"Отольются кошке мышкины слезки": цитаты про месть
Психологи говорят, что нельзя долго в себе носить обиду. Чувство несправедливости, которое человек испытывает, когда кто-то не видит его достижений, не ценит заслуг, присваивает его труд, оказывает на его здоровье разрушительное воздействие. Тем более опасно состояние того, кого предали близкие люди, от кого ушел любимый, кто из-за чужого вероломства остался у разбитого корыта. Люди, которые разрушили или изрядно подпортили человеку жизнь, сами продолжают жить и наслаждаться жизнью. И вот тогда рождается идея наказать обидчика. Цитаты про месть из произведений русских и зарубежных авторов, из мемуаров известных людей показывают, как по-разному в разных культурах и в разные исторические периоды относились к реализации возможности платить злом за причиненное зло.
"Око за око, зуб за зуб"
С древних времен человек задумывался над тем, имеет ли он право или нет выносить приговор виновным и самостоятельно вершить суд. Жажда справедливости толкала многих достойных людей на путь преступления, заставляла вынашивать планы кровавой мести. С ветхозаветных времен принцип «око за око, зуб за зуб» долгое время был руководящим даже у народов, которые впоследствии приняли христианство, о язычниках и говорить не приходится: сильным в те времена считался только тот, кто отвечал ударом на удар.
Когда цивилизованное общество еще не сложилось, в системе ценностей патриархата, где во главе был мужчина, его силу, в частности, измеряли способностью постоять за себя в борьбе с обидчиком. Его имидж бойца, воина, защитника интересов рода мог существенно пострадать, когда он не наказывал обидчика. У некоторых народов, развитие которых находится на первобытном уровне, законы кровавой мести действуют до сих пор. В цивилизованном обществе только представители некоторых субкультур и контркультур продолжают отчаянно отстаивать право на этот рудимент. Для культур, которые основаны на утверждении агональных начал, месть всегда оказывалась оправдана. Так в произведениях немецких авторов часто встречаются образы благородных мстителей – людей, которые восстанавливают справедливость с оружием в руках.
В романе «Зрелые годы короля Генриха IV» Генрих Манн писал:
Врагам надо мстить: этого ждут все, без этого нельзя. К тому, кто не мстит, нет уважения.
Вкус победы
Цитаты о мести отражают тенденцию, проявляющуюся в размышлениях великих авторов, найти способ погасить в себе стремление свести счеты. Главной альтернативой мести называют прощение, которое хотя и выглядит у многих авторов благородным и праведным, все-таки вкус имеет несколько пресный. К сожалению, прощение обидчика ни в какое сравнение не идет с тем удовольствием, которое получает тот, кто каким-то способом смог повергнуть своего врага. Поэтому месть называют сладкой, сравнивают с изысканным блюдом. Мститель уподобляется гурману, который колдует над ее приготовлением, заранее смешивая все ингредиенты грядущего фиаско своего врага. Грех, который человек в этом случае берет на душу, оказывается оправдан. Грешник, осознавая, что совершил преступление, наказав обидчика, начинает нередко терзаться угрызениями совести, когда проходит хмель победы, пытается искупить этот грех.
Как же я тебя ненавижу…
Цитаты про месть и ненависть отражают причинно-следственную связь между внутренними переживаниями человека и действиями, к которым они приводят. Ненависть – это огонь, сжигающий человека изнутри, который вселяется в него в тот момент, когда обнаруживается, что против него совершено какое-то зло. Единственный шанс загасить этот огонь – уничтожить источник зла. Это не обязательно должно быть физическое уничтожение: на криминал готов идти не каждый. Но унизить, втоптать в грязь, разрушить репутационные ресурсы – об этом мечтают многие. А еще можно, как в стихотворении Э. Асадова, просто остаться рядом с объектом своего негативного чувства, испортив тем самым жизнь не только себе, но и ему:
– Я ненавижу мужа своего!
– Ну, так уйди скорее от него.
– Уйти, конечно, просто. Но тогда
Он сразу будет счастлив. Никогда!
"Отольются кошке мышкины слезки"
Особенно изощренно мстят представительницы слабого пола. Цитаты про месть женщин демонстрируют, как изысканно и красиво они наказывают того, кто не оценил, не понял своего счастья – коварного изменщика. Иногда, как в известной песне, ради мести не жалея и собственной жизни, но чаще любой ценой стараясь показать, что можно быть счастливой и без него. Женская «ответка» редко носит спонтанный характер, скорее может прилететь через годы в виде «ножа в спину». Но, начиная с княгини Ольги, женщины демонстрируют более жестокие виды мести, когда речь идет о сведении счетов с обидчиками родных и близких.
