Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, "Гениальность и помешательство": краткое содержание книги и отзывы читателей
Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне, королевстве Ломбардия-Венеция, в богатой еврейской семье. Его отец, Аронн Ломброзо, был торговцем из Вероны, а матерью была Зеффора (или Зефира) Леви из Чиери около Турина. Ломброзо происходил из рода раввинов, что привело его к изучению широкого круга тем в университете. Несмотря на проведение религиозных исследований в университете, Ломброзо в конечном итоге решил продолжить учебу в области медицины, которую он успешно окончил в университете Турина.
Краткая биография
После окончания университета, военной службы и ухода из армии Ломброзо руководил психиатрической лечебницей в Пезаро. Ломброзо женился на женщине по имени Нина де Бенедетти 10 апреля 1870 года. У них было пятеро детей, одна из которых - дочь по имени Джина, продолжила редактировать работы Ломброзо после его смерти. Позже Ломброзо оказался под влиянием своего зятя Гульельмо Ферреро, который заставил его поверить, что не всякая преступность исходит от врожденных факторов и что социальные факторы также играют значительную роль в процессе становления преступника.
Будущий автор "Гениальности и помешательства" - Ломброзо, изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа, но изменил свои планы и стал армейским хирургом в 1859 году. В 1866 году он был назначен лектором в Павии, а в 1878 году стал профессором судебной медицины в Турине. В том же году творец "Гениальности и помешательства" Ч. Ломброзо написал свою самую важную и влиятельную работу L'uomo delinquente, которая прошла пять изданий на итальянском языке и была опубликована на разных европейских языках. Однако только в 1900 году его работа была опубликована на английском. Позднее Ломброзо стал профессором психиатрии (1896) и криминальной антропологии (1906) в том же университете. Он умер в Турине в 1909 году.
Концепция криминального атавизма
Общая теория Ломброзо предполагала, что преступники-рецидивисты отличаются от злоумышленников многочисленными физическими аномалиями. Он предположил, что преступники представляют собой возвращение к первобытному типу человека, характеризуемому физическими особенностями, напоминающими обезьян, низших приматов и ранних людей, и в некоторой степени сохранившимися, по его словам, в современных «дикарях». Поведение этих биологических «откатов» неизбежно будет противоречить правилам и ожиданиям современного цивилизованного общества.
Спустя годы после антропометрических исследований преступников, сумасшедших и нормальных людей Ломброзо убедился, что «врожденный преступник» (reo nato - термин, данный Ферри) может быть анатомически идентифицирован благодаря таким чертам, как наклонный лоб, уши необычного размера, асимметрия лица, прогнатизм, асимметричя черепа и прочие «физические стигматы». Он считал, что конкретные преступники, такие как воры, насильники и убийцы, могут отличаться особыми характеристиками. Ломброзо также утверждал, что у преступников меньше чувствительности к боли и прикосновениям, более острое зрение, отсутствие нравственного чувства (в том числе раскаяния), больше тщеславия, импульсивности, мстительности и жестокости.
Преступники по наитию и все остальные
Кроме типажа «врожденного преступника» Ломброзо также описал «криминоидов» или случайных преступников, преступников по наитию, "моральных идиотов" и "криминальных эпилептиков". Он признал меньшую роль органических факторов у многих привычных преступников и упомянул тонкий баланс между предрасполагающими факторами (органическими, генетическими) и ускоряющими факторами, такими как окружающая среда, наличие позитивных возможностей или бедность.
Преступления и женщины
В «Преступной женщине», представленной в английском переводе Николь Хан Рафтер и Мэри Гибсон, Ломброзо использовал свою теорию атавизма, чтобы объяснить уголовное преступление женщин. В тексте Ломброзо излагает сравнительный анализ «нормальных женщин», выступающих против «криминальных женщин», таких как воровки и проститутки. Однако «упрямые убеждения» Ломброзо о женщинах представляли «неразрешимую проблему» для этой теории. Создатель концепции гениальности и помешательства Ломброзо был убежден, что женщины уступают мужчинам во всем, в том числе и в склонности к совершению преступлений.
Научные методы
Методы исследования Ломброзо были клиническими и описательными, с точными деталями измерения черепа и другими антропометрическими данными. Он не занимался строгими статистическими сопоставлениями преступников и не преступников. Несмотря на то что он позже узнал о психологических и социологических факторах в этиологии преступности, он остался убежденным в превосходстве своей криминальной антропометрии. После его смерти череп и мозг измерялись по его собственным теориям коллегой, как он просил в своем завещании. Его голова была сохранена в банке и все еще выставляется вместе с его коллекцией в Музее психиатрии и криминологии в Турине.
