Геноцид цыган: понятие, терминология, период уничтожения цыган, опыты над людьми, организаторы
Геноцид цыган был осуществлен нацистами в период Второй Мировой войны, с 1939 по 1945 годы. Он проводился на территории Германии, в оккупированных государствах, а также в странах, считавшихся союзниками Третьего рейха. Уничтожение этого народа стало частью единой политики национал-социалистов, стремившихся ликвидировать определенные народы, политических оппонентов, неизлечимых больных, гомосексуалистов, наркоманов, психически неуравновешенных людей. По последним данным, количество жертв среди цыганского население составило от двухсот тысяч до полутора миллиона человек. Пострадавших оказалось еще больше. В 2012 году в Берлине был открыт мемориал, посвященный цыганам, которые стали жертвами геноцида на территории нацистской Германии.
Терминология
Даже в современной науке нет единого термина, определяющего геноцид цыган. Хотя существуют несколько вариантов, как обозначить репрессии против конкретно этого народа.
Например, цыганский активист Янко Хэнкок предложил обозначать геноцид цыган термином "параимос". Дело в том, что одно из значений этого слова - "изнасилование" или "надругательство". В этом понимании оно часто и употреблялось среди цыганских активистов. При этом ученые до сих пор ведут споры о том, насколько этичным можно считать этот термин.
Начало преследования
С точки зрения нацистской теории, цыгане воспринимались как угроза расовой чистоте германской нации. По заявлениям официальной пропаганды, немцы были представителями чистокровной арийской расы, которая была родом из Индии. При этом известно, что теоретикам нацизма приходилось сталкиваться с определенной сложностью из-за того, что цыгане были еще более непосредственными выходцами из данного государства. При этом они также считались близки к нынешнему населению этой страны, даже говорят на языке, относящимся к индоарийской группе. Так что выходило, что цыган можно считать арийцами ничуть не меньше, чем самих немцев.
Но все-таки выход удалось найти. Было официально объявлено нацистской пропагандой, что цыгане, которые живут на территории Европы, являются результатом смешения арийского племени с самыми низшими расами со всего мира. Этим якобы и объясняется их бродяжничество, служит доказательством асоциальности этого народа. При этом даже оседлые цыгане признавались потенциально склонными к правонарушениям такого рода поведению из-за их национальности. В результате специальная комиссия выпустила официальные требования, в которых настоятельно рекомендовала отделить цыган от остального немецкого народа.
Законодательной базой для начала геноцида цыган стал закон о борьбе с ними, тунеядцами и бродягами, который был принят в 1926 году в Баварии. По его аналогу были ужесточены правовые акты во всех регионах Германии.
Следующим шагом стал период, начавшийся в 1935 году, когда полиция, а также ведомства, отвечавшие за социальное обеспечение, во многих городах стали насильно перемещать цыган в лагеря принудительного содержания. Часто они были обнесены колючей проволокой. Находившиеся там люди были обязаны подчиняться строгому лагерному порядку. Например, в июле 1936 года во время Олимпийских игр, которые проводились в Берлине, цыгане были изгнаны из города, их отправили на участок, который позже получил наименование "площадка для привала Марцан". Так в будущем стал называться нацистский концентрационный лагерь для содержания этих заключенных.
Несколькими месяцами ранее на цыган стали распространяться положения "нюрнбергских расовых законов", которые до этого применялись только к евреям. Отныне этим народам официально было запрещено вступать в браки с немцами, голосовать на выборах, они были лишены гражданства Третьего рейха.
Министр внутренних дел по фамилии Фрик разрешил начальнику полиции Берлина провести всеобщий день облавы на цыган. В лагере Марцан оказались не менее полутора тысяч заключенных. По сути, это был накопитель, ставший первой станцией на пути к уничтожению. Большинство попавших в него заключенных были отправлены в лагерь "Освенцим" и уничтожены.
В мае 1938 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер приказал создать в составе берлинского управления уголовного розыска специальный отдел, занимавшейся борьбой с "цыганской угрозой". Считается, что на этом завершилась первая фаза преследования цыган. Ее основными результатами стали создание псевдонаучных инструментариев, концентрация и селекция цыган в лагерях, создание отлаженного и централизованного аппарата, предназначенного для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех уровнях.
