Как тренировать силу воли с раннего детства
Волевые качества личности не даны человеку от рождения, они появляются под влиянием процесса воспитания. Первое волевое действие малыш совершает в ходе рождения, что запускает волевой механизм, стремление к жизни, к преодолению трудностей.
Динамика развития воли
1) Ко второму месяцу жизни новорожденный начинает овладевать своими хаотичными движениями, целенаправленно захватывая предмет, который привлек его внимание. Постепенно на первом году жизни малыш овладевает своим телом, голосовым аппаратом, копирует взрослых. Родители создают условия, помогающие как тренировать силу воли, так и развивать ее: яркую игрушку располагают в зоне доступности ребенка, но чтобы ее достать, малыш должен перевернуться или доползти до нее.
2) Когда ребенку исполняется год, он начинает ходить. Освоив движения, малыш пытается усложнить себе действия: перешагивает через ямы, забегает на возвышенности, закрывает глаза во время ходьбы. Не следует убирать с его пути все мешающие предметы: для него это тренировка силы воли, совершенствование навыка.
3) В период дошкольного детства развитие силы воли происходит в игре, в актах рисования, выполнения заданий по требованию взрослого. Психологами установлено, что волевые проявления в характере стимулируются игровыми образами. Обычный прыжок в длину и прыжок в образе спортсмена-олимпийца значительно отличаются по своей результативности.
4) В процессе подготовки ребенка к школе родители задумываются о том, как тренировать силу воли будущего ученика, ведь ему потребуется много психических сил, чтобы выполнять задания учителя, добиваться правильного написания букв, удерживать внимание на протяжении всего урока. Для этого рекомендуется на протяжении всех предыдущих периодов учить малыша доводить начатое дело до конца, давать для решения задачки и головоломки сложные, но и выполнимые для ребенка. При отказе от деятельности оказывать своевременную помощь, создавать ситуации успеха, вместе радоваться полученным результатам.
Как тренировать силу воли с помощью сказок
Технология может применяться как в домашних условиях, так и в детском саду.
1) Делается отбор таких сказок, где персонаж совершил волевое действие и в результате получил желаемую или неожиданную награду. Например, это сказка «Сивка-бурка», в которой отец просит трех своих сыновей посторожить поле, поймать вора, который топчет пшеницу по ночам. Старший и средний брат не справились с поручением отца, а младший Иван как-то умудрился поймать воришку.
2) Выбирается фрагмент сказки, который помогает понять, что конкретно сделал герой истории, чтобы проявить силу воли. Перечитывается содержание, в котором дается описание, что Иван не уснул ночью, потому что не лежал, а сидел на камушке, не позволяя себе заснуть. Было неудобно сидеть, но поручение отца он выполнил.
3) Взрослый обращает внимание ребенка на то, что наградой для Ивана стала не только благодарность отца, но и конь в подарок, и невеста-красавица.
4) Далее используется прием переноса из сказки в реальную действительность. Предлагается вспомнить, приходилось ли ребенку или его друзьям оказаться в ситуации, когда что-то сильно не хотелось делать по поручению взрослого, но он потерпел и выполнил задание. Вместе можно вспомнить несколько фрагментов из жизненного опыта ребенка, чтобы закрепить положительный эффект сопричастности с героем сказки.
В старшем дошкольном возрасте дети любят волшебные сказки, где многое зависит от усилий персонажа по преодолению трудностей, когда приходится идти в тридевятое царство, отгадывать загадки, проявлять терпение. В каждой сказочной истории герои используют разные приемы, которые могут подсказать ребенку, как тренировать силу воли. Взрослым достаточно только ежемесячно предлагать для чтения днем или перед сном новую сказку с новым сюжетом и способом достижения героем поставленной цели.