Методическое объединение - это что такое... Определение, форма организации и система образования

Методическое объединение - это группа педагогов, которые совместными усилиями пытаются решать воспитательные и развивающие задачи. Оно включает учителей-предметников гуманитарных, математических, естественных, художественных дисциплин. Отдельно в каждой школе функционирует и методическое объединение учителей начальных классов.

Состав

В зависимости от специфики образовательного учреждения (числа педагогов) в каждой группе может быть 4-7 учителей одного направления деятельности. В рамках малокомплектных сельских школ формируется кустовое учебно-методическое объединение. В нем в очной либо дистанционной форме работают коллеги из нескольких школ.

Содержание деятельности

Работа методического объединения учителей достаточно многогранна и разнообразна. Учители анализируют вопросы, касающиеся повышения уровня учебной и воспитательной работы, качества навыков и знаний школьников, внедрения в практику инновационных педагогических методик. В ходе заседаний педагоги обсуждают учебники и образовательные комплекты (учебники, рабочие тетради), знакомятся с результатами апробации инноваций.

Работа методического объединения связана с составлением разнообразных проверочных тестов и контрольных работ для школьников, а также детальной проработкой результатов их проведения.

Характер деятельности

Методическое объединение - это группа творческих и ярких коллег. Их работа осуществляется по четкому плану. В нем формулируются особенности педагогической работы педагогов данного профиля, ставятся цели и задачи на новый учебный год, выявляются основные педагогические и организационные мероприятия:

  • экспертиза материалов;
  • оформление кабинетов;
  • определение тем для самообразования;
  • создание графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • определение тем для проведения заседаний.

Руководство МО

Кто возглавляет методическое объединение? Начальные классы в основном курирует заместитель директора по УВР, а руководитель группы назначается один из педагогов, который пользуется заслуженным уважением и доверием у своих коллег. В конце каждого полугодия составляется отчет по работе МО, в котором отмечаются направления деятельности, полученные результаты.

К примеру, методическое объединение воспитателей создается на базе детского дошкольного учреждения. Оно включает творческих и ярких людей, которые ищут оптимальные воспитательные приемы при работе с подрастающим поколением.

Методическое объединение - это совокупность единомышленников, заинтересованных в повышении собственного интеллектуального и профессионального уровня.

План работы МО

Предлагаем вариант планирования методической работы учителей ЕНЦ на полугодие.

  1. Работа над методическими темами.
  2. Обобщение опыта работы: публикации, выступления, мастер-классы.
  3. Повышение мотивации у обучающихся к предметам ЕНЦ путем вовлечения их во внеурочную проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
  4. Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, аттестация.
  5. Повышения внимания к профильному обучению: элективные и факультативные курсы.

Вопросы, рассматриваемые в 1 четверти:

  1. Планирование мероприятий в рамках декады экологии.
  2. Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по математике, экономике, физике, информатике, химии, биологии, экологии географии.
  3. Планирование участия педагогов МО во Всероссийском конкурсе методических разработок.
  4. Разное (вопросы о выдвижении кандидатур на награждение ведомственными наградами, анализ проблем).
  5. Отчеты по темам самообразования по графику.

Заседания МО во 2 четверти:

  1. Планирование декады математики, информатики.
  2. Отчеты по темам самообразования по графику.
  3. Разное.

Отчетность

Так как методическое объединение - это группа, которая создается по приказу директора образовательной организации, ее руководитель составляет отчет о работе по форме, выбранной в школе (детском саду). Что должно быть включено в отчетность? В первую очередь отмечается собственное образование. Методические объединения – форма работы, позволяющая повышать профессионализм современного педагога. Предлагаем вариант отчета по работе МО ЕНЦ за полугодие.

Тема работы: «Системно-деятельностный подход при формировании и развитии школьников при внедрении образовательных стандартов нового поколения».

