Концепция ресторана: маркетинговые исследования, разработка, готовые концепции с примерами, описание, меню, дизайн и открытие концептуального ресторана

Когда появляется желание открыть ресторан, всегда в ход вступает фантазия. Стоит только представить, как за уютными столиками сидят компании людей, все едят, пьют, смеются, а на фоне играет тихая, приятная музыка. Конечно же, можно пофантазировать и вообразить молодежное кафе, где собираются парни и девушки, они ярко одеты, вокруг все пьют такие же яркие коктейли, а зажигательные мотивы музыки заставляют отдаться танцу.

В совокупности все эти представления – это концепция ресторана. На первый взгляд, может показаться, что придумать то, как будет выглядеть ресторан, и какие блюда в нем можно будет заказать, крайне просто. Однако для того, чтобы место пользовалось популярностью следует учесть множество нюансов. Данная статья поможет разобраться в том, как подготовить описание концепции ресторана и что нужно учесть при ее разработке. А также можно будет ознакомиться с примерами уже готовых концепций, которые смогут послужить вдохновением для открытия ресторана.

Что это такое?

Для начала следует немного вникнуть в терминологию. И так, концепция ресторана – это некий план, в котором раскрывается идея создания точки общественного питания. Разработка концепции включает в себя процесс ответа на некоторый ряд вопросов, позволяющих создать на бумаге представление о том, как будет выглядеть заведение

В отличие от бизнес-плана, разработка концепции ресторана направлена на то, чтобы заострить внимание на важных организационных акцентах, таких, как дизайн, меню, персонал, обслуживание, а также возможность включения дополнительных услуг.

Опытные маркетологи рекомендуют начать создавать свой бизнес именно с разработки концепции. Далее, следует приступить к написанию бизнес-плана, который опишет всю идею более формальным языком и укажет на стоимость каждого действия. В целом эти два документа станут опорой при создании ресторана или кафе.

Важно отметить, что не стоит пытаться объединить концепцию и бизнес-план. Ведь, по сути, эти документы имеют разное предназначение. Так, бизнес-план будет интересен инвесторам или человеку, занимающемуся экономической частью вопросов. А вот описание концепции ресторана пригодится будущему администратору или управляющему, а также людям, которые будут задействованы в создании ресторана. При ознакомлении с описанием идеи будет проще понять, как оформить посещение, какие блюда будут в меню, как будут выглядеть официанты и все то, что сделает ресторан особенным.

И так, после того, как были определены цели и задачи, следует приступить к рассмотрению вопроса о том, как оформить концепцию ресторана. Пример структуры документа, приведенный немного ниже, подскажет с чего начать разработку.

Основной этап разработки концепции - исследование рынка

Для создания концепции ресторана маркетинговое исследование позволяет выбрать наиболее прибыльный путь развития бизнеса. Ведь прибыль - это главное. Иногда реальное понимание вещей может в корне изменить придуманную концепцию ресторана. Примером может послужить следующая ситуация. Человек, в силу своих интересов, взглядов на жизнь и неутолимого желания решает открыть ресторан с современной авторской кухней в небольшом городке. В городе есть два промышленных завода, и, к примеру, большая ферма. Большая часть жителей трудятся именно на этих предприятиях. Из реалий видно, что люди этого города большую часть времени проводят на работе, которая может быть требует от них тяжелого физического труда, то есть основная масса города – это люди со средним достатком. Исходя из ситуации можно предложить, что место, где будут подавать блюда из молекулярной кухни или салат со сложно выговариваемым названием, вряд ли будет пользоваться популярностью именно в этом городе. А вот концепция семейного ресторана, возможно, в этом случае будет более выигрышной, с точки зрения получения прибыли.

Что же должно быть учтено при исследовании рынка и возможностей при открытии ресторана? Конечно же, в первую очередь – расположение заведения. Если выбор мест для открытия кафе или ресторана не велик, следует начинать разработку концепции, отталкиваясь от этого момента.

Далее необходимо понять, кто будет целевой аудиторией, а проще говоря, постоянными посетителями ресторана. Важно изучить вкусы, предпочтения, интересы, а главное - возможности гостей, которые будут посещать заведение. При исследовании целевой аудитории, важно определить основную и второстепенную группы посетителей.

Определив эти моменты, нужно оценить конкурентоспособность. Здесь следует ответить на такие вопросы: сколько подобных заведений имеется в городе и как далеко они расположены, чем они привлекательны для гостей, а также какие у них существуют недостатки. Разобрав по деталям эти вопросы, будет ясно, что вкладывать в собственную, новую концепцию ресторана.

