М-2140: фото и описание, технические характеристики, история создания

«Москвич-2140» (М-2140) – это типовой заднеприводный седан четвертого поколения из семейства «полторы тысячи». Выпускали его на АЗЛК (г. Москва) в течение 13 лет, до 1988 года. Сразу по окончании Московских Летних Олимпийских игр в августе 1980 года число таких авто перевалило за три миллиона, а за два года до прекращения производства этой модели очередной «Москвич-1500» SL поставил новый рекорд и стал четырехмиллионным. Увы, но до снятия с производства этой модели выпустить еще один миллион автомашин М-2140 не удалось.

Являя собой глубокую переработку предыдущего семейства «Москвичей» с индексом 412, он настолько покорил сердца многих автолюбителей, что его продолжают покупать даже в XXI веке и отнюдь не в коллекционных или корыстных целях. Их восстанавливают, причем запасные части выписывают не только из России, но и из-за границы и ездят, правда, осторожно и не зимой. Так, приобретший «Москвич» этой модификации немец, будучи гражданином ГДР (сейчас мало кто помнит про эту нашу советскую заграницу), за 40 лет эксплуатации проехал на нем более миллиона километров и ни в какую не соглашается менять его на современный автомобиль.

История создания

В начале 80-х годов прошлого века производитель автомобиля «Москвич» (далее по тексту - АЗЛК) переживал тяжелые времена. Семейство автомобилей «Москвич-412» исчерпало ресурс модернизации, и требовалась концептуально новая модель. В производство не пошли такие перспективные модели, разработанные как что-то среднее между продукцией АЗЛК и ГАЗ, как «Серия 3-5» и «Серия С» («Крокодил Гена»).

Глубокое усовершенствование предыдущих автомобилей

Создать принципиально новый автомобиль не удалось, и решили всемерно модернизировать серии 408 и 412. Над этими проектами параллельно работали три фирмы:

  • Непосредственно АЗЛК.
  • Германская фирма «Дизайн Порше».
  • Парижское отделение американца «Лоули».

В результате иностранные проекты были отвергнуты, и продолжателем традиций, воплощенных в автомашине «Москвич-408», стал «Москвич-2138», а М-412 - 2140, соответственно, «Москвич-2140». Работу по рестайлингу начали в 1975 году. Она была проведена быстро, и уже через год автомобиль пошел в серийный выпуск. Эти две модели отличались только внешним дизайном и двигателем.

Экспортный вариант

Любопытна реакция специалистов АЗЛК на сообщение о том, что за заказанный в США проект модификации семейства «1500» для повышения заграничных продаж было выплачено 80 тысяч долларов США. «Если бы нам дали эту сумму в рублях, мы сделали бы лучше», – говорили советские инженеры. В итоге так и получилось. Американскую версию «зарубили», а наши специалисты бесплатно (за одну только зарплату и текущую премию) разработали модификацию «Люкс SL». Эту модификацию АЗЛК производил в кооперации с югославами (фирма Saturnus), расплачиваясь за получаемые детали бартером: самими автомобилями.

Производство экспортного варианта М-2140 с индексом 2140SL (1500SL, 2140-117) было начато в 1981 году. Эта машина могла похвастаться новой панелью приборов, пластиковыми бамперами с хромированными накладками и молдингами, а также цветом металлик, который был тогда редкостью. Автомобили отечественной сборки в основном покупали в странах социалистического содружества, тогда как авто отверточных сборок раскупали и в капиталистических странах.

Сборка за пределами СССР

Автомобили «Москвич» в режиме «отверточной сборки», в том числе и М-2140, собирали в Болгарии и Бельгии. При этом объемы производства были немаленькие: более двух десятков тысяч авто в год. При этом если в Болгарии, которая была социалистической страной, соблюдали практически полностью наш технологический процесс, то Бельгия, как капиталистическая страна, внесла в эту работу существенные изменения. Так, фирма Scaldia-Volga S.A. могла поставить английский или французский двигатель, а также изменить интерьер и дизайн. В результате «Москвич» продавали в четырех комплектациях: Normal, L. S., Elita и Rally. Небольшой предпродажной переработкой грешил и финский дилер АЗЛК - «Konela» (зеркала заднего вида, фароомыватели высокого давления).

Модификации

М-2140 имел много модификаций. Ниже мы приведем некоторые из них:

  • «Москвич-2140Д». Обычный кузов с ослабленным двигателем, рассчитанный на распространенный и дешевый в то время вид топлива марки А-76.
  • «Москвич-214006 (214007) ». Вариант для продажи за границу.
  • «Москвич-2140-117» или 2140СЛ. Люксовый вариант для заграничных продаж (модель выпускали на протяжении 6 лет).
  • «Москвич-2140-121». Специальный таксомоторный вариант с креслами, покрытыми заменителем кожи (выпускали 6 лет).
  • «Москвич-21403» – «инвалидка» с РУ (производили 9 лет).
  • «Москвич-21406». Деревенский вариант с улучшенной проходимостью и ослабленным движком, особыми тормозами, укрепленной подвеской, надежным буксировочным приспособлением (производили 10 лет).
  • «Москвич-21401» – врачебный седан (для обслуживания больных на дому). Для облегчения дезинфицирования салона его максимально обивали материалами искусственного происхождения.
  • «Москвич-214026» (214027). Это экспортная версия для англоязычных стран с левосторонним движением транспорта (руль установлен справа). Было два варианта: для обычного и субтропического (тропического) климата.
  • «Москвич-2315». Это седан с открытым и закрытым кузовами (модель собирали в течение 5 лет мелкими партиями из отбракованных автомобилей).
  • «Москвич-2137» - универсал семейства «полторы тысячи» (не сходил с конвейера 10 лет).
  • «Москвич-2734» – карго-фургон для перевозки малых партий груза (данную модификацию выпускали в течение 6 лет).
  • «Москвич-1600 Rallye» (AZLK 1600 SL Rallye) - спортивные версии М-2140, созданные для участия в различных ралли. Отличаются датами омологации –1976 и 1983 год соответственно. Имели форсированные движки и принципиально отличные от КПП М-2140 коробки передач, а также тормоза.

