Коррекция детских страхов. Особенности детских страхов
Детские страхи — это неотделимая составляющая всех этапов взросления ребенка с характерным отражением его текущих проблем и переживаний. Каждый ребенок имеет в душе хотя бы одну затаенную тревогу, которой ему сложно поделиться. Помочь самостоятельно решить проблему и получить неоценимый опыт преодоления жизненных препятствий – в этом и есть смысл коррекции детских страхов.
Страхи ребенка: какие бывают
Детские страхи в дошкольном возрасте — это не всегда результат собственного переживания ребенка или вывод, сделанный на базе его личного негативного опыта. Дети более подвержены социальным тревогам, чем большинство взрослых, потому что не понимают смысла многих происходящих вещей и готовы принять версию более опытного авторитета за истину.
Классификация детских страхов имеет условное этиологическое разделение по трем группам:
- основанные на опыте – возникают как следствие стрессовых эпизодов, возможность повторения которых вызывает у ребенка отчетливое чувство страха (упал с дивана и ударился – боязнь высоты). Такие виды детского страха принимают навязчивую форму, которая с возрастом может перейти в фобию;
- сюжетно-фантастические – включают страхи темноты, в которой могут прятаться монстры; боязнь шкафов, подвалов (по аналогичной причине). Нередко бредовые фантазии доходят до кажущегося абсурда – ребенок начинает бояться предметов быта, игрушек;
- внушенные извне – это все те ужасы, которые взрослые люди носят в себе и поневоле или специально высказывают в присутствии ребенка, либо непосредственно ему. Здесь: боязнь машин на дороге, незнакомых людей, страх ослушаться, иначе последуют всяческие неприятности (вор украдет, чудовище съест).
Следует понимать, что даже самая глупая на взгляд взрослого человека причина, по которой маленький ребенок боится оставаться один или просит не показывать ему какую-то вещь, не должна быть проигнорирована или выставлена на смех.
Классификация по Фрейду
Изучая такой аспект, как детские страхи, Фрейд вывел формулу соответствия возраста ребенка с периодами познавания им своего тела и формирующимися на почве этих двух факторов — комплексов и беспокойств.
Согласно теории Фрейда, развитие личности ребенка происходит по следующему алгоритму:
- Оральная стадия (до 1,5 лет) – ребенок сосредоточен на ощущениях, которые получает через рот. Здесь: формирование сосательного и глотательного рефлексов, новые вкусовые нюансы прикормов, желание затянуть в рот игрушку и попробовать ее на вкус. Невозможность спокойного принятия пищи, периодически плохое настроение матери во время кормления, неприятные вкусовые ощущения или травмы ротовой полости способны наградить ребенка массой комплексов и неосознанных беспокойств.
- Анальная стадия (1,5-3,5 года) – ребенок усваивает новую науку справлять естественные нужды сидя на горшке и обнаруживает свою способность управлять мышцами тела. Необходимо, начиная с этого периода, позволить малышу проявлять самостоятельность и отстаивать себя как личность. Постоянные запреты и ограничения послужат развитию живущего вечными страхами, безвольного человека.
- Фаллическая стадия (3,5-6,0 лет) – ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу и проводит много времени за изучением своих гениталий. Битье по рукам, внушение ребенку, что он поступает плохо, что он «неправильный», приводит к глубокой подсознательной закладки комплекса неполноценности и страхов, связанный с обесцениванием личности.
Чтобы не вызвать неустранимые психологические нарушения, нужно позволить ребенку пройти через путь самопознания и обязательно отвечать на все его вопросы относительно строения и функций его тела.
Страх и возраст
В последние десятилетия граница биологического взросления ребенка немного сдвинулась в сторону раннего созревания, поэтому период социальных страхов, ранее приходящийся на 11-12-летний возраст, сейчас наступает в младшем школьном возрасте – приблизительно в 9-10 лет. Каковы причины, виды и особенности проявления детских страхов обуславливают обе стороны этой незримой границы?
