Ар-деко в архитектуре и интерьерах - особенности и интересные факты
Ар-деко - течение декоративного и изобразительного искусства начала XIX века. Впервые оно возникло во Франции в 20-х годах, после чего обрело популярность в 30-40-х во всем мире. В основном направление проявлялось в моде, живописи и нередко встречалось ар-деко в архитектуре. Этот стиль отличается эклектикой, который представляет собой специфическое слияние неколассицизма и модернизма. Большое влияние на ар-деко в архитектуре произвели такие художественные направления, как футуризм, кубизм и конструктивизм.
Особенности
Особенности стиля ар-деко в архитектуре ярко выделялись на фоне плавного и тягучего модерна. От прежде модной мягкости линий и форм не осталось и следа: теперь стильными считались четкие и выраженные контуры и фигуры. Отличительными чертами ар-деко являются:
- строгая закономерность;
- выраженная геометрия;
- этнические и геометрические узоры;
- отсутствие ярких цветов;
- использование полутонов;
- яркие орнаменты;
- роскошь, шик в оформлении;
- дорогие качественные материалы (например, алюминий, слоновая кость, ценные породы дерева, крокодиловая кожа, серебро и проч.).
В Америке, а также во Франции, Нидерландах и некоторых других европейских странах ар-деко со временем эволюционировал и приобрел некоторые черты функционализма.
Термин
Особенностью истории стиля ар-деко является то, что это направление возникло как бы "в один день". Новый термин зародился на международной выставке искусства, которая проходила в 1925 году в Париже. На этом мероприятии были представлены французские предметы роскоши, которые демонстрировали, что Франция по-прежнему оставалась общепризнанным центром тонкого вкуса и высокого стиля после недавно прошедшей Первой мировой войны.
История
При этом само по себе направление существовало и до выставки: первые признаки зарождающегося стиля стали заметны еще в 1920-х годах в европейском искусстве. До Америки же ар-деко дошло только к 1928 году. В 30-х годах в США оно оформилось в отдельное американизированное направление. Так называемый Streamline Moderne стал настоящей визитной карточкой этого десятилетия: предметы искусства и мебели в подобной стилистике можно было заметить практически в каждом доме.
Ар-деко ассоциировался со стилем и роскошью: считалось, что этот шик стал реакцией на долгие и тяжелые годы ограничений и аскетизма во времена Первой мировой войны. Однако вскоре новое декоративное течение после резкого взлета незаметно исчезло, растворившись в истории: очень скоро его стали считать излишне кричащим, поддельно роскошным. Стить окончательно исчез с наступлением Второй мировой войны и лишениями, которые она за собой принесла.
Интересным фактом является то, что в колониальных странах, таких как, например, Индия, ар-деко был популярен вплоть до 1960-х годов. К 80-м интерес к этому стилю вновь проснулся, что было связано с развитием графического дизайна. Таким образом, несмотря на то, что это направление по факту просуществовало недолго, оно оставило за собой громадное наследие, отголоски которого порой слышны до сих пор в различных сферах жизни и искусства.
Влияние
Хотя стиль в архитектуре ар-деко официально возник в 1925 году, особенно высокую популярность он обрел к концу 1960-х. Мастера этого вида искусства не составляли собой некое единое сообщество. Скорее, это движение считалось эклектичным, находясь под влиянием различных источников, которые нашли свое слияние в новом стиле:
- "Венский сецессион" раннего периода, который принес за собой функциональный индустриальный дизайн.
- Примитивное этническое искусство Египта, индейцев Центральной Америки и народов Африки.
- Архаичный период Древнегреческого искусства.
- "Русские сезоны" Сергея Дягилева - эскизы костюмов и декораций.
- Творчество Леона Бакста.
- Футуризм и кубизм с их кристаллическими, гранеными формами.
- Неоклассицизм Буле и Карла Шинкеля.
- Растительные и животные мотивы, например, солнца;
- Атлетичные фигуры женщин-спортсменок, которых стало особенно много в тот век, острые стрижки флэпперов (мода того времени);
- Технологические достижения: небоскребы, радио и др.
Ар-деко в архитектуре стал отдельным жанром, несмотря на то, что совместил в себе признаки множества различных направлений. Хотя период его существования был недолгим, многие примеры этого стиля до сих пор восхищают искусствоведов и простых зрителей.
