Какая история у Псковского музея-заповедника?
Псковский музей-заповедник берет историю с далекого 1869 года. Василев И. И. поставил перед обществом любителей искусства вопрос о том, что необходимо создать музей. Причиной послужили находки и дары, которые очень активно стали поступать в археологический центр. Но идея не получила материальной поддержки, без которой невозможно было осуществить подобный проект.
Через год к этой работе подключился К.Г. Евлентьев, который передал комитету много различных собственных находок: монеты, ассигнации и даже образцы горных пород. Константин Григорьевич снова поставил перед археологической комиссией вопрос о просторном и постоянном помещении.
При выборе помещения члены Археологической комиссии очень сильно разошлись во мнении. Некоторые предложили даже возвести совершенно новое здание.
Основание музея
Псковский музей-заповедник был образован в 1872 году именно для сохранения древних письменных памятников из упразднявшихся старых архивов города (которые в связи с судебной реформой императора Александра II подверглись разбору). Их назначили уничтожить, списать ил продать, словно это была макулатура на бумажной фабрике Санкт-Петербурга.
Организационные работы
В начале XX века краевед Николай Фомич Окулич-Казарин, прибывший во Псков, занялся систематизацией фондов музея, сделал первый учет всех свитков, находящихся в археологическом музее. Эта опись была опубликована в 1906 году и содержала 368 памятников в кратких описаниях. Кроме того, он издал спутник по древнему Пскову, путеводитель, который до сих пор используется любителями псковской древности.
Место для музея
С 1900 года музей обрел свое постоянное место пребывание в Поганкиных палатах. Тогда Псковское археологическое общество ходатайствовало перед государем Николаем II, чтобы это историческое здание было передано в пользу музея.
Мифы и легенды
Сергей Иванович Паганкин, в честь которого названо место, был псковским купцом. Сначала по документам он числился как огородник, потому что на этом участке Пскова были огороды. Также он был главой таможни и кружечного двора, то есть питейных заведений (за это имел хорошую материальную выгоду). Благодаря его имени вокруг Паганкиных палат ходит масса различных слухов. Существует легенда, что по территории Пскова зарыто множество кладов, оставленных купцом, которые до сих пор не были найдены.
Семья организаторов
Огромную роль в создании музея сыграли личности и среди них семья Фан-дер-Флит. Николай Федорович не только понимал необходимость создания музея, но и финансировали его создание. Через несколько лет его жена вдова Елизавета Карловна финансирует создание музея в Поганкиных палатах. Фан-дер-Флиты большую часть своего состояния потратили на организацию музея и на строительство художественно-промышленной школы (построена в 1903 году, носила их имя).
Это был огромный шаг в "завоевании" культурного пространства.
Послереволюционные годы
После революции 1917 года было время, которое нанесло просто грандиозный ущерб древнерусскому искусству. Разрушались церкви, даже то, что находилось внутри тоже подвергалось уничтожению. Но жители Пскова придумали, как спасти их в 30-е годы. Они убедили местные власти, что церкви, которые были закрыты, нужно сделать филиалами музея. И таким образом псковские храмы не только не были разрушены, но там были сохранены все реликвии: иконостас, настольные иконы, кресты и так далее.
Тогда в Псковском музее-заповеднике были представлены все направления стилистического искусства в живописи - прекрасная коллекция нумизматики и археологии древнерусской живописи, а также приписанная еще к музею храма замечательная коллекция серебра.
В 40-е годы войны
Музей, как только началась война, запросил эшелон поезда для того, чтобы вывести самое ценное. В итоге был выделен всего один вагон, поэтому ценностей вывезено было очень мало. В значительной мере сохранилась коллекция серебряных вещей, потому что по музейным инструкциям прежде всего нужно было вывести серебро.
Псков был оккупирован немецкими солдатами, которые принялись вывозить все ценности музея. Немцы, когда уходили, вывозили все очень организованно. Существовало целое подразделение, которое занималось системной отправкой ценностей из России в Германию. Надо сказать, что те иконы, которые вернулись в музей из Восточной Пруссии после войны, имеют немецкий шифр, и показывают в этой шифровке ту церковь, из которой они были вывезены. В послевоенное возвращение вещей в музей произошло много путаницы с музеем из Новгорода.
Книги, составленные в 20-е годы, Ляпустиным Александром Сергеевичем и директором псковского музея Августом Карловичем Янсоном позволяют узнать состав довоенного собрания музея. Когда эти ценности были эвакуированы в годы войны в город Советск, они по описям были возвращены в музей без потерь.
Музейный комплекс сегодня
После Второй Мировой войны утерянные вещи стали возвращаться, а территория музея расти все больше. 12 апреля 1958 году Советом Министерств РСФСР Псковской области было принято решение переименовать Псковский историко-художественный музей в Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который носит это имя и до сей поры.
Сегодня Псковский музей-заповедник состоит из нескольких крупных архитектурных объектов. Главным образом, это палаты, фнндохранилище, пять филиалов в области.
Церкви и часовни на также входят в Псковский художественный музей-заповедник. К ним относят храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, часовню в честь Святой Анастасии, Спасо-Преображенский собор при Мирожском монастыре.
Культурно-исторические объекты Псковского историко-архитектурного музея заповедника: кузнечный двор XVII века, Васильевская башня XIV века, музей-квартира и дом-музей, посвященные В.И. Ленину. Кроме того, можно выделить музей-квартиру в честь уникального архитектора XX века Ю.П. Спегальского.
Музеи-заповедники в Псковской области составляют главный филиал археологического центра: мемориальная усадьба-музей в честь гениального математика С.В. Ковалевской, усадьба-музей в честь гениального композитора М.П. Мусоргского,
Большой интерес также представляет музей, посвященный истории Новоржевского края, литературный музей в честь писательницы М.В. Ямщиковой, которую все знают под псевдонимом Ал. Алтаев, усадьба-музей в честь композитора Н.А. Римского-Корсакова.