Описание конструкции

За счет модернизированного кузова и светотехники, которые соответствовали требованиям второй половины прошлого века, автомобиль «Москвич-2140» стал полностью соответствовать существующим на тот момент времени стандартам безопасности движения.

Также, чтобы не нарушать соответствующие международные требования, что было критически важно при продажах этого автомобиля за рубежом, его оснастили новейшими передними дисковыми тормозами, травмобезопасным рулем и мягкой приборной панелью. На сиденья были установлены подголовники. В случае лобового столкновения они смягчали удар головы при возвращении тела по инерции назад. Появилась (даже раньше, чем на «Жигулях») аварийная сигнализация, а наружное освещение и стоп-огни автоматически ночью снижали свою яркость.

Дополнительные изменения М-2140

Внесенные в 1982 году дополнительные изменения в основном коснулись его внешнего вида. Исчезли форточки, колесные колпачки, хромированный обвод решетки радиатора и черная полоска между задними фонарями. Был установлен «люксовый» руль и отопитель салона, внесены изменения в конструкцию бамперов. Заменены имевшиеся обозначения на «Москвич» и «АЗЛК».

Большое число таких автомашин оснащали шинами с металлокордом, а некоторые даже имели обогреватель заднего стекла.

Основная характеристика М-2140 – это вес перевозимого груза. Сама по себе эта модель автомобиля весила чуть более одной тонны и максимально могла перевозить груз массой до 400 килограммов. В машине могли находиться водитель и четверо пассажиров, запасное колесо и содержимое багажника внутри автомашины, а также багажник на крыше с грузом до 0,5 центнера. При этом было необходимо подкачивать задние колеса до соответствующих атмосфер и соблюдать скоростной режим не выше его средних показателей.

Как выглядит М-2140? Фото можно увидеть в статье. Сейчас такие автомобили редко можно встретить на улицах.

М-2140: технические характеристики

Базовая модель автомобиля «Москвич-2140» имела следующие параметры:

  • Двери (штук) – четыре.
  • Пассажиры (человек) - четыре.
  • Размер в длину – 425 сантиметров.
  • Размер в ширину – 155 сантиметров.
  • Размер в высоту (без дополнительной нагрузки) – 148 сантиметров.
  • Расстояние между осями – 240 сантиметров.
  • Размер колеи - 127 сантиметров.
  • Клиренс - 17 сантиметров.
  • Двигатель М-2140 – четырехцилиндровый, на бензине, карбюраторного типа, четырехтактный.
  • Нетто-объем движка – 1,48 кубических дециметров.
  • N движка (мощность) – семьдесят пять лошадиных сил. Разгон до ста километров за двадцать секунд.
  • КПП – шестеренчатая (четыре ступени – четыре передачи вперед и одна назад).
  • Демпферы (амортизаторы) – жидкостные (гидравлика), телескопические.
  • Тормозная система – спереди диски, а сзади «барабаны».
  • Расход бензина – около девяти литров на сто километров.
  • Скорость (максимальная) – 142 километров в час.
  • Вес нетто – одна тонна.
  • Вес полный без дополнительной нагрузки – 1080 килограммов.
  • Вес полный с максимальной дополнительной нагрузкой – до полутора тонн.

Участие в спортивных соревнованиях

«Москвич-2140» не смог обогнать по «славе» своего предшественника в спортивных гонках, хотя имел отдельные победы на этапах кубка Дружбы социалистических стран, Сатурнус (Югославия) и даже тысячи озер (Финляндия). Правда, от М-2140 в раллийных машинах оставался практически только один кузов, так как все остальное было как минимум модернизировано, а большинство деталей просто заменяли на те, которые могли поддерживать участие автомобиля в этих соревнованиях. Хотя и было изначально понятно, что на пьедестал почета ему не подняться. Это была гонка за «собственным хвостом» или за «фантомом» последнего в истории АЗЛК заднеприводного «Москвича».

Цена

На данный момент данный автомобиль можно приобрести на вторичном рынке по цене от 15 до 30 тысяч рублей в среднем. Есть также и почти идеальные экземпляры, продающиеся за 150 тысяч рублей. Но нужно понимать, что большинство моделей находятся в плохом состоянии. В первую очередь "Москвичи" требуют сварочных работ. После покупки приходится переваривать днище, пороги и арки.

Заключение

АЗЛК проиграл схватку с «АвтоВАЗом», в том числе и по соотношению цена/качество продукции. Спрос на М-2140 упал до рекордно низкого уровня. Так, в 1984 году девять из десяти выпущенных «Москвичей» не были куплены, произошло затаривание. Его рейтинг упал так низко, что он лишь слегка смог обогнать «горбатого» - автомобиль марки «Запорожец». А летом 1988 года с заводского конвейера АЗЛК сошел последний «Москвич-2140».

Комментарии