Биологические или ранние страхи малыша и дошкольника включают в себя 6 периодов остроты, проявляющиеся у разных детей в различной степени:
- 0-6 месяцев – хлопки, громкие звуки, отсутствие мамы;
- 7-12 месяцев – процесс переодевания, посторонние люди, непривычные предметы быта и чужие помещения;
- 1-2 года – отсутствие взрослых, врачебный персонал, страшные сны;
- 2-5 лет – темнота, маленькие помещения, большая вода (море, река);
- 5-7 лет – страх смерти, осознание скоротечности жизни;
- 7-9 лет – болевые ощущения, высота, одиночество, несчастные случаи, стихийные бедствия.
Особенности детских страхов в предподростковые и подростковые годы тесно связаны с реализацией личности в социуме. Школьники боятся насмешливого отношения окружающих, остаться в одиночестве или показаться недостаточно красивыми. Нередко чувство тревожности побуждает подростка искать защиты в «детском» или слишком агрессивном поведении.
Причины возникновения тревожности
Психоанализ детских страхов показал, что почти все эпизоды формирования тревожности происходят у ребенка при непосредственном участии членов семьи и окружающей его привычной обстановки. Бывает, что малыш уже рождается эмоционально обостренным, но опять-таки – если мама во время беременности много волновалась или болела.
Естественной причиной детского страха как завуалированного инстинкта самосохранения будет неблагоприятная бытовая среда. Это может быть алкоголизм одного из родителей, частые скандалы, уходы отца или матери из семьи. Ребенок подсознательно перенимает тактику затаившегося зверька и ощущает себя в относительной безопасности только в периоды затишья.
Похожим поведением ответит дошкольник и на чрезмерную «педагогическую» строгость по отношению к нему, но здесь еще к страху физической расправы прибавится опасение не справиться с возложенными задачами. Все вместе это, как правило, выливается в комплекс тотального неудачника и приспособленца.
Противоположная ситуация – дестабилизирующая опека, использующая в качестве основного педагогического приема внушение, что мир вокруг враждебен и опасен. Понятно, что ребенок будет бояться всего, что не лежит в очерченном вокруг него «кругу безопасности», и этот детский страх останется с ним как боязнь всего нового (неофобия).
Психологическая травма любого характера — это всегда комплекс сопутствующих страхов, будь то смерть домашнего питомца или залетевшая в спальню малыша страшная летучая мышь. Не нужно ожидать, пока полученное впечатление от эпизода перерастет у ребенка в навязчивую тревогу – необходимо «проговорить» ситуацию, если ребенок уже старше трех лет, и отвлечь малыша на веселые игры, если смысл успокаивающих слов ему пока непонятен.
Наблюдательная диагностика детских страхов
Есть такое определение признаков боязливости, как «маячки страха», достоверно указывающие на то, что ребенок охвачен тревогой, которой не может подобрать объяснение. Наблюдательность взрослых, постоянно находящихся рядом с ребенком, обязательно выделит эти «маячки» из числа прочих эмоциональных проявлений:
- застывший, «замерзший» взгляд ребенка, зафиксированный на каком-либо объекте;
- привычка сворачиваться «калачиком» сидя, во время игры или просмотра телевизора;
- потливость ладоней, не связанная с физиологическими причинами;
- направленная на неодушевленные предметы агрессивность, часто повторяющиеся игры в войну, разрушение, стремление ломать игрушки;
- очевидное получение удовольствие от наглядных страданий животных или более слабых и беззащитных детей;
- резко проявляющиеся боли в голове или животе, повышение температуры, тошнота и рвота накануне определенного повторяющегося события (урок у строгого учителя, поход в гости к какому-нибудь родственнику).
Отвечая на вопросы психолога или проводя самостоятельную диагностику детских страхов, нужно вспомнить и обозначить как можно больше примеров тревожащих признаков, а также восстановить события, сопровождающие большинство фактов. Как правило, проблема быстро обнаруживает себя, если она обрастает многочисленными подробностями или повторяется с неизменной периодичностью (например, ребенку становится плохо перед каждым посещением репетитора по математике).
Психоанализ детских страхов у дошкольной категории пациентов проводится посредством заполнения тестового листка родителями. Выводы, которые при этом делают близкие, основаны на наблюдении за поведением ребенка в последний период (несколько дней, неделю, месяц).
Творческая диагностика - рисование
В основе почти всех практических методик по работе с детскими страхами лежит визуализация проблемы через рисунок. Творчество – самый естественный путь самовыражения человека в любом возрасте, а рисование – еще и наиболее информативный. Для проведения теста требуется чистый лист нелинованной бумаги и пачка карандашей от 8 до 12 цветов.