Материалы
Стиль ар-деко в архитектуре и интерьерах отличился особенным качеством и дороговизной. Мастера того века обратились к новым, ярким и надежным материалам, причем использовали они их в самых различных сферах искусства: от декоративно-прикладного до архитектуры. Активно применялись эмаль и стекло, алюминий, нержавеющая сталь, кожа крокодила, акулы, зебры. Особенной популярностью пользовалась инкрустрация по дереву.
Широко применение нашли резкие, с четким выделением акцентов линии, зигзагообразные и ступенчатые формы, что шло вразрез с мягкими размытыми очертаниями, присущих стилю модерна. Часто использовались элементы ритма шеврона и клавиш фортепиано.
Некоторые из таких узоров стали встречаться повсеместно, к примеру, орнамент, напоминающий клавиши пианино: он фигурировал как на дамской обуви, так и на батареях отопления. Стилем ар-деко украшались не только жилые дома, но и общественные места, такие как кинотеатры и даже океанские лайнеры.
В современном интерьере ар-деко отличается насыщенностью орнаментов восточной, индийской и египетской культуры в сочетании с дизайнерскими идеями современных профессионалов. Основой цветовых решений являются контрасты, в частности, черно-белых узоров.
Представители
Однако центром и колыбелью направления ар-деко оставался Париж. Здесь были особенно популярны и востребованы изделия в этом модном стиле.
Одним из ярчайших представителей в направлении ар-деко стал Жак-Эмиль Рульманн - известнейший дизайнер мебели той эпохи. Его также называют последним классическим парижским "краснодеревщиком".
Огромный вклад в развитие стиля ар-деко в архитектуре внесли Жан-Жак Рато, а также французская компания Süe et Mare, благодаря своей продукции. Не менее знамениты стали стекла Мориса Марино и Рене Лалика, изделия из кованного металла авторства Эдгара Брандта, ширмы Эйлин Грей, эмали Жана Дюнана, часы и ювелирные украшения великой компании Cartier.
Скульптура ар-деко
Хотя ар-деко нередко встречался в мебели, внутренней и внешней отделке дома, этот стиль также повлиял и на сферу скульптуры. Своеобразным символом в этом искусстве стали изделия из слоновой кости и бронзы. Скульпторы того времени вдохновлялись древним мастерством Востока и Египта, а также последними технологическими достижениями. Так, французские мастера смогли выработать новый уникальный стиль, которому удалось поднять статус с малой пластики до уровня высокого искусства.
Среди классических представителей творцов скульптуры ар-деко Поль Филипп, Клер Жан Робер Колине, Отто Поэрцель, Бруно Зак, Фердинанд Прайсс, Дж. Лоренцль, а также Дмитрий Чипарус.
Streamline Moderne
Данное стилевое направление развивалось параллельно с ар-деко, но имело свои собственные отличия. В стримлайн модерне, которое получило большое распространение в США, ощущается особое влияние промышленных масштабов производства и аэродинамических технологий. В произведениях такого ряда встречались силуэты самолетов и револьверных пуль.
На популярность и развитие этого стиля повлияло появление автомобиля фирмы "Крайслер", который отличался обтекаемыми плавными формами. Эта модель получила столь высокую оценку, что вскоре подобные очертания стали применяться не только для автомобилей, но и для зданий, предметов мебели и даже точилок и холодильников.
Ар-деко в СССР
Стиль ар-деко в архитектуре немало повлиял на облик советских городов: наряду с неоклассицизмом и постконструктивизмом почерк данного направления стал одним из ярких источников сталинской архитектуры. Особенно заметно это влияние на примере некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», Замоскворецкая и Сокольническая линии. Интересно, что немало типовых серий СССР скопированы с известных американских проектов в стиле ар-деко.
Также нередко встречается ар-деко в архитектуре Москвы и других городов. Среди наиболее типичных примеров выделят стоквартирный дом, построенный в Новосибирске А. Д. Крячковым и В. С. Масленниковым.
Хотя отношение к этому стилю в обществе всегда было противоречивым, нельзя отрицать, что art-deco – полноценный архитектурный стиль. Его популярность настолько возросла, что он стал использоваться в оформлении буквально всего, начиная с дизайна автомобилей и заканчивая посудой. Большое влияние это направление оказало на архитектуру, скульптуру, оформление интерьера, моду, графику, промышленный дизайн и даже кинематограф.
Ар-деко утвердил закономерную реакцию общества в отношении эстетических взглядов на мир. Зажатый в рамках между двумя мировыми войнами, данный стиль высоко взлетел, но не исчез бесследно: до сих пор у него остаются почитатели и поклонники, и вряд ли когда-нибудь они исчезнут.