Языковой портфель: описание технологии обучения, характеристики, плюсы и минусы

Изучение иностранных языков с каждым годом не ослабевает, а только набирает свои обороты. Знание английского становится все чаще и чаще необходимым условием приема на работу и дальнейшим развитием по карьерной лестнице. Сегодня совсем не обязательно оканчивать специализированное учебное заведение, чтобы почувствовать себя комфортно в иной речевой обстановке.

Иностранный – значит чужой

В современных школах второй язык начинают изучать уже со второго класса, но, несмотря на раннее внедрение в программу, это не обеспечивает должного уровня овладения неродной речью к концу ее окончания. И долгие годы он продолжал оставаться не просто иностранным, но поистине чужим для большинства учащихся на фоне всех остальных предметов. Безусловно, дело всегда было в его оторванности от практической нужды применения для ребенка.

И как следствие, редкий ученик выходил из стен учебного заведения с умением легко и лаконично излагать свои мысли на неродном ему языке. Хотя времени было потрачено предостаточно. Итак, каким же образом меняется ситуация в последние годы?

Внедрение новых технологий

Современные методы обучения не обходятся без использования всевозможных гаджетов, и это является наиболее оптимальным подходом к решению проблемы. На сегодняшнем этапе практика преподавания иностранной речи включает и проектные, и информационные технологии, а также языковой портфель.

Что же он собой представляет? Это своего рода дневник, только не совсем личный. Включает в себя сборник материалов и заданий, которые призваны отражать индивидуальный опыт учащегося, т. е. исходные данные едины, но как они будут переработаны и чем наполнены, зависит от каждого конкретного ученика. Это настоящее поле для творчества и саморазвития, контролируемого наставником.

Для младших школьников языковой портфель – это дневничок с яркими и красочными изображениями, оформленный в соответствии с возрастной категорией и уровнем изучения иностранного языка, который содержит увлекательные задания, интересные деткам.

Подобный журнал дает возможность отслеживать объем выполненной работы и рост достижений (как самостоятельно, так и совместно с наставником - учителем или родителем), также в нем очень хорошо отображается динамика овладения изучаемым предметом в различных аспектах.

Актуальность на раннем этапе обучения

Чем отличается начальная школа от последующего получения образования?

В первую очередь тем, что маленькие детки идут туда с желанием, открытые к новым испытаниям и достижениям. Они уже изначально замотивированы, благодаря своей любознательной природе, и здесь крайне важно поддержать этот интерес к жизни в стенах учебного заведения. И эффективность самого процесса преподавания языка на младшей ступени обусловлена не столько непосредственным изучением материала, для чего нужна высокая степень осознанности и усидчивости, сколько возможностью живо взаимодействовать с учителем и сверстниками, делиться полученными знаниями с родителями. Маленькому человеку очень важно «пощупать» свой умственный багаж и задействовать в его реальности.

Если перейти конкретно к рассматриваемому предмету, технология языкового портфеля по английскому – это удачное сочетание игры и реальной жизни, в которой участвуют не только ученики и учителя, но и их родители. Она отображает личный опыт учащегося, а не персонажей из учебников.

Когда ребенок с малого возраста включен во взрослые процессы, но в детской упаковке, это готовит его очень аккуратно, естественно и незаметно к «настоящей» жизни, в которую он приходит с соответствующим багажом умений. В дальнейшем живое обучение формирует у ученика способность к самостоятельному мышлению, видению причинно-следственных связей и адекватной оценке окружающей обстановки.

Цели и суть ЯП

На основе вышесказанного выделяются следующие задачи внедрения данной технологии:

  • Основная идея технологии лежит в «переключении внимания» с объекта дающего на принимающий, т. е. в центре оказывается не учитель, а именно ученик, который теперь не просто пассивно воспринимает знания, но видит смысл в их реализации на практике и применении в повседневной жизни.
  • Языковой портфель выступает «рычагом автономности», иными словами, стимулирует школьника к формированию ответственности и самостоятельности посредством необходимости задействовать свой личный умственный потенциал и опыт и невозможности списать готовые ответы у одноклассника.
  • И как следствие, целью служит повышение интереса к изучению предмета и пониманию важности межкультурной коммуникации.
  • И в заключение коренным фундаментом разработки является сопоставление российской системы образования с европейскими нормами

Что лежит в основе

Европейский языковой портфель как инструмент самоконтроля и одновременно управления процессом усвоения знаний и результатов обучения был сформирован в 2000 годах и внедрен более чем в 30 странах, среди которых и Россия, и предназначен для использования в процессе обучения неродным языкам.

