Уэс Монтгомери: биография и творчество
Уэс Монтгомери - один из самых известных и талантливых гитаристов, работающих в жанре джаз и блюз. Он оказал огромное влияние на всех последующих джазовых музыкантов, его техника игры и по сей день является обязательным требованием для гитаристов в джаз-оркестрах.
Биография
Будущий знаменитый гитарист Уэс Монтгомери (настоящее имя Джон Лесли Монтгомери) родился 6 марта 1923 года в Индианаполисе (штат Индиана, США). Он родился в небогатой, многодетной (Уэс имел пять братьев и сестер), но музыкальной семье. Родители были музыкантами-любителями, а два старших брата - Монк и Бадди - занимались музыкой профессионально, выступая в клубах. Несмотря на это, сам Уэс пришел к музыке относительно поздно, он впервые взял в руки гитару только в 20 лет. Не умея читать ноты, юноша учился играть, подбирая на слух мелодии своего кумира - гитариста Чарли Кристиана.
Начало творчества
Благодаря уникальному природному слуху и врожденному упорству, Уэс Монтгомери быстро освоил инструмент и стал великолепно переигрывать гитарные соло Кристиана. Услышав его игру, известный в то время джазовый музыкант Лайонел Хэмптон нанял юношу в свою группу. Как вслед за ветром, Уэс Монтгомери направлялся за своим новым наставником, участвуя во всех гастрольных турах с июля 1948 по январь 1950 года. Однако растущие навыки и тоска по дому вынудили его прекратить сотрудничество.
Вернувшись в Индианаполис, Уэс устроился на завод, чтобы помогать семье. Там он работал с семи утра, а затем шел выступать в клубе до двух часов ночи. Периодически он выступал вместе со своими братьями.
Успех
В 1959 году во время одного из клубных выступлений игру Уэса Монтгомери услышал и высоко оценил саксофонист Кэннонболл Эддерли, а затем добился для начинающего музыканта контракта со студией Riverside Records. Здесь Монтгомери записывал свои диски, выходившие с 1959 по 1963 год, вплоть до банкротства и закрытия студии. Альбомы Уэса Монтгомери того периода, такие как So much guitar (1961), Full House(1962), Boss Guitar(1963) и другие, считаются лучшими и самыми влиятельными, как в творчестве музыканта, так и в истории джаза. Композиции Four on Six и West Coast Blues из альбома The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery(1960) являются самыми знаменитыми композициями Монтгомери.
С 1964 по 1966 Уэс Монтгомери записывался на студии Verve, вместе с этим в его звучании стали заметны изменения, музыкант на время обратился к ритм-н-блюзу. В таком жанре Монтгомери звучал мягче, но не хуже. Однако и джаз он никогда не переставал исполнять, об этом свидетельствуют видеозаписи с выступлений.
В 1967 году Уэс перешел на студию A&M Records. Три альбома, выпущенных под этим лейблом, считаются самыми популярно-ориентированными. В погоне за прибылью Уэс выбрал более коммерческий жанр, хотя и продолжал выступать со старыми джазовыми номерами.
Техника Монтгомери
Особенность стиля игры Уэса Монтгомери сложилась из нескольких составляющих. Во-первых, он любил исполнять соло трехъярусным образом, повторяя прогрессию в свободных нотах на одной линии, модулируя, варьируя октавы и завершая соло блоком аккордов. Во-вторых, именно Монтогомери изобрел стиль нэптаун, характеризующийся использованием одиночной ноты. И, в-третьих, музыкант никогда не использовал медиатор или переборную игру, вместо этого он бил по струнам подушечкой большого пальца, используя нисходящие удары для одиночных нот, и комбинацию восходящих и нисходящих для октав и аккордов.
Техника была вынужденной, Уэсу часто приходилось осваивать гитару по ночам, и, чтобы не беспокоить домочадцев и соседей, он играл пальцем, делая звук более мягким, приглушенным. Гитарист Джордж Бенсон говорил, что за время игры этим методом у Монтгомери образовалась особая мозоль, с помощью которой он управлял струнами, а также его большой палец был уникально гибким, он мог складываться до обратной стороны запястья.
На протяжении всего творчества музыкант использовал исключительно гитары "Гибсон", чаще всего это была модель L-5. Впоследствии он стал играть на модели "Гибсон", разработанной специально для него.
Личная жизнь
В 1943 году Уэс Монтгомери женился на девушке по имени Серин. В браке родилось двое детей - дочь Шарлин и сын Роберт.
Окружение вспоминает Уэса как покладистого, веселого и трудолюбивого человека. Он всегда был готов прийти на помощь, и ничего в жизни не было для него важнее семьи. Даже к своему уникальному творчеству Монтгомери относился как к работе. Переход к коммерческому жанру был обусловлен желанием обеспечить жену и детей, а также родителей, сестер и братьев (к концу жизни Уэса их количество достигло семи человек).
Уэс Монтгомери скончался 15 июня 1968 года от сердечного приступа, вызванного переутомлением, он только что вернулся из очередного концертного тура. За пару минут до смерти Уэс сказал жене, что чувствует себя плохо, после чего упал на пол. Смерть наступила мгновенно. В память о великом музыканте в Индианаполисе был открыт парк имени Уэса Монтгомери.
За свою недолгую карьеру гитарист был шесть раз номинирован на премию Грэмми, став обладателем одной награды за альбом Goin' Out of My Head, а также получив премию "Новая звезда" и трижды звание лучшего гитариста от журнала Down Beat.