Считается, что первым законом, который непосредственно был назначен против выходцев индоарийской группы, стал циркуляр Гиммлера о борьбе с цыганской угрозой, подписанный в декабре 1938 года. В нем содержалась информация о необходимости урегулировать так называемый цыганский вопрос, исходя из расовых принципов.
Депортация и стерилизация
Уничтожение цыган фактически началось с их стерилизации, которая массово проводилась во второй половине 30-х годов XX века. Эту процедуру осуществляли, производя укол в матку грязной иглой. При этом медицинская помощь после этого не оказывалась, хотя были возможны тяжелые осложнения. Как правило, это приводило к весьма мучительному воспалительному процессу, который иногда приводил к заражению крови и даже смерти. Этой процедуре подвергали не только взрослых женщин, но и девочек.
В апреле 1940 года начались первые депортации народов рома и синти на территорию Польши. Это считается началом геноцида цыган во время Второй Мировой войны. Там их направляли в еврейские гетто и концентрационные лагеря.
Вскоре после этого последовало распоряжение о принудительном отправлении польских цыган на оседлое положение. У них конфисковали имущество, поселяя в еврейских гетто. Самая большая цыганская территория за пределами Германии располагалось в польском городе Лодзь. Она была изолирована от еврейского гетто.
Первых цыган массово начали сюда свозить уже осенью 1941 года. Этим лично руководил начальник отдела гестапо Адольф Эйхман, отвечавший за окончательное решение немецкого вопроса. Сначала с территорию Австрии прислали почти пять тысяч цыган, половина из которых были детьми. В Лодзь многие из них приехали сильно истощенными и больными. Гетто просуществовало всего два месяца, после этого уничтожение цыган стали проводить в лагере смерти Хелмно. Из Варшавы представителей этого народа вместе с евреями отправляли в Треблинку. Так осуществлялся геноцид цыган во время Второй Мировой войны. Однако на этом преследования не закончились. И не ограничивались они лишь этими государствами.
Расправа на оккупированных территориях Советского союза
Уже осенью 1941 года в оккупированных областях СССР было положено начало геноциду цыган наряду с массовыми расстрелами евреев. Айнзацкоманды уничтожали все таборы, которые встречали на своем пути. Так, в декабре 1941 года Айнзацкоманда под управлением группенфюрера СС Отто Олендорфа устроила массовые казни цыган на полуострове Крым, причем уничтожались не только кочевые, но и оседлые семьи.
Весной 1942 года эта практика начала применяться на всей оккупированной территории, так начался геноцид цыган в России. Каратели в основном руководствовались принципом крови. То есть расстрелы цыган-колхозников, артистов или городских рабочих не вписывался в рамки борьбы против таборного криминала. В действительности для вынесения смертного приговора достаточно было определения национальности.
Со временем геноцид цыган в России дополнился акциями, проводимыми в рамках "антипартизанской войны". Так, в 1943 и 1944 годах представители этого народа гибли наряду со славянами при сожжении деревень, которые, как считали немцы, оказывали помощь партизанам, а также в рамках борьбы с подпольщиками.
Во время Второй Мировой геноцид цыган продолжался на всей оккупированной территории СССР. Самые массовые расстрелы были зафиксированы на Западной Украине, в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях. По мнению авторитетных источников, были убиты около 30 тысяч представителей этой национальности.
Расправа с немецкими цыганами
Немецких цыган начали массово арестовывать весной 1943 года. В тюрьме оказались даже военнослужащие немецкой армии, обладатели боевых наград. Всех их отправляли в Освенцим.
Геноцид цыган во время Второй Мировой осуществлялся в концлагерях. В живых оставляли преимущественно немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Российских, польских, сербских, литовских венгерских представителей убивали в газовых камерах, как только они прибывали в концлагерь.
Однако и немецкие цыгане, остававшиеся в живых, массово умирали от болезней и голода. Нетрудоспособных тоже загоняли в газовые камеры, так осуществлялось уничтожение цыган. Годы войны стали черными для этого народа. Конечно, еще сильнее пострадали евреи, против которых нацистами была развернута массовая кампания, призванная окончательно решить еврейский вопрос. Уничтожение евреев и цыган - одни из самых трагических страниц в истории этой войны.
Хорватский геноцид
Во время Второй Мировой войны Хорватия активно сотрудничала с нацистской Германией, считалась ее союзницей. Поэтому все эти годы геноцид цыган продолжался и в этой стране.