Он призван содействовать становлению единой площади овладения актуальными европейскими языками, развитию и сохранению межкультурного многообразия, в первую очередь нацелен на фокусирование роли учащегося в образовательном процессе, побуждение его к действию и формированию рефлексии в процессе освоения иностранной речи.

Что включают в себя нормы ЕЯП

Это документ, в котором фиксируется разного рода опыт изучения языка и межкультурной коммуникации. Он содержит следующие данные:

  • Языковой паспорт – это информация об ученике, его поставленные цели и достижения в изучении неродного языка.
  • Время за границей с целью освоения языка.
  • Курсы, семинары, лекции.
  • Дипломы, сертификаты.
  • Использованные материалы, литература.
  • Биография – это история освоения речи. Предполагает планирование самого процесса и включение наиболее оптимальных способов изучения языка.
  • Досье, или копилка – это «отдел сбора информации», иными словами, здесь возможно хранение творческих работ, сочинений, проектных работ, итоговых тестов, других важных достижений в этом направлении.

Принцип работы

Для преподавателя ЯП служит методом развития навыков рефлексии у учеников касательно пройденного материала и проделанной работы.

На младшем этапе задача наставника заключается в поддержании заинтересованности, а также обеспечении детей необходимым арсеналом для продуктивной деятельности с целью освоения неродной речи и в развитии в них тяги добывать знания самостоятельным путем.

Ориентировочное содержание языкового портфеля по английскому языку может выглядеть следующим образом:

  • Приветствие или название дневника.
  • Портрет ученика (ФИО, дата рождения, родной город и т. д.).
  • Цели изучения (почему мне важен и для чего нужен). Цели помогает формировать наставник.
  • Успехи по английскому языку.
  • Секция «Я умею говорить …» (темы, конкретные слова, фразы, ситуации и т. д.).
  • Домашние работы, доклады.
  • Тесты, оценка усвоенного материала.
  • Школьный проект в команде ребят.
  • Индивидуальный проект, мини-сочинение.
  • Самая любимая работа.
  • Оценка наставника.

Поскольку языковой портфель является так называемым общественным, но все же дневником, ребенок сам ответственен за его оформление, выбор заданий и включение тех работ, которые отображают его успехи и достижения. Учитель играет роль направляющую, мотивирующую и контролирующую. Также рекомендации по наполнению ЯП приведены в соответствующих главах учебника.

Преимущества

Очевидные плюсы технологии:

  • Возможность отслеживать собственный прогресс, делая это автономно и на протяжении всего периода обучения.
  • Мотивирующая форма процесса: увлекательные задания, направленные на развитие творческого потенциала.
  • Практический функционал: полная сопряженность с повседневной жизнью и реальностью конкретного ученика.

Отрицательные моменты

Но, как и у любой технологии, есть обратная сторона. В чем же она заключается в случае работы с ЯП?

  • Во-первых, она носит стандартизированный, но не стандартный характер, т. е. не совсем привычный формат. И вследствие этого ведет к трате дополнительного времени у наставника на обсуждение с каждым учеником его проекта.
  • Во-вторых, становится крайне важным включение в процесс помощи со стороны родителей. Это, к сожалению, не всегда возможно. Предполагается, что дети воспринимают процесс как увлекательную игру, но, чтобы это действительно было так, а не только в расчетах, необходимо четкое выстраивание творческого процесса с незаметным вмешательством в него.
  • Любая стандартизация может встретить противодействие, что отразится в неприменимости технологии ко всем ученикам.

My Language Portfolio

Рассмотрим, что включает в себя самый популярный портфель, созданный для учащихся всех возрастов в школах России – серия Spotlight.

"Английский в фокусе" - языковой портфель, который состоит из 4 секций:

1. Языковой паспорт (language passport) – записи-подтверждения успехов и достижений ученика.

