«Теорема», П. Пазолини: сюжет, актерский состав, интересные факты, отзывы
«Теорема» Пазолини – скандальная кинолента, которая по сей день вызывает много споров. Фильм получился поистине неоднозначным из-за двусмысленности сцен и трактовки. Создателю проекта даже пришлось предстать перед судом – критики обвиняли режиссера в богохульстве и непристойности. Чем же эта экранизация так взбудоражила общественность?
О фильме
Картина являет собой притчу в жанре арт-хаус. Изначально вышла книга Пазолини, которая и послужила основой для его будущей притчи. «Теорема» в кинематографическом варианте была представлена в 1968 году, расколов кинокритиков на два лагеря. Одни зрители называли режиссера настоящим гением и пророком, а другие обвиняли в богохульстве. В целом проект интерпретируется как религиозная аллегория и урок психоанализа. Как и в своей книге, в «Теореме» Пазолини пытается передать тезис про тождество христианского вероучения и сексуального влечения. Сцены в фильме периодически совершенно беззвучны и представлены в тонах сепии, однако это не мешает зрителю понимать происходящее на экране.
Завязка сюжета «Теоремы» Пазолини
Сюжет сфокусирован на семье миланского фабриканта. Персонажи ведут довольно размеренную и скучную жизнь, которую режиссер решил подчеркнуть беззвучными сценами и кадрами в оттенке сепии. Вскоре их мир начинает преображаться – картинка становится цветной, появляются звуки. Первой причиной этих перемен становится визит почтальона, доставившего телеграмму о скором прибытии некого безымянного посетителя. Далее в кадре оказывается и сам внезапный гость, которому удается своим взглядом "совратить" всех обитателей дома, включая служанку и главу семейства Паоло.
Когда герой Теренса Стэмпа по неизвестным причинам уезжает из города, семья вновь возвращается к скучному образу жизни. Впрочем, отрешенность длится недолго – персонажи начинают заполнять душевную пустоту нелепейшим образом.
Неожиданное развитие сюжета
Дальнейшие события «Теоремы» Паоло Пазолини приобретают и вовсе неожиданный поворот. Будучи под впечатлением от встречи с обаятельным соблазнителем, каждый из членов семьи начинает испытывать тоску от его отъезда. После нескольких депрессивных дней дочь Паоло, красавица Одетта, оказывается в состоянии кататонии. Сын Пьетро, обезумев, пытается воссоздать на бумаге образ незнакомца. Супруга промышленника вступает в беспорядочные половые связи, пытаясь хоть как-то унять свою разбушевавшуюся страсть. При этом сам фабрикант решает оставить привычное дело и передает завод в распоряжение подчиненным, полностью утратив интерес к жизни. Служанка Эмили уверовала в то, что стала христианской мученицей.
Толкование фильма
Какой именно заложен смысл в «Теорему», Пазолини поведал зрителям сам. По его словам, картина ясно показывает, что буржуй всегда не прав и делает все неправильно, какие бы благородные порывы он при этом не испытывал. Интерпретация режиссера в марксистском стиле говорит о том, что на спасение в его истории могла рассчитывать лишь служанка, относящаяся к низшему классу. Кинематографист отмечает, что стремился представить Стэмпа как метафизического небожителя, в котором одни увидят темные силы, а другие – божество.
Название киноленты вполне оправдано в связи с геометрической точностью построения сюжетных линий. Множество сцен в притче повторяются дважды. Также подчинена строгой симметрии и вилла, на которой разворачивалось действие. Внимательные зрители заметят, что совращение героев притчи происходило в том же порядке, как и их доверительные беседы с загадочным гостем. Да и домочадцы избегают общения друг с другом, предпочитая вести диалоги исключительно с персонажем Стэмпа.
Интересные факты
В основе киноленты Пьера Паоло Пазолини «Теорема» лежит его же рассказ «Гость». За всю картину актеры произнесли лишь 923 слова. Хозяин дома и визитер и вовсе получили от режиссера по несколько реплик. Притче удалось попасть в сотню наиболее недооцененных фильмов по версии Beyond the Canon.
Несмотря на неоднозначность отзывов о «Теореме», Пазолини удалось выиграть суд по обвинению в непристойности. Во время оглашения своего решения судья отметил, что эротические сцены в фильме имеют исключительно идеологический характер, а сама кинолента является настоящим произведением искусства. «Теорему» номинировали на премию «Золотой лев».
Исполнители ключевых ролей
Роль обаятельного соблазнителя режиссер доверил Теренсу Стэмпу, который известен актерскими работами в таких популярных проектах, как «Меняющие реальность», «Коллекционер», «Три шага в бреду» и прочих. Несмотря на свой довольно преклонный возраст, актер и сейчас продолжает сниматься в кинолентах. В образе фабриканта Паоло предстал Массимо Джиротти, который за период своей карьеры успел сняться в более сотни картин, включая «Медею» и «Красную палатку». Супругу главы семейства изобразила испанская актриса Сильвана Мангано, также сыгравшая в «Приключениях Одиссея», «Дюне». Роль сына Паоло взял на себя Андрес Хосе Крус Сублетт, который после этого снялся всего в двух фильмах.
Дочь Одетту сыграла Анна Вяземски, прекратившая свою актерскую карьеру в конце 80-х годов, успев сняться в лентах «Китаянка», «Свинарник» и других. Образ служанки Эмилии достался Лауре Бетти – итальянской актрисе, которая также сыграла в «Сладкой жизни», «Двадцатом веке» и прочих картинах.
О режиссере «Теоремы»
Будущий писатель и кинематографист Пьер Паоло Пазолини родился в Италии 5 марта 1922 год в семье военного. С раннего возраста он увлекался литературой, отдавая предпочтение Достоевскому, Рембо. За свою жизнь знаменитый итальянец издал семь сборников стихов, и последний из них вышел в год его смерти. Пазолини имел активную политическую позицию, называя себя католическим коммунистом. Известный режиссер начинал свой путь в кинематографе с написания реплик в чужие сценарии, однако впоследствии сам снимал фильмы, одним из которых и стала скандальная «Теорема».
Жизнь Пазолини трагически оборвалась через семь лет после премьеры его неоднозначной притчи – постановщика нашли убитым неподалеку от Рима на одном из пляжей Остии. По сей день выдвигаются различные предположения о смерти и возможном убийце знаменитости, несмотря на то, что вскоре после обнаружения трупа некий Пино Пелози, занимавшийся проституцией, признался, что именно он убил режиссера. По словам молодого человека, Пазолини хотел воспользоваться его услугами, но был очень груб, что и привело к конфликту.