Если практикум подразумевает свободную тему, то оценивать стоит только полностью готовую работу. Причину детского страха следует искать в «ключевом» предмете, вокруг которого будет выстроен сюжет всего рисунка.
Иногда ребенок с неудовольствием берется за предложенную работу – рисует небрежно, только чтобы избежать давления со стороны взрослых или совсем отказывается от предложения «пофантазировать». Это говорит о нежелании обсуждать «больную тему» или боязнь «сделать что-то не то». В таком случае, лучше перейти к другим диагностическим методикам, а рисование отложить до времени, когда ребенок будет готов обсудить причину своей тревоги.
Цветопередача в тестовых заданиях
В числе первых моментов, на которых психолог заострит внимание, анализируя творческую работу, – цветопередача. Использование пассивных, глухих тонов, вроде серого, черного или темно-коричневого, указывает на уже сформировавшуюся проблему и глубокое стрессовое состояние маленького пациента. Если при этом рисунок будет буквально изборожден сильным нажимом карандаша, то это сигнал о самостоятельных попытках ребенка справиться со страхом, вытолкнуть его из себя.
Другие цвета, согласно эмоциональному спектрометру психолога М. Люшера, означают следующее.
Цвет | Ощущение себя | Устремление |
Синий | Удовлетворение текущими событиями | Потребность в полном согласии |
Красный | Активная жизненная позиция, форсирование событий, жизнелюбие | Необходимость успешности каждого предприятия |
Зеленый | Серьезный взгляд на жизнь, душевная открытость | Желание все время ощущать поддержку и быть в безопасности |
Желтый | Душевная открытость, позитивность | Стремление к переменам, чувству абсолютной свободы |
Важным моментом творческого теста является рисование себя. Если ребенок изображает фигуру, отождествляющуюся со своей личностью, по просьбе психолога, то тут определяющими аспектами анализа становится соотношение детского «Я» на рисунке с другими фигурами. Если образ ребенка служит центром сюжета на вольную тему, то такая картинка является уже прямым обращением к взрослым. Цветопередача и характер рисунка определят это обращение как крик о помощи или попытку самовыразиться через графику.
Домашняя коррекция страхов в игровой форме
Коррекция детских страхов в спокойной домашней обстановке возможна, если тревога малыша еще не приняла навязчивого течения и не переросла в одну из форм психического расстройства. Основой домашнего метода является диалог, в ходе которого родители осторожно и доброжелательно беседуют (не расспрашивают, а беседуют!) с ребенком на тему, что такое страхи, откуда они приходят и как с ними справиться.
Беседа должна вестись в игровой форме, лучше всего - в виде сказки, где родитель начинает фразы, а ребенок их заканчивает, как ему хочется. Начать можно так: «В одной пещере, далеко отсюда, прямо посреди высоких гор жил несчастный, никому не нужный…». Ребенок отвечает, и сказка продолжается, в соответствии с его выбором «горного жителя». Вовлекаясь в игру, малыш перестает контролировать свое нежелание делиться с проблемой и постепенно выдает все свои «страшные тайны».
Важно правильно построить сюжет сказки, повернув события таким образом, чтобы несчастный «монстр» к концу повествования вызывал уже не страх, а желание с ним подружиться, пожалеть его. При агрессивном настрое ребенка можно и уничтожить чудовище, сбросив его в глубокую пропасть или заточив на тысячу лет в высокую башню.
Обязательно во время игры нужно наделить ребенка «сверхспособностями», которые отпугивают всех без исключения отрицательных персонажей. Например, пусть герой, внушающий страх, сам боится, но не всех подряд, а именно кареглазых мальчиков, когда они делают «сердитое» выражение лица и говорят: «Пошел вон!» Хорошо порепетировать с ребенком, проигрывая ситуацию, как он прогоняет чудовище, и оно смешно убегает далеко-далеко, по дороге предупреждая всех остальных монстров, что «с этим мальчиком шутки плохи».
