Валдайское оледенение - последняя ледниковая эпоха Восточной Европы

Климат Земли периодически претерпевает серьезные изменения, связанные с чередующимися масштабными похолоданиями, сопровождавшимися формированием на континентах устойчивых ледниковых покровов, и потеплениями. Последняя ледниковая эпоха, завершившаяся приблизительно 11-10 тысяч лет назад, для территории Восточно-Европейской равнины носит название Валдайского оледенения.

Систематика и терминология периодических похолоданий

Наиболее продолжительные этапы общих похолоданий в истории климата нашей планеты называют криоэрами, или ледниковыми эрами длительностью до сотен миллионов лет. В настоящее время на Земле уже около 65 миллионов лет продолжается и, по-видимому, будет тянуться еще очень долго (судя по предыдущим подобным этапам) кайнозойская криоэра.

На протяжении эр ученые выделяют ледниковые периоды, перемежающиеся фазами относительного потепления. Периоды могут длиться миллионы и десятки миллионов лет. Современный ледниковый период – четвертичный (наименование дано в соответствии с геологическим периодом) или, как иногда говорят, плейстоценовый (по более мелкому геохронологическому подразделению – эпохе). Он начался примерно 3 миллиона лет назад и, судя по всему, еще далек от завершения.

В свою очередь, ледниковые периоды складываются из более кратковременных – несколько десятков тысяч лет – ледниковых эпох, или оледенений (иногда используется термин «гляциал»). Теплые промежутки между ними именуют межледниковьями, или интергляциалами. Мы сейчас живем именно во время такой межледниковой эпохи, сменившей на Русской равнине Валдайское оледенение. Оледенения при наличии несомненных общих черт характеризуются региональными особенностями, поэтому получают названия по той или иной местности.

Внутри эпох различают стадии (стадиалы) и интерстадиалы, на протяжении которых климат испытывает самые кратковременные колебания – пессимумы (похолодания) и оптимумы. Настоящее время характеризуется климатическим оптимумом субатлантического интерстадиала.

Возраст Валдайского оледенения и его фазы

По хронологическим рамкам и условиям разделения на стадии этот ледник несколько отличается от Вюрмского (Альпы), Вислинского (Средняя Европа), Висконсинского (Северная Америка) и прочих соответствующих ему покровных оледенений. На Восточно-Европейской равнине начало эпохи, сменившей Микулинское межледниковье, относят ко времени около 80 тысяч лет назад. Следует отметить, что установление четких временных границ представляет серьезную трудность – как правило, они размыты, – поэтому хронологические рамки этапов существенно колеблются.

Большинство исследователей различают две стадии Валдайского оледенения: это Калининская с максимумом льдов приблизительно 70 тысяч лет назад и Осташковская (около 20 тысяч лет назад). Разделяет их Брянский интерстадиал – потепление, продолжавшееся примерно с 45–35 до 32–24 тысяч лет назад. Некоторые ученые, однако, предлагают более дробное членение эпохи – до семи стадий. Что касается отступления ледника, то оно произошло за период от 12,5 до 10 тысяч лет назад.

География ледника и климатические условия

Центром последнего оледенения в Европе была Фенноскандия (включает территории Скандинавии, Ботнического залива, Финляндии и Карелии с Кольским полуостровом). Отсюда ледник периодически разрастался к югу, в том числе и на Русскую равнину. Он был менее масштабным по охвату, чем предшествовавшее Московское оледенение. Граница Валдайского ледового щита проходила в северо-восточном направлении и в максимуме не достигала Смоленска, Москвы, Костромы. Затем на территории Архангельской области граница круто поворачивала на север к Белому и Баренцеву морям.

В центре оледенения мощность Скандинавского ледового щита достигала 3 км, что сравнимо с толщиной льдов в Антарктиде. Ледник Восточно-Европейской равнины имел мощность 1-2 км. Интересно, что при значительно меньшей развитости ледового покрова Валдайское оледенение характеризовалось суровыми климатическими условиями. Среднегодовые температуры во время последнего ледникового максимума – Осташковского – лишь ненамного превышали температуры эпохи очень мощного Московского оледенения (-6 °C) и были на 6-7 °С ниже современных.