Теории Ломброзо были отклонены по всей Европе, особенно в школах медицины, связанных с Александром Лакассанэ во Франции, но не в Соединенных Штатах, где преобладали социологические исследования преступности и преступника. Считается, что его представления о физической дифференциации между преступниками и не преступниками серьезно оспаривались Чарльзом Герингом (The English Convict, 1913), который тщательно проанализировал и обнаружил незначительные статистические различия.
Чезаре Ломброзо, "Гениальность и помешательство" - краткое содержание
Чезаре Ломброзо, помимо его вклада в криминологию и введения понятия «дегенерация», считал, что гениальность тесно связана с безумием. В своих попытках развить эти понятия автор концепции гениальности и помешательства Ломброзо отправился в Москву и встретился со Львом Толстым, надеясь выяснить и предоставить доказательства своей теории гения. И это ему удалось, что показывает дальнейшая история его известного и скандального труда.
Книга психиатра Ломброзо «Гениальность и помешательство» была опубликована в 1889 году, и в ней утверждалось, что художественный гений был формой наследственного безумия. Чтобы подтвердить это утверждение, он начал собирать большую коллекцию «психиатрического искусства». Он опубликовал статью на эту тему в 1880 году, в которой выделил тринадцать характерных черт «искусства безумных». Хотя критерии, как правило, сегодня считаются устаревшими, его работа вдохновляла более поздних авторов по этому вопросу, в частности, Ханса Принцхорна.
Связь с научным миром
Книга "Гениальность и помешательство" итальянского психиатра Ч. Ломброзо вдохновила на работу Максима Нордау, о чем свидетельствует его преданность концепции дегенерации, а самого Ломброзо он считал своим «дорогим и заслуженным учителем». В своем исследовании гениев, спускающихся в безумие, Ломброзо заявил, что он может найти только шесть человек, у которых не было симптомов «дегенерации» или безумия: Галилео, Да Винчи, Вольтер, Макиавелли, Микеланджело и Дарвин. С другой стороны, Ломброзо утверждал, что такие люди, как Шекспир, Платон, Аристотель, Моцарт и Данте, все проявили «вырожденные симптомы помешательства».
Симптомы вырождения у гениев
Чтобы определить, какие гении были «вырожденными» или безумными, Ломброзо оценил каждого гения тем, показывали ли они «симптомы вырождения», которые включали преждевременность, долговечность, универсальность и вдохновение. Ломброзо дополнил эти личные наблюдения измерениями, включая лицевые углы, «аномалии» в структуре кости и объемы мозговой жидкости. Измерения взятых черепов включали показатели у Канта, Вольта, Фосколо и Фузиниери. Подход Ломброзо к использованию измерений черепа вдохновил исследования в области френологии немецкого врача Франца Йозефа Галла.
Гениальность и физиология
Автор "Гениальности и помешательства" Ломброзо связывал гениальность с различными расстройствами здоровья, перечисляя признаки дегенерации во второй главе своей работы, некоторые из которых включают различные физиологические аномалии вроде чрезмерной бледности. Ломброзо перечислял следующих гениев как «болезненных и слабых в детстве»: Демосфен, Бэкон, Декарт, Ньютон, Локк, Адам Смит, Бойл, Флаксман, Нельсон, Халлер, Корнер и Паскаль. Другие физические несчастья, связанные с дегенерацией, по Ломброзо, включали рахит, истощение, бесплодие, лефтуванность, бессознательность, глупость, сомнамбулизм, карликовость или диспропорциональность тела и амнезию. В своем объяснении связи между гениальностью и помешательством Ломброзо цитирует Ибсена, Джорджа Элиота, Браунинга, Луи Блана, Суинберна и др. Ломброзо далее приводил некоторые черты характера как маркеры вырождения: «любовь к особым словам» и «чувство вдохновения».
Критика
Методы и объяснения в книге психиатра Ломброзо "Гениальность и помешательство" были опровергнуты и раскритикованы американским журналом психиатрии. В обзоре книги они заявили: «Здесь есть гипотеза, утверждающая, что она является результатом строгого научного исследования и неохотной убежденности, подкрепленной очевидными истинами, искажениями и предположениями». Работа Ломброзо также подвергалась критике со стороны итальянского антрополога Джузеппе Серги, который в своем обзоре "Гениальности и помешательства" приходит к выводу, что все теории, пытающиеся объяснить природу гениев, созданы на основе наблюдения и субъективных предположений.
Невзирая на критику научного сообщества, успех все-таки был обеспечен книге Ломброзо "Гениальность и помешательство" - отзывы о ней до сих пор остаются восторженными, ибо читающая публика, как известно, любит необычные и экзотические теории.