Цели деятельности:

  • формирование у обучающихся основных компетенций путем вовлечения их в практическую деятельность;
  • выявление оптимальных методических приемов и образовательных программ по техническим и естественным дисциплинам;
  • систематизация лучшего опыта работы учителей-предметников;
  • создание комфортного климата в педагогическом коллективе

Задачи творческой группы учителей ЕНЦ

Работа педагогов направлена на решение следующих задач:

  • формирование позитивной ситуации, повышение мотивации школьников для мотивации их на приобретение новых умений и навыков;
  • модернизация методики проведения разнообразных мониторингов, направленных на выявление проблем;
  • подбор способов решения конфликтных ситуаций;
  • развитие одаренных детей посредством включения в профессиональную деятельность современных педагогических методик воспитания и обучения;
  • совершенствование работы с одаренными учащимися;
  • повышение значимости внеурочной деятельности;
  • работа по обобщению и обмену опытом между преподавателями

Работа МО осуществляется по трем направлениям:

  • преподавание предметов в соответствии с современными требованиями к уроку;
  • внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике, физике, информатике, химии;
  • внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предметов.

Темы по самообразованию

Для повышения своего профессионального уровня каждый педагог работает над конкретной проблемой. Темы для самообразования:

  • системно-деятельностный подход в обучении математики в рамках ФГОС;
  • методы формирования у обучающихся математических знаний;
  • развитие УДД на уроках математики;
  • инновационные подходы в преподавании химии

Педагоги принимали участие в следующих семинарах и профессиональных конкурсах:

  • конференция «Решения в области ИКТ в образовании»;
  • семинар «Организация проектной работы»;
  • олимпиада «Проекты и исследования в современном отечественном образовании»;
  • всероссийский конкурс для педагогов «Лучшая методическая разработка»

За анализируемый период учителями-предметниками МО были проведены мастер-классы, оформлены публикации:

  • в федеральном проекте «Звезды нового века»;
  • на сайте «Инфоурок»;
  • в районном методическом сборнике

Для повышения уровня преподавания педагоги систематически проходят курсовую подготовку. За рассматриваемый период учителя ЕНЦ освоили следующие курсы:

  • «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика", 48 ч.;
  • «Информатика и программирование в 8-11 классах», 72 ч.;
  • "Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика", 24 ч.;
  • «Химия. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.;
  • «Физика. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.

В рамках заседаний МО учителей ЕНЦ коллеги делились опытом работы над темой по самообразованию, анализировали проведенные ими открытие уроки и внеурочные мероприятия.

Работа с талантливыми детьми

Отдельное внимание в любом методическом объединении уделяется организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В рамках заседаний учителя проговаривают методики раннего выявления талантливых детей, что позитивно отражается на формировании познавательного интереса у школьников к преподаваемым дисциплинам. Результатом такой работы является наличие призером и победителей районного, областного этапов всероссийской предметной олимпиады.

В рамках внедрения образовательных стандартов нового поколения обязательным элементом является вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. На заседаниях методического объединения учителя ЕНЦ делятся опытом проектной и исследовательской работы со своими подопечными. За анализируемый период ребята стали победителями и призерами престижных конференций и творческих конкурсов разного уровня:

  • международного конкурса «Безопасный мир» от проекта «Кругозор»;
  • международного квеста по предпринимательству;
  • международного конкурса «Мириады открытий»;
  • всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»;
  • конкурса творческих проектов школьников от компании "Сименс";
  • научно-практической конференции "Шаг в будущее"

Заключение

В любой образовательной организации осуществляется планомерная и систематическая работа, направленная на продвижение инновационного педагогического опыта, обсуждение спорных вопросов, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения.

План работы, составляемый в каждом предметном объединении, является четкой структурой, позволяющей оценивать эффективность самообразования учителей и воспитателей, предотвращать «профессиональное выгорание» работников. При правильном подходе МО педагогов является стимулом для развития учителей-предметников.

Комментарии
Наш завуч заставляет руководителя методического объединения проверять рабочие программы и писать справку, собирать информацию по технике чтения и писать справку, собирать информацию по проведению входных работ и промежуточной аттестации и писать справку и т.д. А разве это не работа завуча? Кто компетентен в этих вопросах, прошу помощи разобраться.
Коллеги! Неужели никого не интересует этот вопрос? Мне очень бы хотелось узнать Ваше мнение.