Родителям следует помнить, что независимо от видов и причин детских страхов они не кажутся ни глупыми, ни «пустыми» самому ребенку, и убеждать его в том, что «он уже большой, чтобы бояться» - лишняя трата времени. Пусть малыш знает, что все взрослые, когда были детьми, чего-то боялись, и в этом нет ничего стыдного. Только встретив полное понимание и «выговорив» все мучившие его «ужасы», ребенок сможет спокойнее принимать свое взросление и не чувствовать себя одиноким.
Коррекция Венгера
Техника доктора Венгера «Уничтожение страхов» используется для работы с детьми после пятилетнего возраста и включает в себя пять последовательных этапов по преодолению тревожности. Занятие проводится в присутствии папы или мамы ребенка, которые не должны вмешиваться в ход беседы.
Содержание пяти пунктов методики от детских страхов должны меняться, в зависимости от возрастных критериев пациента, уровня его психического развития, темперамента, стремления к сотрудничеству с психологом.
- Сначала психолог просит ребенка рассказать немного о себе: чем увлекается, что любит, а что – нет. Если пациент идет на контакт хорошо, то специалист может напрямую спросить его, не боится ли он чего-нибудь, как быстро засыпает? Чаще ребенок не готов к прямым вопросам и еще на этапе «вступления» начинает проявлять скованность. Тогда психолог осторожно направляет его «в тему» до тех пор, пока не получит нужную информацию. Затем следует разъяснение ребенку, что бояться – это нормально, но чтобы дать понять страху, что он тут - не главный, его нужно научиться прогонять. Пациенту предлагают закрыть глаза и вспомнить тот момент, когда он впервые осознал, что боится. Он должен описать свой страх – как выглядит, где прячется, как он пахнет и т. д.
- После персонализации страха как существующей единицы следует его визуализация. Ребенка с помощью цветных карандашей просят изобразить страх так, как он его видит и ощущает. На этом этапе дошкольнику требуется помощь, ведь страх для него может оказаться абстрактным понятием, лишенным конкретного образа. При формировании образа на бумаге специалист задает наводящие вопросы, спрашивая, какого цвета этот страх, какие у него глаза, сколько у него рук, ног (лап).
- Получившееся в итоге создание нужно рассмотреть, вспомнить что-нибудь, с ним связанное. Для достижения нужной цели дошкольник должен осознать и признать вслух, что изображенное чудовище – именно тот персонаж, который его пугал, и он сейчас не в голове ребенка, не под кроватью или в шкафу, а здесь – на листке бумаги. Уничтожить его в таком уязвимом состоянии очень просто – нужно просто порвать рисунок на мелкие кусочки. Психолог не участвует в уничтожении рисунка, но поддерживает эмоциональный азарт ребенка подсказками: «А давай еще мельче порвем!», «Кидай прямо на пол, вот так, еще и ногой наступи!» Потом все клочки тщательно собираются, мнутся и отправляются в корзину со словами: «Даже и кусочка не потерялось, все выкинули, нет его больше!»
- Теперь осталось донести до ребенка всю важность осуществленных им действий – он справился, ему нечего бояться и в будущем, а если в его жизни возникнет новый страх, то он теперь знает, как с ним легко и просто справиться. Детям постарше с хорошо развитым логическим мышлением следует объяснить принципы психотехнической борьбы со страхом.
- Заключительный, пятый этап, не считается обязательным, но рекомендуется, особенно в отношении дошкольников, которым очень важно по несколько раз получать подтверждение того, что уже все хорошо и плохое не вернется. Фаза «закрепления эффекта» основывается на самовнушении.
Работа с родителями
Своевременное распознавание детских страхов и их преодоление – это только на 10-15 % работа психолога. Как в древние времена противоядие делали из того же растения, откуда добывали яд, так и решение проблемы следует искать в месте ее зарождения – в семье. В первую очередь необходимо устранить любые причины обоснованного страха ребенка – боязнь неудачи или наказания, опасение стать предметом насмешек или домашнего разбирательства «с пристрастием».
Похвала за успешно выполненное дело, вне зависимости от его значимости - это лучшее лекарство против неуверенности в себе, порождающей все без исключения виды страхов. Ребенок не должен опасаться, что его накажут, даже если поставленная перед ним задача оказалось не выполнена или выполнена неправильно. Но в то же время, добиваясь приятного чувства гордости за успех и поощрения взрослых, он будет стараться преодолевать в себе неудачника и этим самым подавлять в себе все проявления этой слабости.