Структура концепции – с чего начать и как оформить?

Для того, чтобы воссоздать на бумаге ту картинку, которая находится в голове, следует начать со структуры. Она должна включать в себя следующие пункты:

  1. Общая идея заведения.
  2. Место размещения ресторана.
  3. Основные группы гостей.
  4. Выбор кухни (меню).
  5. Дизайн и общая обстановка заведения.
  6. Обслуживание гостей.
  7. Персонал (штат, критерии подбора и отбора).
  8. Оборудование и мебель.
  9. Дополнительные услуги.
  10. Привлечение клиентов.

Очередность этих пунктов имеет большое значение. Если предполагается, что ресторан открывается для того, чтобы зарабатывать на нем хорошие деньги, то нужно помнить – концепция должна соответствовать запросу тех клиентов, которые будут его посещать. Поэтому не стоит пренебрегать вторым и третьим пунктом, описанной выше структуры.

Общая идея

Этот раздел – начало описания, который послужит введением в саму идею. Здесь необходимо кратко изложить такие основные моменты, как блюда, особенности кухни, сумму среднего чека, основную и второстепенную группы посетителей.

Общая идея даст толчок для дальнейшего составления концепции. Длина этого пункта не должна превышать одной страницы.

Выбор меню

При разработке концепции можно поступить так:

  • разработать детализированное меню;
  • наметить основные контуры будущего меню (описать основные позиции и определить направление).

Лучше всего использовать второй вариант, а доработку всех нюансов поручить будущему шеф-повару. Этот раздел концепции должен также осветить такие моменты, как возможности введения блюд дня, сезонных и постных меню, фирменных блюд. Можно заранее предусмотреть возможности предоставления скидок, связанных с заказом определенных позиций. Из первых набросков рекомендовано сделать приблизительный просчет среднего чека.

Проработка интерьера

После того, как было определено, какой будет кухня и подаваемые блюда, следует приступить к разработке концепции дизайна ресторана. Стоит помнить, что этот раздел, по сути, в дальнейшем будет являться техническим заданием для дизайнера и рабочих, которые будут воплощать в жизнь задумку интерьера.

Важный момент – с точки зрения восприятия информации, у человека лучше всего развит именно визуальный канал. Поэтому дизайн должен притягивать, возбуждать аппетит и, конечно же, запоминаться гостям.

Существует множество готовых концепций ресторана с хорошим дизайном, но все они строятся на главном правиле – оформление помещений должно соответствовать уровню цен и обслуживания.

Обслуживание

Исходя из ценовой политики, определяется и уровень обслуживания гостей. Другими словами, чем дороже средний чек, тем выше должен быть и уровень обслуживания. В этом разделе следует учесть, как будут выглядеть официанты, администраторы и другой персонал. Важно определить и то, какими манерами должны обладать официанты, как они будут предлагать блюда.

Персонал

В этом разделе описывается количество необходимого персонала, уровень образования и опыт. Можно включить способы подбора, тестирования и отбора.

Важно уделить внимание вопросу возраста. А также предусмотреть варианты замещения.

Мебель и оборудование

Здесь нужно составить приблизительный перечень техники и мебели, которая будет использоваться персоналом в работе, и где будут размещаться гости. Следует учитывать всю технику, начиная от кухни, заканчивая подсветкой, музыкальным оборудованием и тем, которое будет находиться в туалете и коридорах.

Дополнительные услуги

Под дополнительными услугами стоит понимать то, на чем будет зарабатывать ресторан, помимо основной деятельности. Это могут быть доставка еды, организация закрытых вечеринок, кемпинг и многое другое.

Стоит помнить, что не все дополнительные услуги уместны в некоторых случаях. К примеру, для хорошего ресторана, где средний чек от 5000-7000 рублей, менее целесообразно организовывать доставку еды на дом. А вот предоставление возможности заказа банкетного зала для проведения семинаров, деловых переговоров или торжеств, будет более подходящим вариантом.

Привлечение клиентов

Исходя из того, какое направление было выбрано для реализации идеи об открытии ресторана, следует определить лучший способ привлечения гостей. Это могут быть реклама в социальных сетях, привлекательная наружная реклама, привлечение промоутеров и многое другое.

