Методы управления в менеджменте: описание, характеристика и функции

Руководящая должность требует от человека огромного количества знаний, умений и навыков. В большинстве крупных компаний проводятся тренинги по введению в должность, и все они имеют недостаток - на них обычно не рассказывают о методах управления в менеджменте. Этому новый начальник вынужден учиться самостоятельно или же на стороне. Способы руководства коллективом могут различаться, в зависимости от выполняемого функционала.

Постановка целей

Руководящая работа отнимает много времени и сил, особенно если она ведется бесцельно и неорганизованно. Использование методов управления в менеджменте помогает выстроить рациональную последовательность выполнения задач, поставленных перед ответственным лицом. Важно, чтобы руководитель умел варьировать способы ведения деятельности со своими подчиненными - только так можно добиться максимальной эффективности от рабочего процесса.

С помощью управленческих методов руководитель полностью реализовывает свои регулирующие функции, а также воздействует на персонал: активизирует его деятельность и придает ей творческий характер. Изучение способов реализации целей с помощью контроля является одной из ключевых тем исследований в области менеджмента и психологии.

Грамотное использование ресурсов

Все способы контроля работы сотрудников отличаются друг от друга характером действия. Особенно актуальны в наше время экономические методы управления в менеджменте, описание которых основано на деятельности соответствующих законов, влияющих на имущественные интересы всех сторон рабочего процесса. Основными методами данного типа, использующимися в бизнес-структурах, являются экономический и хозяйственный расчеты.

Грамотное планирование и прогнозирование также имеют прямое отношение к финансовой составляющей любой организации, поэтому являются актуальными способами управления. Экономические стимулирования, обоснования и анализы деятельности предприятия также применяются ведущими менеджерами коммерческих и государственных организаций. Если процессы выстроены грамотно, то персонал и учреждение остаются довольны друг другом.

Все экономические методы управления в менеджменте направлены на увеличение эффективности работы организации, что подразумевает собой существенный рост прибыли. Именно поэтому руководители компаний набирают в свой штат опытных аналитиков, способных просчитать все возможные риски в работе учреждения, а также разработать план по их устранению и организации нормальной трудовой деятельности.

Административные решения

Любая система методов управления в менеджменте не может обойтись без четкой организации и принятия сложных решений (увеличение или сокращение штата, выделение дополнительных премий и т.д.). Принципы контроля в данном случае формируются с помощью законов, направленных на ведение совместной работы, а также на основе психологической потребности человека к взаимодействию и социализации. Организационно-стабилизирующие методы (совместные тренинги, тимбилдинги, планерки и т.д.) помогают формировать общую структуру учреждения, регламенты его работы, а также общую концепцию его существования.

Распорядительные принципы должны помочь в осуществлении оперативного управления работой целых подразделений и отдельно взятых сотрудников. Речь в данном случае идет о составлении договоров, формировании постановлений и указов, которые имеют прямое отношение к работе организации и ее финансовому благополучию.

Третья разновидность - дисциплинарные методы, с их помощью можно поддерживать стабильность работы в учреждении. Если они грамотно используются в организации, то персонал имеет представление о собственной ответственности за невыполнение должностных обязанностей. Сюда же входит система мотивации и депремирования сотрудников. Реализация данных принципов обычно требует дополнительной помощи от бухгалтерии и отдела кадров, без которых невозможно осуществить корректное оформление соответствующих документов.

Поиск индивидуального подхода

Социально-психологические методы управления в менеджменте, пожалуй, являются самыми главными, поскольку с их помощью можно воздействовать на коллектив и отдельно взятую личность. Порой даже простого разговора с подчиненным достаточно, чтобы привести его в нормальное состояние и настроить на продуктивную трудовую деятельность. Если руководитель уделяет время каждому своему сотруднику, то его влияние на коллектив таким образом может стать весьма существенным. Но здесь есть риск – специалисты могут разучиться принимать решения и будут постоянно бегать к начальству. Такие моменты нужно строго пресекать, если вы как руководитель хотите воспитать в них самостоятельность.