В Хорватии существовала целая система лагерей смерти, которая называлась "Ясеновац". Она располагалась всего в нескольких десятках километрах от Загреба. Сюда по распоряжению министра внутренних дел хорватского революционного движения Андрия Артуковича массово свозили не только цыган, но и евреев с сербами еще с августа 1941 года.
Опыты над людьми
Уничтожение цыган нацистами сопровождалось медицинскими опытами, которые над ними проводили в концлагерях. У немцев к ним был особый интерес, так как они тоже относились к индо-арийской расе.
Так, среди цыган нередко встречались люди с голубыми глазами. В Дахау у них удаляли глаза, чтобы разобраться в этом феномене и изучить его. В этом же концлагере по приказу Гиммлера был поставлен опыт над 40 представителями цыган по обезвоживанию организма. Проводились и другие эксперименты, которые часто приводили к смерти или инвалидности подопытных.
Согласно исследованиям, на оккупированных территориях в СССР была убита половина всех цыган, в Польше уничтожили около 70 процентов представителей этой национальности, в Хорватии - 90 процентов, а в Эстонии - 97.
Известные цыгане, ставшие жертвами геноцида
Среди жертв геноцида оказалось много известных представителей цыганского народа. Например, это был Иоганн Тролльманн - боксер немецкой национальности, который в 1933 году стал чемпионом страны в полутяжелом весе. В 1938 году его стерилизовали, но уже в следующем году призвали в армию, оставив в заложниках его родителей.
В 1941 году он получил ранение, был признан негодным к строевой службе и отправлен в концлагерь в Нойенгаме. В 1943-м его убивают.
Джанго Рейнхардт был джазовым гитаристом, французом по национальности. В музыке он считался настоящим виртуозом. Когда нацисты оккупировали Францию, его популярность стала невероятной, так как немецкое командование не признавало джаз. Поэтому каждое выступление Рейнхардта становилось вызовом оккупантам, придавая уверенность в себе французам.
Несмотря на это он сумел пережить войну. За годы оккупации несколько раз вместе со своей семьей предпринимал неудачные попытки бежать из оккупированной страны. То, что он остался жив, объясняется покровительством влиятельных нацистов, которые тайно любили джаз. В 1945 году этот стиль исполнения стал символом сопротивления, популярность Джанго стала невероятной.
Но уже с 1946 года он оказался не у дел после появления нового жанра - бибопа. В 1953 году гитарист скончался то ли от инсульта, то ли от сердечного приступа. Его родные утверждают, что здоровье музыканта было подорвано в голодные годы войны.
Матео Максимов был одним из самых популярных цыганских писателей, который перевел на цыганский язык Библию. Родился он в Испании, но после того, как там началась Гражданская война, уехал к родственникам во Францию. В 1938-м его арестовали в ходе конфликта между двумя цыганскими кланами. Эти события его жизни описаны в повести "Урситори".
Когда началась Вторая Мировая война, французское правительство обвинило беженцев из Испании (а это были преимущественно евреи и цыгане) в шпионаже в пользу нацистов. В 1940 году был арестован Максимов, его отправили в лагерь Тарб. Примечательно, что условия содержания во французских лагерях были мягче, чем в немецких. Правительство не ставило цели уничтожать цыган, их содержали за то, что считали бесполезными бродягами. При этом разрешали покидать лагерь в поисках заработка и пропитания, оставляя в заложниках семьи. Максимов решил, что если ему удастся опубликовать свою повесть, его признают полезным для общества и отпустят. Автору даже удалось подписать контракт с крупным французским издательством, но в результате "Урситори" была напечатана только в 1946-м.
Когда закончилась война, Максимов стал первым из цыган, кто подал иск к Германии с требованием признать его жертвой гонения по расовому признаку. Через 14 лет он победил в суде.
Бронислава Вайс, известная под псевдонимом Папуша, была знаменитой цыганской поэтессой. Она жила в Польше, в годы войны пряталась в волынском лесу. Ей удалось выжить, она скончалась в 1987 году.
Организаторы геноцида
Свидетели геноцида цыган в числе организаторов называют несколько человек, которые отвечали за данное направление работы среди нацистов. В первую очередь это немецкий психолог Роберт Риттер. Он был первым, кто обосновал необходимость преследования цыган, считая их неполноценной нацией.
