения или других конструкций;
- обязательно предоставляется перечень товаров, которые будут выпускаться с этим товарным знаком, причем формируется этот список на основании требований МКТУ;
- за регистрацию придется уплатить госпошлину, а квитанция передается в Роспатент;
- после проведения процесса регистрации компания получает соответствующее свидетельство, на основании которого может защищать свой бренд от недобросовестных конкурентов.
Правильная регистрация позволяет привлекать к ответственности за незаконное использование товарного знака другие компании, которые пытаются получить выгоду за счет известности конкретного продукта и бренда.
На какой срок предоставляется свидетельство?
Выдается свидетельство на 10 лет, причем в конце данного периода документ может быть продлен. За этот период может возникнуть необходимость в модернизации или частичном изменении логотипа, поэтому новая форма обязательно должна быть правильно узаконена.
Каждая компания, обладающая грамотно защищенной торговой маркой, может рассчитывать на привлекательность своей деятельности и выпускаемой продукции для инвесторов.
Виды ответственности
Если компании незаконным образом пользуются зарегистрированными товарными знаками, то они обязательно привлекаются к ответственности. Она может быть представлена в нескольких видах.
Практика незаконного использования товарного знака указывает на то, что обычно взимаются с граждан значительные штрафы, но нередко вовсе недобросовестные руководители предприятий привлекаются даже к уголовной ответственности.
Содержание Постановления Пленума Верховного суда № 14
В 2007 году было утверждено Постановление Пленума о незаконном использовании товарного знака. В нем содержатся основные рекомендации для судей, которыми они должны пользоваться при рассмотрении дел, имеющих отношение к товарным знакам. На основании данного законодательного акта учитываются нюансы:
- по УК РФ незаконное использование товарного знака должно наказываться путем привлечения руководителей предприятия к уголовной ответственности;
- в приговоре обязательно указывается, какие именно права нарушаются;
- авторское право распространяется не только на обнародованные произведения и знаки, но и на необнародованные;
- на основании ст. 146 УК учитывается умышленное применение разных прав, так как если используется товарный знак без злого умысла, то это выступает смягчающим обстоятельством;
- уголовная ответственность используется, если нарушители применяют чужой бренд в целях сбыта собственной продукции;
Поэтому все судьи должны учитывать положения данного Постановления, чтобы принимать правильные решения относительно таких дел.
Гражданско-правовая
Если компании пользуются чужими брендами, то они могут привлекаться к гражданской ответственности на основании ст. 1515 и ст. 1537 ГК. Данные законодательные акты предполагают использование разных мер наказания:
- возмещение нанесенного ущерба владельцу зарегистрированного знака;
- производится изъятие товара или упаковки, на которой имеется нанесенное чужое изображение или марка;
- ликвидируются все рисунки или конструкции, где имеется товарный знак, зарегистрированный официальным образом другой компанией.
Решение суда обязательно публикуется в открытых источниках, что дает возможность восстановить репутацию и престиж компании, чей товарный знак применялся незаконным образом другими организациями.
Административная
Дополнительно сведения об ответственности прописываются относительно незаконного использования товарного знака в КоАП. Основные данные содержатся в ст. 14.10 КоАП. Если выявляется только однократное нарушение, то в качестве наказания предусматривается наложение значительного штрафа:
- должностные лица уплачивают от 3 до 4 тыс. руб.;
- с самой компании взимается штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб.
Одновременно с этим осуществляется конфискация товара, на котором имеется чужой товарный знак.
Уголовная
Наиболее жесткой считается уголовная ответственность. За незаконное использование товарного знака по УК РФ предусматривается возможность назначения значительных штрафов или даже ареста. Такие меры применяются в отношении злостных нарушителей или при нанесении существенного вреда.
Для применения разных наказаний учитываются положения законодательства:
- если собственник бренда столкнулся с ущербом от 250 тыс. руб., то по ст. 180 УК РФ незаконное использование товарного знака приводит к применению к нарушителю штрафа до 200 тыс. руб.;
- дополнительно взимается доход должностного лица, получаемый им в течение 18 месяцев;
- могут назначаться принудительные работы на срок от 180 до 240 часов;
- нередко применяется наказание в виде исправительных работ, реализуемых в течение двух лет.
Если вовсе выявляется, что нарушения совершались организованной группой нескольких лиц, то используются более жесткие меры наказания:
- накладывается штраф, размер которого варьируется от 100 до 300 тыс. руб.;
- с ответственных лиц взимается сумма, равная их доходу за промежуток времени от одного до двух лет;
- назначается для виновных лиц арест на срок от 4 месяцев до полугода;
- в некоторых ситуациях вовсе может суд принимать решение о тюремном заключении виновных на срок до пяти лет.
Таким образом, назначаются действительно значимые и суровые наказания за незаконное использование товарного знака. Уголовное право содержит несколько положений относительно такого нарушения закона. Поэтому все руководители компаний, принимающие решение относительно применения чужого и правильно зарегистрированного бренда, должны помнить о последствиях таких действий.
В законодательстве имеется много информации относительно того, как правильно защищаются правильно зарегистрированные товарные знаки. Это направлено на борьбу с компаниями, которые пытаются получить высокую прибыль за счет известности других брендов.
Существуют возможности законным способом воспользоваться чужим знаком, но для этого надо получить разрешение от непосредственного владельца.
Правила подачи иска
Для привлечения к ответственности нерадивых компаний, пользующихся для быстрого сбыта некачественной продукции чужим брендом, требуется владельцу товарного знака подать иск в суд.
В документе указывается, при каких обстоятельствах используются изображения или слоганы другими предприятиями. Прикладывается к иску квитанция об оплате пошлины, а также свидетельство, подтверждающее, что истец является непосредственным владельцем бренда. При рассмотрении дела суд привлекает нарушителей к ответственности, для чего назначаются крупные штрафы, а также нередко применяется арест или принудительные работы.
Заключение
Таким образом, незаконное применение разными компаниями чужих товарных знаков считается достаточно распространенным нарушением. Основной целью такой деятельности выступает стимулирование сбыта не слишком качественной и неизвестной продукции. За такие действия привлекаются компании и ИП к административной, гражданской и уголовной ответственности.
Меры наказания зависят от размера нанесенного вреда и других обстоятельств дела. Все они рассматриваются на суде с учетом положений законодательства.