Краткий пример концепции ресторана

Данная концепция – это набросок, который поможет оттолкнуться от идеи и оформить ее на бумаге. Данный готовый пример концепции ресторана рассчитан на посадку в 50-70 посетителей, достаток которых составляет выше среднего. Для примера будет взят ресторан, название которого "Бурбон".

Раздел 1 – Общая идея. Она заключается в предоставлении услуг общественного питания для жителей и гостей города. При посещении ресторана, гость должен насладиться блюдами французской кухни и провести время в уютной обстановке, которая будет дополнена французскими музыкальными мотивами. Средний чек на еду и напитки в заведении должен находиться в пределах от 1500 до 2000 рублей.

Посетители ресторана "Бурбон" – это люди, которые ценят качество и легкость в еде и напитках, они предпочитают отдыхать небольшими компаниями. Их круг интересов наполнен спокойными хобби, в виде чтения книг и походов в театры.

Раздел 2 – Место размещения. Ресторан будет находиться на пересечении двух главных улиц города. Рядом заведением находится городская администрация, два торговых центра и частная клиника. Помимо этого, центр города всегда наполнен жителями, особенно оживленным он становится в выходные дни и вечернее время.

Раздел 3 – Меню. Основной концепцией меню является традиционная французская кухня. Основными позициями будут супы, салаты, горячие мясные блюда и выпечка. Средний чек при полноценном обеде будет составлять 1700-2100 рублей.

Меню должно предоставлять возможность заказа блюда дня. Для повышения интереса посетителей необходимо ежемесячно вводить уникальные позиции, которые можно будет заказать только в период действия предложения. А также в течение года будут разрабатываться летнее, осеннее, зимнее и весеннее меню. Рациональность сезонных меню должна быть подкреплена стоимостью сезонных продуктов.

Раздел 4 – Дизайн. Интерьер ресторана должен быть представлен в приятной, теплой коричнево-бежевой гамме. Стены должны быть украшены картинами. Зона барной стойки и места официантов должны находиться возле входа на кухню. Гостевые стола размещены по периметру зала, а в его центре будет размещена зона с цветами. Подставки под цветы и комнатные деревья будут в темных, коричневых тонах.

Раздел 5 – Обслуживание. При встрече гостей, официант должен провести людей за стол, в течение 1 минуты рассказать о новинках, сезонных блюдах и позициях дня. Далее, пока гости выбирают блюда из меню, он должен оставить их на 3 минуты, а после принять заказ. Обязательно официант предлагает напиток, подходящий к блюду, а также рекомендует десерт. Во время посещения ресторана гость должен видеть своего официанта, и по возможности не заказывать блюда через бармена.

Манера общения обслуживающего персонала – вежливая, доброжелательная, ненавязчивая. Одежда опрятная, чистая. Униформа должна состоять из черных брюк, белой рубашки и длинного коричневого фартука.

Раздел 6 – Персонал. Штат ресторана будет состоять из двух администраторов, одного шеф-повара, су-шефа, четырех поваров, бармена, шести официантов, двух уборщиц, двух кухонных работников и двух работников гардероба. Для поваров и официантов обязательно профильное образование или наличие подтверждающих документов о прохождении курсов по направлению деятельности. Возраст сотрудников – от 25 лет.

Раздел 7 - Дополнительные услуги. В качестве дополнительных услуг планируется возможность организации выездных банкетов по индивидуальным заказам.

Ориентируясь на структуру и пример концепции ресторана, можно воплотить в жизнь все те идеи, которые посещают голову. Стоит отметить, что любая концепция со временем может корректироваться или дополняться.

Заключение

Рассмотрев вопрос о том, как разработать концепцию ресторана, и для чего она нужна, каждый желающий сможет сделать это правильно. Так как от этого момента зависит, насколько понятной будет общая стратегия заведения.

В процессе создания концепции можно до мелочей продумать то, как будет выглядеть заведение, и какие гости его будут посещать. А уже после реализовывать задуманное по намеченному плану.

Комментарии
Добрый день.Мы семей арендуем ресторан-кафе.Здание находиться в конце города.Проходимость нет.Года 3 работали и подняли с 0.Потом на 8 месяц мы ушли связи поднятии аренды.Работал сам хозяин и все испоганил.Мы опять вернулись подумав что все будет хорошо.Но уже 4 месяца нечего нет.Не кафе не ресторан почти не кто не посещает.Даже на свадьбу не записываются.Что можно сделать.Подскажите пожалуйста.Спосибо.