Всеволожск: население и немного истории
Простая, ясная и относительно короткая история - город основан в конце 19-го века и назван в честь основателя. Понятная судьба - стать частью Санкт-Петербурга в ближайшее время. Всеволожск продолжает успешно развиваться, постепенно становясь одним из центров автомобильной промышленности страны.
Общая информация
Всеволожск вплотную подобрался к своему областному центру, сейчас их разделяет только 7 км, в начале века был на расстоянии 28 км. Является административным центром Всеволожского района Ленинградской области. Территория города располагается на Румболовско-Кяселевской и Колтушской возвышенности. Через город протекает с востока на запад река Лубья.
Благодаря привлечению иностранных инвестиций работает несколько предприятий автомобильного кластера, в том числе автосборочный завод "Форд". В городе один из самых низких в стране уровней безработицы. Центр занятости населения Всеволожска находится по адресу: Александровская ул., 28. Предлагаемые вакансии:
- высококвалифицированные рабочие (слесарь инструментальщик, фрезеровщик, слесарь) с заработной платой 40-50 тысяч рублей;
- инженерно-технические работники (инженер-конструктор, инженер по охране труда) с заработной платой 30-53 тысячи рублей;
- педагоги, воспитатели, продавцы с заработной платой 20-25 тысяч рублей;
- уборщики с заработной платой 11,4 тысячи рублей.
Основание города
Город Всеволожск появился благодаря строительству Ириновской железной дороги - первой в России узкоколейки, предназначенной для доставки торфа в Санкт-Петербург. Строительство велось на паях, и одним из акционеров стал богатый вельможа, помещик и промышленник Павел Александрович Всеволожский. Он захотел, чтобы одна из станций узкоколейной дороги, проходящей по его землям, получила фамилию рода.
Однако первой построенной железнодорожной платформой стала "Рябово", по названию усадьбы помещика. Она была открыта в 1892 году, теперь он считается годом основания города. Только через три года, в полутора верстах, после завершения строительства Ириновской железной дороги была построена станция "Всеволожская". Постепенно вокруг двух станций вырос дачный поселок, позже ставший районным центром, между двумя мировыми войнами.
Освоение региона
Русское заселение региона началось после триумфальной победы в Северной войне 1700-1721 годов. Император Петр Великий начал жаловать окрестные земли вокруг будущей столицы своим особо отличившимся соратникам. С центральных российских регионов потянулись обозы с крестьянскими семьями, которыми стали заселять дарованные земли, тесня местное финское население. Среди населения Всеволожска постепенно стала увеличиваться доля русских.
Территория современного Всеволожска стала застраиваться дворянскими мызами (усадьба, поместье с финского). В числе первых была построена и мыза Рябово, владельцами которой были в разное время в том числе легендарный князь А. Меньшиков и банкир И. Фредерикс. В регионе поселения существовали издревле, деревни Лубья, Рябово, Рябово Владыкино и Рябово Новое в долине реки Лубья были упомянуты в "Переписной окладной книге Водской пятины" 1500 года. На картах 1580 года шведского картографа Понтуса де ла Гарди в Карелии отмечена деревня Лубья.
Всеволожские появились в этом краю в 1818 году, когда Рябово купил камергер Всеволод Андреевич Всеволожский. Старинная дворянская семья владела поместьем вплоть до 1917 года.
Дальнейшая история
Железная дорога была построена и через земли Иоганна Бернгарда, в январе 1910-го по его прощению одна из станций была переименована в "Бернгардовку". В настоящее время так называется один из микрорайонов города. Во Всеволожск вошли еще несколько бывших платформ узкоколейки. К 1914 году в этих населенных пунктах были построены больница, две церкви - лютеранская и православная, несколько школ.
Статус города поселку Всеволожский присвоен 1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Именно в этот день население Всеволожска празднует день рождения города Всеволожска.
Жители
Данные о населении Всеволожска в дореволюционный период не зафиксированы. Регион был достаточно плотно населен, о чем свидетельствует то, что в 1914 году работало две школы - Всеволожская и Рябовская, и Кясселевское двухклассное училище. Начиная с 1920 по 1926 гг. велся учет только жителей дачного поселка Всеволожский. В 1920 году в поселке проживало 1425 человек. По данным переписи во Всеволожской волости, жили русские (49,47 %), финны (45,98 %) и эстонцы (4,53 %). В 1938 году была проведена административная реформа, дачный поселок отнесен к категории рабочих поселков с присоединением нескольких населенных пунктов, в том числе Марьино, Рябово и Бернгардовка. В рабочем поселке Всеволожский проживало 11 848 человек. В 1939 году в нем проживало 90,2 % русских, далее шли украинцы - 1,5 % и белорусы - 1,3 %. Представителей коренной национальности, ингерманландцев, насчитывалось 220 человек или 0,2 %.
Население в динамике
За годы войны, к 1945 году, население уменьшилось почти вдвое до 6296 человек. Много людей пошли воевать, часть эвакуирована вглубь страны. Первые послевоенные годы численность населения Всеволожска быстро увеличивается, в 1959 году в городе проживало 27 768 человек. В дальнейшие годы количество жителей продолжает расти. Кроме естественного прироста, население увеличивается за счет большого притока из других регионов на многочисленные вновь открытые новые производства. За все последующие годы отмечено только три случая незначительного снижения количества жителей.
Даже в тяжелые для всей страны 90-е годы населения города Всеволожска не уменьшалось. В 2000-е годы благодаря развитию в Ленинградском регионе автомобильного кластера число жителей продолжило расти. Впервые превысило в 2012 году 60 000 человек. Наличие хорошего предложения рабочих мест и достаточная социальная защита населения Всеволожска также привлекают людей в регион. Национальный состав жителей достаточно стабилен - русские составляют более 90 %, далее по численности идут украинцы и белорусы. Ингерманландцев проживает 92 человека или 0,2 %. В 2018 году население Всеволожска составляло 72 864 человек.