Изначально он занимался детской психологией, даже защитил диссертацию в Мюнхене в 1927 году. В 1936-м был назначен руководителем станции биологических исследований по народонаселению и евгенике при Имперском управлении здравоохранения. На этом посту он оставался до конца 1943 года.
В 1941 году на основе его исследований были внедрены практические меры против цыганского населения. После войны он оказался под следствием, но в результате вышел на свободу, дело закрыли. Известно, что часть его сотрудников, утверждавших о неполноценности цыган, сумели продолжить работу и построить научную карьеру. Сам Риттер покончил собой в 1951 году.
Еще один немецкий психолог, известная инициатор геноцида цыган в Германии - Эва Юстин. В 1934 году она встретила Риттера, который уже в то время участвовал в экспериментах над истребляемыми, способствуя их геноциду. Со временем она стала его заместителем.
Популярной стала ее диссертация, посвященная судьбам цыганских детей и их потомков, которых воспитывали в чужой среде. В ее основе стало исследование 41 ребенка полуцыганского происхождения, которых воспитывали без контакта с национальной культурой. Юстин сделала вывод, что из цыган невозможно вырастить полноценных членов германского общества, так как они от природы ленивы, слабоумны и склонны к бродяжничеству. Согласно ее заключениям, взрослые цыгане также не способны постигать науки и не хотят работать, поэтому являются вредными элементами для немецкого населения. За эту работу она стала доктором философии.
После войны Юстин удалось избежать тюремного заключения и политических преследований. В 1947 году она устроилась на работу детским психологом. В 1958 году было инициировано расследование ее расовых преступлений, но дело закрыли за истечением срока давности. В 1966 году она умерла от рака.
Гонения на цыган в культуре
Вопрос геноцида цыган поранез обсуждается до сих пор. Примечательно, что ООН до сих пор не считает представителей этого народа жертвами геноцида. При этом в России обращаются к этой проблеме и сейчас. Например, недавно советский и российский актер Александр Адабашьян о геноциде цыган высказался весьма однозначно. Он составил обращение, в котором подчеркнул, что Россия должна привлечь внимание мирового сообщества к этим фактам.
В культуре геноцид находит отображение в песнях, сказках, рассказах цыган разных стран. Например, в 1993 году во Франции вышел документальный фильм цыганского режиссера Тони Гатлифа под названием "Добрый путь". Картина подробно рассказывает о судьбе и скитаниях цыганского народа. В одной из самых запоминающихся сцен пожилая цыганка поет песню, которая посвящена ее сыну, до смерти замученному в концлагере.
В 2009 году Гатлиф снимает драму "Сам по себе", которая целиком посвящена геноциду. Картина основана на реальных событиях, действие происходит во Франции в 1943 году. Рассказывается про табор, который пытается скрыться от фашистских солдат.
Преследованиям этого народа на оккупированных территориях Советского Союза посвящена лента российского режиссера и актера Дуфуни Вишневского "Грешные апостолы любви", которая вышла в 1995 году.
В репертуаре знаменитого театра "Ромэн" есть спектакль "Мы - цыгане", в котором тема геноцида ярко отражена в драматической массовой сцене, которая становится кульминационной в произведении. Также в СССР звучала песня гитариста и певца трио "Ромэн" Играфа Йошки, популярного в 70-е годы. Она называется "Эшелоны цыган".
В 2012 году в театре "Ромэн" состоялась премьера еще одного спектакля о гонениях целой национальности во время Второй Мировой войны. Он называется "Цыганский рай", поставлен по пьесе Старчевского, написанной по мотивам знаменитого романа румынского писателя Захария Станку "Табор". Произведение основано на реальных событиях.
Самый известный пример отражения преследований в мировом кинематографе - польская военная драма Александра Рамати "И скрипки умолкли", вышедшая на экраны в 1988 году. В фильме рассказывается про семью Миргов, которые живут в оккупированной Варшаве.
Когда усиливаются репрессии против евреев, они узнают, что готовятся гонения и на цыган. Они бегут в Венгрию, но надежды на спокойную жизнь в этой стране рушатся, когда и туда входят нацисты. Семью главных героев отправляют в лагерь Аушвиц, где они встречаются с доктором Менгеле, бывавшим в их доме в Варшаве.