Религия в Латвии: к чему приводит толерантность

Латвию сотрясает религиозная революция. Если верить священнослужителям традиционных религиозных конфессий, происходит значительное сокращение числа прихожан. Это кажется еще более странным, если учесть, что в советское время, когда церковь переносила гонения и притеснения со стороны властей, приходы католических и православных церквей полнились верующими.

Дело не только в миграции за пределы страны. Конкуренция, как верный признак капитализма, добралась и до религии. В Латвии появление новых религий стало носить массовый характер. Они привлекают в свои ряды страждущих, которые ищут место, где их поймут и избавят от одиночества.

Со стороны психологии этот факт вполне объясним. Человек – существо религиозное, мы нуждаемся в осознании существования высшей силы, в вере в кого-то могущественного. Сегодня само понятие религии приобретает совершенно иной смысл. Она понимается как инкультурация религиозного опыта, поэтому представителю одной конфессии могут быть хорошо понятны религиозные мотивы и чувства представителя другой конфессии. Различия религий только в том, что под воздействием разных культур люди по-разному выражают свой религиозный опыт, используя при этом разную символику, одеяния, словесное выражение. Каждый человек ищет собственный религиозный опыт. Традиционные церкви в настоящее время часто лишь выполняют отведенные роли в обрядах – венчание, крещение, отпевание. Священники не вникают в проблемы прихожан, мало уделяют времени личному общению, из-за постоянной занятости и спешки им некогда поговорить с человеком о его внутренних терзаниях. Отсутствует духовность и возвышенность, которая была присуща церкви первых веков христианства. Когда-то монастыри были средоточием культуры. Монахи были олицетворением великой духовности и были способны передать ее прихожанам. Сегодня люди совершают церковные обряды, не имея ни малейшего представления об их истинном смысле.

Совершая свой религиозный поиск, люди читают книги, в которых есть упоминание Христа, но не имеющие никакого отношения к христианству. Как известно, спрос рождает предложение. Таким образом, религия в Латвии пала под натиском свободного рынка. В переломный момент активизируются предложения всевозможных товаров с духовной тематикой. Это феномен, который неизбежен в эпоху глобализации. Религиозная деформация в Латвии имеет массу примеров. Группа «Михари» возникла в Японии. Каким же образом она попала в Латвию? Ответ прост: ее принесла из Австралии эмигрантка-латышка. То есть сегодня нет никаких территориальных преград для распространения религиозных учений, они могут проникать в самые отдаленные уголки планеты.

Отношение к новым религиозным течениям может быть диаметрально противоположным. Одни одобряют новые веяния, считая их проявлением свободы воли и духа, другие утверждают, что это происки Сатаны. Но все же надо проявлять здоровый скептицизм и формировать свою точку зрения самостоятельно, изучать историю, методы каждой конфессии. Родиной большинства конфессий являются США, Индия, Китай, Япония. Если когда-нибудь рухнет коммунистический строй в Китае, люди станут больше мигрировать, значит, в Латвии появится еще больший разброс религий.

Однозначно ответить, какая религия в Латвии основополагающая, затруднительно. К этому вопросу нужно подходить системно, так как выделяют 5 основных религиозных семей, в которых произрастают корни разных религиозных групп.

Кришнаиты

Первая семья – кришнаиты. У них есть собственный ресторан, благотворительная кухня и магазин. В эту же семью можно отнести группу, избравшую учителем Шри Чинмой, деятельность которого заключена в искусстве. В Латвии к нему примкнула молодежь и творческая прослойка населения. Другая группа считает учителем гуру Ошо. Он умер в 1992 году, проповедовал освобождение от собственного «эго», от совести, призывал остановить время, жить здесь и сейчас. В Риге в Центре новых психологий работает религиозная группа, на занятия туда приходят в том числе и профессиональные психологи. Таким образом, религиозные идеи попадают в научную среду.

Эзотерико-гностические движения

Они предлагают свои тайные знания для избранных. Люди, входящие в группы рериховцев, антропософов, исповедуют эволюционную модель мира. Они хотят достичь особо высокого уровня духовного развития.

Семья постхристианских образований

Эта семья пользуется христианской терминологией. В 90-е годы были активны Свидетели Иеговы. Сегодня их обогнали мормоны. Их хитрость в том, что они предлагают бесплатные занятия английским языком, но в процессе обучения дают религиозные знания.

Некоторые группы из этой семьи проповедуют скорый конец света, о котором, по их мнению, свидетельствуют геополитические кризисы и землетрясения.

Неопаганизм

Основой этой семьи является феномен неоязыческих групп. Сюда относятся друидический орден и такие направления, как неодревнеримское, неодревнегреческое, недревнеегипетское. Основателем этой религии в Латвии считается Эрнест Брастиньш. Он считал христианство чужеродным для латышей и проповедовал истинно латвийскую форму язычества.

Постисламисткие группы

Эта группа немногочисленна. Движение «Бахаи» возникло на территории Ирана, оно имеет своего пророка, несмотря на то, что в Исламе пророк Мухаммед считается последним.

Таким образом, сложно однозначно утверждать, какая религия у населения Латвии доминирует, тем более что государственная религия отсутствует. Но если рассматривать религию в Латвии в процентах, то видна такая картина: протестанты-лютеране – 25%, католики – 21%, христиане – 10%, баптисты – 8%, старообрядцы – 6%, мусульманские – 1,2%, Свидетели Иеговы – 1,1%, методистские – 1%, еврейские – 1%, адвентисты седьмого дня – 0,4%, буддистские – 0,3%, мормонские – 0,3%.

К новым религиозным течениям нельзя относиться однозначно. Не следует слепо верить новоявленным гуру, но в то же время не нужно отворачиваться от члена семьи, если он начинает посещать занятия в религиозной организации. Возможно, нужно уделять больше времени и внимания отношениям в семье и задействовать семейного психолога, который поможет разобраться в сложившейся ситуации.

Комментарии