Балтийский судостроительный завод: история основания, адрес, выпускаемая продукция, фото

Балтийский судостроительный завод расположен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Предприятие является частью Объединенной судостроительной корпорации и одной из самых мощных российских судостроительных верфей.

История

После поражения в Крымской войне стало понятно, что для сохранения статуса великой морской державы, России требуется масштабная реорганизация военно-морского флота и судостроения. К процессам подключились частные инвесторы. В 1865 году купец 1-й гильдии Матвей Карр и инженер Марк Макферсон основали новый судостроительный комплекс, где проводились литейные, механические работы.

В 1874 году предприятие перешло в собственность английских акционеров. Через три года компания получает новое название - «Русское Балтийское железнодорожное общество». В 1894 году казна выкупает завод для Морского министерства, на предприятии начинают выполнять государственные заказы, что вывело компанию в лидеры отрасли.

Основной специализацией завода стала постройка металлических судов для флота России, кроме основной специализации, в цехах завода выпускали паровые двигатели и различные судовые механизмы. Первая отечественная подводная лодка была построена на верфях Балтийского судостроительного завода. Конструктором и инженером разработки нового для России вида вооружения стал Иван Александровский. В 1862 году из доков завода вышла броненосная канонерка «Опыт», ставшая первым российским судном, полностью построенным из металла.

Разработки и серийный выпуск

Во второй половине 19-го века на Балтийском судостроительном заводе был построен корабль «Адмирал Лазарев», он стал первым броненосным судном, предназначенным для береговой охраны, он прослужил на флоте 40 лет. Его успешный выпуск и испытания открыли эру серийному производству броненосных кораблей, укомплектованных вооружением и оборудованием отечественного производства. В 1877 году Балтийские верфи выпустили первый паровой двигатель, его мощность составила 5300 лошадиных сил.

Судостроительное предприятие «Балтийский завод» стал пионером в налаживании серийного выпуска кораблей, подводные судна не уступали в характеристиках западным и европейским образцам подобного вооружения. В начале 20 века компания выпустила первые российские дредноуты «Петропавловск» и «Севастополь». В 1900 году на предприятии был образован «Отдел подводного плавания», занимавшийся конструированием, разработкой и ремонтом подводных лодок. К 1938 году отдел был преобразован ЦКБ «Рубин».

После революции

В 1917 году на заводе остаются незаконченными линейные крейсеры «Измаил», «Кинбурн», корабли были уже на плаву, оставалась лишь доработка, но с отсутствием финансирования закончить работы не удалось. Судна передали на хранение в порт Санкт-Петербурга. В 1923 году судно «Кинбурн» было продано Германии, в качестве металлолома. Частичное финансирование возобновилось в начале 20-х годов. К 1928 году на Балтийском судостроительном заводе достраивают крейсер «Светлана», получивший новое название «Профинтерн».

В январе 1925 года на верфях завода закладываются четыре судна Советской России – лесовозы «Товарищ Сталин», они вступили в строй в 1927 году. В 1925 году налажен выпуск отечественных магистральных тепловозов, машины подобной конструкции еще нигде не выпускались. К 1931 году на воду были спущены 4 крупнейших пассажирских судна, способных перевозить до 960 пассажиров и 100 тонн грузов. Корабли предназначались для работы на Черноморских линиях.

С 1927 по 1931 годы завод выпустил три подводных лодки, сникавших себе мировую известность. Лодка «Декабрист» стала первой подводной лодкой Советского Союза, судно «Народоволец» известно как первый корабль ставший экспонатом музея. Наибольшее число достижений пришлось на долю лодки «Красногвардеец» - она принимала участие в Великой Отечественной войне, первой совершила плавание подо льдами Арктики и первой совершила поход в Западное полушарие Земли.

К началу Великой Отечественной войны на предприятии были разработаны, сконструированы и построены множество кораблей для ВМФ СССР, за что в 1940 году предприятие наградили орденом Ленина, отметив заслуги завода в деле укрепления обороноспособности страны.

Война и мирное время

В период военных действий Балтийский судостроительный завод работал на нужды фронта, в цехах занимались ремонтом кораблей, выпускали боеприпасы, строили тральщики, а также баржи и тендеры для Дороги жизни на Ладоге. Половина трудового коллектива отправилась на фронт.

По окончанию боевых действий на заводе освоили выпуск мирной продукции - грузовые и пассажирские суда, танкеры, сухогрузы, ледоколы, суда для научно-исследовательской деятельности.

Достижения

С 1971 по 1975 годы на Балтийском судостроительном заводе был построен атомный ледокол «Арктика», ставший крупнейшим судном такого типа на то время. Этому красавцу кораблю досталась мировая пальма первенства в достижении Северного полюса надводным путем. К 1992 году на предприятии построили несколько атомных ледоколов второго поколения, серию открыл корабль «Россия», спущенный на воду в 1985 году.

В 2007 году завершилось строительство крупнейшего атомного ледокола «50 лет Победы», водоизмещением 20 тысяч тонн с 14-ю палубами. На сегодняшний день он остается единственным в своем роде. В 80-е годы завод освоил строительство атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Были выпущены четыре судна этого типа, последний, «Петр Великий», спущенный на воду в 1998 году, не имеет мировых аналогов до сих пор.