2. Языковая биография (Language Biography) – умения и речевые компетенции, также в раздел включены цели и задачи:

  • All About Me – все обо мне или кто я есть (общие данные, значение языка в жизни ученика, стремления и т. д.).
  • How I Learn – как я учусь (что помогает в освоении, какие методы ученик использует для запоминания слов, особенности мышления и восприятия, какие средства являются не столь эффективными для конкретного учащегося и т. д.).
  • My World of English – мой мир английского (включает прочитанные истории, стихи и песни, которые школьник знает наизусть, просмотренные видеоматериалы и тому подобное).
  • Now I Can – а теперь я могу (предполагает использование листов самооценки для помощи в анализе сформированных языковых навыков и приобретенных умений: что может прочитать, о чем рассказать, насколько хорошо понимает речь на слух, какого уровня владения достиг в соответствии с общепринятой шкалой и т. д.). В конце каждого месяца рекомендуется заглядывать в этот раздел с целью контроля уровня своих знаний.
  • Future Plans – планы на будущее (дальнейшие действия ученика по развитию речи на иностранном языке).

3. Досье (Dossier) – копилка «материального доказательства» освоения английского языка: творческие проекты, сочинения, выполненные контрольные задания и тому подобное.

4. Дополнительные материалы (Extra Activities) – может содержать все то, что не было включено в любую из вышеперечисленных секций и ученик считает целесообразным добавить в свой документ.

Языковой портфель, 2 класс

На данном этапе учащиеся выполняют творческие задания по темам модуля, что позволяет им с раннего возраста работать самостоятельно и, уже опираясь на небольшой, но личный опыт, принимать решения, также развивает активное отношение к обучению.

Ориентировочный индивидуальный языковой портфель по английскому языку (2 класс) включает следующие аспекты:

  • Passport - автобиографический раздел (ФИО, дата и место рождения, родной город, школа).
  • Family tree – рассказ о семье, о том, на каких языках говорят в семье.
  • Language biography – биография, успехи и таблица самооценки.

Я умею читать

- Короткие сообщения на открытках

- Небольшие рассказы с картинками

- Простые диалоги

- Соотносить слова с картинками

- Рекламные вывески

Когда я слушаю, я понимаю

- Числа и время

- Как зовут собеседника и сколько ему лет

- Простые команды

- Детские стишки и песенки

Когда я разговариваю, я могу

- Поприветствовать собеседника и спросить, как дела

- Представиться, сказать, как зовут и где живу

- Поблагодарить собеседника

- Попросить дать мне какой-либо предмет

- Сосчитать до 100

- Называть цвета, животных, овощи, фрукты

- Сказать, что нравится и не нравится

- Рассказать стихотворение на английском

Я умею писать

- Небольшой рассказ о семье

- Список своих интересов

- Основные цвета, названия животных, овощей, фруктов

- Поздравительные открытки

  • Dossier – копилка, куда вкладываются картинки, фотографии, открытки, выполненные задания, проекты, другие творческие результаты деятельности.

Следующий этап

Ориентировочный индивидуальный языковой портфель в 3 классе включает следующие аспекты:

  • Language passport - автобиографический раздел: мой портрет, цель изучения (для чего мне нужно знать английский язык).
  • Language biography – успехи и достижения.

Я умею читать

- И понимать тексты с новыми словами

- Простые письма личного характера

Когда я слушаю, я понимаю

- Простые просьбы и указания

- Диалог одноклассника и учителя

- Содержание коротких текстов

Когда я разговариваю, я могу

- Рассказать о себе (как зовут, где живу, любимые занятия, домашние животные)

- Спросить собеседника, что он любит и не любит делать

- Рассказать, каким видом спорта занимаюсь, и спросить об этом собеседника

- Спросить одноклассника, что он любит кушать на завтрак, обед, ужин

- Рассказать про свой распорядок дня

- Описать животное, части тела

- Поздравить с праздниками

- Обсудить, какой подарок можно купить на день рождения

- Назвать любимое время года и актуальные занятия в каждый из них

Я умею писать

- Слова по изучаемой теме

- Выписывать слова, предложения из текста

- Ответы на простые вопросы

- Поздравления

  • Dossier – копилка с творческими заданиями.

Языковой портфель в 4 классе

На этом этапе обучение включает следующие аспекты:

  • Language passport - автобиографический раздел - мой портрет (имя, возраст, номер телефона, описание внешности, увлечений, что люблю/не люблю делать и т. д.).
  • Language biography – успехи и достижения.

Навыки

Темы языкового портфеля по английскому

Я умею читать …

Когда я слушаю, я понимаю …

Когда я разговариваю, я могу …

Я умею писать …

- Еда и напитки

- Одежда и покупки в магазине

- Описание внешности человека

- Описание животных

- Эмоции и чувства

- Времена года и актуальные занятия

- Школьные предметы и занятия

- Письмо другу

  • Dossier – копилка с творческими заданиями.

Комментарии