Все эти приемы может использовать только управленец с очень высокой нравственной культурой, который уважает собственный коллектив и каждого подчиненного в отдельности. Они помогают управлять климатом в подразделении, настроением сотрудников и даже их поведением по отношению друг к другу и к компании в целом.

Без подобных алгоритмов не может обойтись ни один грамотный менеджмент, социальные методы управления в данном случае будут играть менее значимую роль. Речь идет о внутреннем этикете, распорядке, регулировании взаимных обязательств и прочих способах работы с коллективом. Потребности сотрудников и руководства должны быть максимально удовлетворены - только тогда удастся выстроить в коллективе здоровые отношения.

В идеале все используемые методы должны быть четко просчитаны администрацией предприятия, она должна видеть прибыль и затраты, которые будут связаны с их применением. Без знания психологии и социологии здесь не обойтись, в противном случае эффекта от использования различных приемов управления не будет вообще.

Психологические методы управления в менеджменте нужно использовать для гармонизации отношений внутри коллектива и формирования спокойной обстановки. Сотрудники не должны испытывать дискомфорта при выполнении своих непосредственных обязанностей – это главная цель их применения. К таким приемам можно отнести программы по профотбору, дополнительному обучению, гуманизации трудовой деятельности и т.д.

Логика и аналитика

Нельзя забывать и о количественных методах управления в менеджменте, с помощью которых разрабатываются финансово-экономические и учетные планы. Они основываются на строгом анализе и вытекающих из него логических умозаключениях. Наиболее ярким примером здесь можно считать создание и реализацию бизнес-плана. Подобные способы руководством достаточно часто применяются при маркетинговых исследованиях и организации прочих финансовых проектов.

Данные методы должны отвечать на целый ряд вопросов. Например, как правильно произвести расчеты производства продукции, какое количество ресурсов для этого необходимо, сколько создать товаров для выполнения того или иного заказа, когда нужно начать работу, и т.д. Все они так или иначе работают с числами и показателями – самыми точными индикаторами успешности предприятия.

Управленческие обязанности

Функции и методы управления в менеджменте неразрывно связаны - первые определяют вторые. В теории существует пять основных функций: контроль, планирование, реализация, координация и организация. Последние две являются самыми сложными, поскольку направлены на создание структуры предприятия, упорядочивание всех ее элементов, выстраивание кроссфункциональных взаимодействий и предоставление возможности действия для более ответственных подчиненных.

Для создания удобной и простой системы управления необходимо определиться с целью работы предприятия. Отталкиваясь от нее, можно будет выработать стратегию достижения поставленной задачи. Важно, чтобы все сотрудники выполняли взятые на себя обязательства. На начальном этапе работы нужно определить, кто и за что в компании будет нести ответственность, желательно, чтобы речь шла о круговой поруке. Во времена существования СССР управленческие органы высшего уровня не имели какой-либо ответственности перед подопечными организациями. Эффективность контроля была существенно снижена, поскольку никто не отчитывался перед маленькими предприятиями за необоснованные и ошибочные решения.

Структурное формирование

Взаимосвязь форм и методов управления в менеджменте также очень велика. Внутри каждой структуры могут существовать дополнительные управленческие подразделения с собственными регламентами и возможностями вмешиваться в работу других отделов компании. Именно поэтому имеет смысл выделить структуры или формы управления в отдельную категорию. Всего их 6: матричная, линейная, программно-целевая, функциональная, дивизиональная и линейно-функциональная.

Самая простая из них - линейная, когда сотрудник подчиняется одному непосредственному руководителю. Главная проблема, с которой руководители сталкиваются на данном этапе - грамотный подбор персонала. Кроме того, все управленческие решения здесь принимаются достаточно сложным путем - сотрудник может получить разрешение на ведение той или иной деятельности, только пройдя по всей иерархии вышестоящих начальников. Медленная реакция на рыночные изменения как раз актуальна для крупных предприятий с подобной формой управления, где количество уровней достигает 5 и выше.

