Казахстанский город Актау: население и история

Областной центр Казахстана построен на пустынном берегу Каспийского моря, когда-то совершенно не приспособленном к жизни. До сих пор население города Актау пьет опресненную морскую воду. В советское время здесь жили атомщики, сейчас в основном проживают нефтяники.

Общий обзор

Город находится в юго-западной части Казахстана, является административным центром Мангистауской области. Актау построен в пустынной местности, по генеральному плану, разработанному Ленинградским проектным институтом.

Актау (переводится с казахского как белая гора) город стал называться с 1991 года. Первые два года с момента основания в 1961 году это был поселок Актауский. Потом был переименован в Шевченко в честь украинского поэта Тараса Шевченко, который отбывал ссылку в середине 19-го века в этих местах. Население Актау, особенно более возрастная часть, в обиходе иногда использует старое название города.

В городе находится единственный в стране морской порт, из которого ходит паром в Баку. Кроме того, отсюда отгружаются сухие грузы, сырая нефть и нефтепродукты. Железнодорожная станция находится в соседнем городке Мангыстау - станция "Мангышлак", до которой 20 км. Международный аэропорт находится на расстоянии 25 км.

Природные условия

Город не имеет естественных месторождений пресной воды. Питьевая и техническая вода для предприятий и населения Актау производится путем смешивания дистиллята из испарительных установок со слабоминерализованной артезианской водой из месторождения "Куйлюс". В советские времена, в 1972 году, была запущена первая в мире атомная опреснительная установка. Сейчас она заглушена, и испарители используют вторичный пар с ТЭЦ.

Климат в регионе пустынный, с очень жарким летом - температура может достигать +45 °C, а грунт раскаляется до + 70 °C. В интернете популярны ролики, когда здесь жарят яичницу на сковороде, нагретой только воздухом. Для растительности необходимо искусственное орошение. Средняя температура самого холодного месяца - января +1,4 °C, самого жаркого - июля +29 °C. Среднегодовая температура составляет + 15,2 °C.

Начало работ

История Актау началась в 1948 году, когда на Меловом мысу был построен небольшой маяк. Его снесли во время строительства жилых микрорайонов. Одновременно со строительством города был построен новый маяк Меловой, который разместили на крыше жилого здания. В 2017 году ему исполнилось 54 года, хранители сооружения - семья, которая долгое время следит за его работой, живет на верхнем этаже дома. Маяк является достопримечательностью города, поскольку достаточно редко такие технические сооружения размещают на жилых зданиях.

В 1956 году геологоразведочная партия была направлена на полуостров Мангышлак для разведки и уточнение запасов металло-фосфорных руд. В 1959 году организована дирекция строящегося Прикаспийского горно-металлургического комбината по адресу Гурьев-20, Казахская ССР. Тогда территория Актау относилась к Гурьевской области, ныне Атырауской. В этом же году у мыса Мелового была затоплена баржа, на основе которой построен причал. При помощи местного населения Актау построены первые саманные полуземлянки, в которых проживало около 200 семей. Строительные материалы для строящегося комбината и жилья начали подвозить морем. Поселок городского типа получил наименование Актауский.

Основание города

Поселок быстро разрастался, строились магазины, ларьки, было организовано централизованное снабжение водой. Лучше стало с продовольствием, овощами и фруктами, которые подвозили морем из Махачкалы. В 1961 году численность населения Актау составляла 14 000 человек, из них 8 350 работало на производстве. В 1963 году был присвоен статус города, а в 1964 году к 150-летию украинского поэта он переименован в Шевченко.

В 1961 году было построена 3 500 кв. м жилья, почти 250 семей переехали из землянок в благоустроенные квартиры. Построены школы, библиотеки, кинотеатры, проведена железная дорога к комбинату. В 1970 году население Актау составляло 59 015 человек. К 1971 году основная часть города и базовое производство были построены.

Областной центр

В 1973 году Шевченко становится административным центром только что образованной Мангышлакской области. В 70-80-х годах продолжилось строительство инфраструктуры, построены автомобильные дороги, начались железнодорожные и авиационные пассажирские перевозки. Кроме расширения производства на комбинате, были построены морской порт, энергозавод, крупнейший в Европе завод по производству пластмасс, мясокомбинат и другие крупные предприятия. Население росло в основном за счет притока специалистов из других регионов страны.

В 1979-м численность населения города Актау достигла 110 575 жителей. В 1984 году была сдана в эксплуатацию первая очередь азотно-тукового завода, а в 1987 году предприятие начало экспортные поставки минеральных удобрений. В 1989 году в городе проживало 159 245 горожан. В последний год советской власти население Актау достигло 169 000 человек.

Годы независимости

Первые годы после образования независимого Казахстана тяжело дались экономике города. Сначала снизили объемы производства, а потом закрылись многие промышленные предприятия. К 1999 году была заглушена атомная опреснительная установка, законсервирован урановый карьер, а Мангистауский атомный энергокомбинат стал банкротом. Количество жителей уменьшилось до 143 396 человек. Большое количество русскоязычных специалистов уехало из страны, другая часть жителей переехала в более благополучные районы.

В последующие годы население стало быстро расти за счет развития нефтедобывающей отрасли. Высокие цены на нефть, иностранные инвестиции резко увеличили предложение рабочих мест. В 2016 году в городе зафиксировано максимальное (185 353 человека) в истории количество жителей. В 2017 году население Актау в Казахстане составляло 183 350.

Комментарии
Да явно писатель не из Актау а всю информацию берет из интернета и как в мясорубке фарширует цитата "История Актау началась в 1948 году, когда на Меловом мысу был построен небольшой маяк. Его снесли во время строительства жилых микрорайонов." Во первых первый маяк находился на берегу моря. Во вторых его снесли не из-за строительства жилых микрорайонов. В третьих если не знаешь где он находился не пиши лучше, не вводи людей в заблуждение.
а вот карты дорог города 1967 года так нигде и не нашел а жаль