Синдром жертвы
Изречения отражают и такой любопытный психологический нюанс: многие люди не решаются мстить не из благородства и не из страха быть наказанными. Достаточно распространен у современного человека синдром жертвы: человек испытывает болезненное наслаждение, смакуя свои переживания и рассказывая всем, какие ему нанесли обиды.
Мстить за обиду – значит лишать себя удовольствия, которое доставляют нам сетования на несправедливость (Чезаре Павезе ).
Непротивление злу насилием
Мораль Нового Завета, в основе которой лежит идея непротивлению злу насилием, перераспределила выбор в споре между местью обидчику и прощением в пользу последнего. В эпоху нового времени самым серьезным защитником этой идеологии становится Лев Толстой. Именно он настойчиво выступал за отказ от возмездия, настаивал на том, что сфера компетенции человека не включает наказание виновных: для этого существует Бог. Именно поэтому к роману «Анна Каренина» он выбрал эпиграф «Мне отмщение аз воздам» (Рим. 12:19).
"Не заводи врагов – не засоряй реку"
Когда Толстой создавал свою новую религию, он находил точки пересечения с близкими ему идеями и в восточных учениях. В даосизме и конфуцианстве можно найти немало цитат про месть, от которой следует отказаться, так как существует высший суд, который накажет виновных и покажет жертве, что возмездие настигло обидчика.
Восточная мудрость гласит:
Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага.
Обида, как стимул к саморазвитию
Слово «месть» обычно вызывает достаточно мрачные ассоциации, особенно когда речь идет о мести обманутой женщины. Хотя обман и предательство могут в одинаковой степени стать причиной как разрушения собственной жизни на пути к уничтожению врага, так и качественного ее улучшения. Неслучайно Джон Максвелл говорил, что «ваша жизнь на 10 % зависит от того, что с вами происходит, и на 90 % от того, как вы реагируете на эти события». Назло врагам можно стать лучше, краше, успешнее, иначе говоря, для многих женщин именно жажда мести стала стимулом к саморазвитию.
Классическим примером такого варианта «не кровавой мести» может быть реализация мечты Тоськи Кислицыной, героини любимого многими культового советского фильма «Девчата»:
Так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила бы! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей - так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!
Эх, жизнь моя жестянка!
Обидчиком может быть не только конкретный человек, но и жизнь в целом. Когда обстоятельства складываются не в пользу человека, он может стать озлоблен на весь мир, может начать мстить всему окружающему, разрушая все на своем пути. А может, как и женщина, униженная и оскорбленная, попытаться встать с колен и начать мстить, доказывая, что достоин лучшей жизни. И тогда осуществлением мести станут новые вершины, на которые удастся подняться. Именно о такой мести сказал Френк Синатра:
Лучшей местью является огромный успех.
Эта сладкая месть
Практические нет среди отечественных авторов тех, кто одобрял бы жажду мести, независимо от того, что явилось первопричиной ее появления. Никакая жестокость и никакая несправедливость, по мнению русских классиков, не оправдывает превращение человека в мстителя.
Среди европейских писателей достаточно много тех, кто с разными оговорками признает право человека на месть. Наиболее яркие цитаты про месть, которые поражают воображение читателя метафорами, позволяющими перевести абстрактное понятие «месть» в конкретные запоминающиеся образы, принадлежат перу Вальтера Скотта:
Мщение – лучший из земных напитков, и его следует смаковать по капельке, а не глотать с жадностью залпом.
Месть – это голодный волк, который только и ждет, чтобы рвать на куски живую плоть и лакать кровь.
Мщение, должно быть, сладко, если многие почтенные и благоразумные мужи предпочитают его всем другим наслаждениям, доступным бедным грешникам мира сего.
И братья меч вам отдадут…
Для многих авторов очевидно, что, начиная мстить, человек запускает механизм, который действует по принципу бумеранга. Сначала будет мстить он, потом будут мстить ему, потом могут начать мстить за него. Если братья меч не отдадут, цепочка зла не прекратится, и мститель сам может пасть в этой борьбе. В любом случае мщение так же губительно для того, кому мстят, как и для того, кто мстит.
Как сказал Стендаль, «мститель всегда расплачивается за свое мщение».