Если говорить об эффективном менеджменте, современные методы управления, используемые в нем, должны сочетаться с дивизиональной формой управления. Такая необходимость возникает из-за наличия у филиалов компании прав на ведение хозяйственной и оперативной деятельности, при этом руководители подразделений имеют возможность внедрять новаторские предложения и даже идти на согласованный риск. С помощью дивизионального управления можно добиться грамотного сочетания общей стратегии компании и самостоятельной тактики филиалов и внутренних отделов.

Построение идеальной системы

Методы управления в менеджменте помогают в достижении максимальной эффективности деятельности предприятия, но и их может быть недостаточно. Важно воспринимать человека как главный источник эффективного производства, осуществлять планирование работы с точки зрения долгосрочной потребности в сотрудниках, рекомендуется работать с небольшим управленческим штатом. В развитых экономических странах стараются использовать эти простые правила, при этом в местных организациях большое внимание уделяется воспитанию в сотрудниках лидерских качеств, а из них в дальнейшем вырастают неплохие руководители.

Ориентация на человеческие ценности должна находиться в центре любой менеджерской системы, в противном случае есть риск снизить мотивацию сотрудников до минимального уровня и постоянно находиться в поиске новых подчиненных. Работники должны иметь строго прописанную в должностных инструкциях автономию, таким образом, в них можно будет развить предприимчивость и умение брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

Идеи и правила поведения

Люди, не имеющие отношения к контролирующей деятельности, иногда путают принципы и методы управления в менеджменте. Принципы представляют собой идеи, направленные на реализацию регулирующих функций, а методы - четкие действия по их претворению в жизнь. Все действия, направленные на контроль деятельности в организации, должны выполняться только на основе научных подходов и после предварительного анализа. Например, тщательно выверенная система наказаний и поощрений может побудить сотрудников достигать высоких целей как для себя, так и для компании в целом.

Один из принципов, который обязательно должен быть использован - сочетание ответственности, обязанностей и прав. Все поставленные задачи должны выполняться в срок, при этом у сотрудников должно быть понимание того, чем грозит для них и для организации несвоевременное завершение работы. Обязанность руководителя - быть максимально честным с подчиненными, научить их строить логические взаимосвязи и проводить аналитику собственной деятельности в рамках своего же функционала.

Демократизация и адаптация - явления, которые не так давно появились среди методов управления в менеджменте. Их характеристики подразумевают, что каждый сотрудник должен иметь право участвовать в регулировании действий предприятия. Новые работники должны получать максимум внимания и информации от своих наставников, а также быть способными адаптироваться к структуре и внутренней культуре организации.

Сложности управления

Руководитель, у которого в подчинении находятся сотрудники, постоянно сталкивается с различного рода трудностями, и это - вполне нормальное явление. Чтобы оставаться на плаву и достигать нужных результатов, ему просто необходимо использовать различные методы управления организацией, в менеджменте без них просто не обойтись. Одна из основных задач начальника – контроль деятельности своих сотрудников, особенно на начальном этапе. Идеального сочетания строгости и справедливости удается добиться далеко не сразу, однако руководителю нужно стремиться именно к нему.

Психологи рекомендуют поддерживать спокойную и позитивную атмосферу в коллективе. Сотрудники должны иметь возможность профессионального развития, а компания - необходимость в более развитых специалистах и готовность вкладывать в них ресурсы, время и деньги. С социальной точки зрения работник должен получить возможность общения с окружающими людьми и возможность роста над ними.

Несмотря на огромное количество методов, направленных на управление персоналом, зачастую их не получается использовать в полном объеме. Главная причина этого - все сотрудники, которыми руководит менеджер, совершенно разные, поэтому при решении задач нельзя использовать только одну методику в качестве панацеи. Намного проще сначала выяснить мотивацию абсолютно каждого подчиненного и, исходя из нее, составить индивидуальный план работ, который поможет развитию и процветанию компании.

Комментарии