Последствия оледенения

Повсеместно распространенные на Русской равнине следы Валдайского оледенения свидетельствуют о сильном влиянии, которое оно оказало на ландшафт. Ледник стер многие неровности, оставленные Московским оледенением, и сформировал при своем отступлении, когда из массы льда вытаивало огромное количество песка, обломков и прочих включений, отложения мощностью до 100 метров.

Ледовый покров продвигался не сплошной массой, а дифференцированными потоками, по бортам которых образовались нагромождения обломочного материала – краевые морены. Таковыми являются, в частности, некоторые гряды в составе нынешней Валдайской возвышенности. Вообще, для всей равнины характерна холмисто-моренная поверхность, например, большое количество друмлинов – невысоких вытянутых холмов.

Очень наглядные следы оледенения – это озера, образовавшиеся в ложбинах, выпаханных ледником (Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское и другие). Речная сеть региона также приобрела современный вид в результате воздействия ледового щита.

Валдайское оледенение изменило не только ландшафт, но и состав флоры и фауны Русской равнины, повлияло на ареал расселения древнего человека – словом, имело для данного региона важные и многогранные последствия.

Комментарии
1
По вопросу формирования ландшафта ледником, как бульдозером, категорически не согласен.
1
Я сомневаюсь в том, что ландшафт сформировал ледник.
1
АЛЕКСЕЙ. Для понятия этой силы, представьте себе ледяной столб в 1 кв.см. и высотой 1-3 км. С какой силой он будет давить на опорную поверхность? Теперь умножьте эту поверхность на площадь скалы или холма. Эта поверхность обязательно имеет углы и склоны, а значит и сила давления будет в сторону, на излом. Но главная сила движения ледника с запада на восток - это ежедневное воздействие гравитации Луны и Солнца, так-же как на приливы и отливы морей и океанов. Умножьте всё это на десятки тысяч лет.
Вода, кристаллизуясь, расширяется, да, но лед после охлаждения сжимается. Если он замерз при -1, потом охладился - сжался, потом при нагревании до 0 гр., опять расширится до прежнего размера. Но он при этом никуда не поедет (если он не на склоне горы).
Если брать Ямал, то уклон почвы там мал и направлен к побережью. Лед должен был сползать на север, а не тащить глыбы на восточный склон Уральских гор. А соленые реликтовые льды западнее Обской губы. Кто их задвинул на километры от берега?
1
А я, вот, не понимаю, почему ледник двигал почву? И часто довольно далеко.
Может, это все же были какие-то космические столкновения, когда смещалась Земная ось и имевшиеся ледники вследствие резкого столкновения наползали на сушу? По северу же находят соленые реликтовые льды далеко от Ледовитого океана...
-1
Представь гору льда высотой три километра, и подумай какая это масса, лёд при таком давлении ведёт себя как вода, только растянуть во времени на краях этой массы происходит сгребание верхнего слоя и сдвигается его в сторону от центра одна из частей этой работы клинско дмитровская града на которой я живу, холмы состоят из песка и камней разных размеров в основном окатанных
1
Если приливные силы действуют на твердый лед, то они должны действовать и на камни.
Реки подмывают правый берег (сила Кариолиса), но лед при ледоходе несется по инерции и разрушает берег на поворотах с любой стороны. Сибирские реки очень меандровые и этот меандр все расширяется. Но никогда ледоход не идет вспять течению, вверх по склону.
Вдоль берега замерзшего залива образуются торосы, но лед наверх не ползет.
1
Я кажется, не на тот пост ответила. :)
Ну, представила я гору: лед трескается, сползают по склону куски. Сыплются со склона. Ничего не сдвигают. Если их песком притрусило, сползут с ним вместе. Камни на 50 метров верх по склону горы не затащут. Соленую воду вглубь побережья не задвинут. Но гора- это преувеличение, уклон у ледника вряд ли более 5 градусов.
Ледники с гор - да, ползут, но на равнине.. На том же Ямале, где уклон к морю....
Полностью Вас поддерживаю, Вера. Эти утверждения, что ледник полз как бульдозер и формировал ландшафт, я называю не иначе, как бред сивой кобылы.