Современность

К 2009 году Балтийский судостроительный завод выпустил два дизель-электрических ледокола «Санкт-Петербург» и «Москва». В 2009 году на предприятии приступили к строительству уникального сооружения – плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», проект не имеет аналогов в мировой практике судостроения. Мощность первой плавучей атомной электростанции составляет 70 МВт, срок эксплуатации без замены топлива – 10 лет, водоизмещение – 21,5 тысяч тонн, экипаж – 69 специалистов. Станция способна вырабатывать энергию для города с численностью населения 200 тысяч человек.

Также ПАТЭС располагает оборудованием для опреснения воды (240 тыс куб/сутки). В апреле 2018 года станцию начали буксировать к месту дислокации. На первом этапе она ошвартуется в Мурманске, где в ядерные установки загрузят топливо, после чего ПАТЭС отправится к месту постоянного базирования – в город Певек. На осень 2019 года запланированы испытания станции и ее ввод в эксплуатацию.

За всю историю предприятия здесь было построено более 600 судов военного назначения и множество уникальных кораблей, что делает завод лидером отрасли в области использования наукоемких технологий.

Производственные мощности

Балтийский судостроительный завод – это одно из крупнейших предприятий, где осуществляется полных цикл работ по строительству судов и кораблей. В структуру предприятия входят металлургические, машиностроительные производства, что позволяет выпускать полный комплект изделий для судостроения.

Производственные мощности состоят из подразделений:

  • Судостроительное производство.
  • Корпусообрабатывающее производство.
  • Сборочно-сварное производство.
  • Судомонтажное производство.
  • Достроечно-малярное производство.
  • Цех гребных винтов.
  • Производство дейдвудных устройств.
  • Металлургическое производство.
  • Производство котельного оборудования.
  • Производство теплообменного, емкостного оборудования.

Продукция

Балтийский судостроительный и механический завод занимают территорию площадью более 650 тысяч м2. Здесь расположен самый большой российский стапель, его длина составляет 350 метров, что позволяет возводить суда грузоподъемностью до 100 тысяч тонн.

В цехах компании производят следующую товарную продукцию:

  • Оборудование для химической промышленности.
  • Винты гребные, крупногабаритные из сплавов на основе меди.
  • Оборудование для ядерных электростанций.
  • Дейдвудные устройства.
  • Путевая, котельная арматура.
  • Агрегаты теплообменные.
  • Судовые валопроводы.
  • Котлы (главные, вспомогательные).

Основной продукцией завода является выпуск судов военного назначения, гражданских кораблей, балкеров ледоколов, химических танкеров и пр. Также компания поставляет стальное и цветное литье, выпускает продукцию для машиностроения, судовой энергетики и т.д.

Отзывы

Более 6 тысяч человек составляют штат сотрудников Балтийского судостроительного завода. Отзывы работников с положительными рецензиями рассказывают о своевременно выдаваемой заработной плате, задержки случаются, но не являются системными. Заработная плата начисляется согласно КЗОТ и включает все необходимые налоги и выплаты. Сотрудники указали, что в большинстве случаев коллектив на местах дружный, удается получить консультацию и можно рассчитывать взимопомощь.

Вакансии Балтийского судостроительного завода в основном открыты для специалистов рабочих профессий. То, что сотрудники требуются постоянно, указывает на высокий уровень текучки кадров. Как оказалось не все так просто. Претенденты обращаются в отдел кадров часто, не менее часто получают положительный ответ и начинают оформление документов. Иногда на весь процесс уходит около двух недель, но на момент оформления пропуска на завод, в отделе кадров спохватываются и отказывают в устройстве на работу. Получить ответ, почему изменилось решение – невозможно, ответов никто не дает.

Некоторые отказались от вакансии Балтийского судостроительного завода Санкт-Петербурга на этапе подписания трудового договора. Нередки случаи, когда на собеседовании кандидату предлагают высокий оклад, но в договоре он снижен на весьма приличную сумму. Кандидаты посчитали, что управление кадрами ведется некомпетентно или такой обман является политикой компании, во что трудно поверить.

Бывшие сотрудники отмечают, что на предприятии плохо обстоят дела с обеспечением инструментами и оборудованием для работы, но при этом никто не снижает нормы выработки, даже если без определенных приспособлений проделать работу невозможно. Многие приносили свои инструменты, надеясь на премиальные отчисления. С дополнительным вознаграждением дело обстоит туго – рабочим премии не начисляют ни за переработки, ни за работу во вредных условиях. Работники считают, что виной тому система начисления, в которой главная роль отведена мастерам участков, они предпочитают премировать только себя.

Адрес

Балтийский судостроительный завод – одно из старейших предприятий России. Его славная история длится уже более 150 лет. Предприятие по-прежнему является площадкой для выпуска уникальной продукции, аналогов которой в мире не существует.

Адрес завода – улица Косая Линия, строение 16.

Балтийский судостроительный завод на данном этапе переживает внутренний кризис, стоит надеяться, что ситуация выправится и компания продолжит выпускать продукцию, составляющую гордость российского флота.

Комментарии
подскажите какое отношение к заводу имеет данный знак