Как добавить ОКВЭД: пошаговая инструкция с описанием, советы и рекомендации
ОКВЭД – классификатор шифрования видов экономической деятельности. Каждое предприятие в момент создания выбирает вид деятельности (несколько), которым он будет заниматься. В дальнейшем из-за переменчивости потребительского спроса может возникнуть необходимость в смене или добавлении ОКВЭД. Эту процедуру необходимо пройти вовремя, то есть до начала нового направления в бизнесе, так как за запоздалое внесение точной информации в ЕГРП предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.
Когда нужно вносить изменения
Впервые индивидуальный предприниматель или учредители юридического лица вносят данные о видах деятельности в момент создания своего бизнеса. Происходит это при заполнении формы 21001. Все данные из этой заявки вносят в единый реестр и должны быть актуальны в любой момент. Поэтому уведомить официальные органы о своем решении необходимо на протяжении трех дней с момента принятия такого решения.
В 2016 году произошла смена старого классификатора на новый ОКВЭД-2. Беспокоиться по поводу приведения в соответствие информации о предприятии требованиям нового классификатора не нужно, все данные меняются автоматически. Однако смену или добавление ОКВЭД необходимо сделать самостоятельно.
Перед тем как обратиться в налоговую службу и создать решение о внесении изменений, следует подобрать подходящий код. На сегодняшний день это можно сделать совершенно бесплатно на специализированных сайтах.
Ответственность за осуществление деятельности без ОКВЭД
На самом деле для бизнеса не самое страшное, если будет наложен штраф или вынесено предупреждение за деятельность без ОКВЭД. Прежде всего, у налоговых органов будет множество претензий. Предприятие не сможет получить возмещение налога на добавленную стоимость по той деятельности, которая не имеет код. Если бизнесмен работает по вмененному виду деятельности, но в отчетности будет фигурировать другой вид, то органы ФНС вправе заблокировать расчетные счета и наложить штраф на предприятие. А это 5 % от неуплаченной суммы налоговых обязательств. Лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут лишиться своего статуса, им будут доначислены неуплаченные налоги на доходы физических лиц.
Со стороны банков тоже могут появиться проблемы. К примеру, если предприятие обратится в банк за открытием кредитной линии, но в документах предприятия не будет соответствия между информацией в выписке из ЕГРЮЛ и бухгалтерской отчетности, то, скорее всего, будет получен отказ.
С контрагентами тоже могут возникнуть проблемы. Ведь любое предприятие, ИП, планирующее завязать новые отношения с организацией, будет проверять репутацию контрагента. А если есть какие-либо несовпадения, к примеру, планируется заключить договор на поставку принтеров, а у предприятия виды деятельности касаются юридических услуг, то этот факт лишь внушит недоверие к такому бизнесмену. Помимо этого, учреждение будет бояться сотрудничать с таким контрагентом, так как у него возникнет обоснованное опасение, что не удастся получить возмещение НДС.
Несколько правил выбора
При добавлении ОКВЭД следует помнить, что указанный код под номером 1 на листе А получит автоматически статус основного. Именно на него ориентируются все налоговые и проверяющие органы. Законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по количеству кодов, но не рекомендуется выбирать больше 20. Нет ограничений и по поводу выбора кодов из разных групп, хотя достаточно странно будет смотреться, если выбрать основным видом деятельности сельское хозяйство или рыболовство, а вторым будет идти оказание юридических услуг.
Классификатор содержит пояснения к каждому коду, поэтому не составит труда подобрать самый подходящий. При указании неправильного кода будет выдан отказ.
Если выбранный вид деятельности предполагает получение лицензии, то лучше предварительно пройти консультацию у юриста или в органе, который будет ее выдавать, чтобы не возникло в дальнейшем непредвиденных ситуаций с ее получением.
Если только добавляются коды, то уже существующие вносить в заявление не требуется. Информация об этом вносится на листе Е бланка заявления.
Добавляем ОКВЭД ООО: пошаговая инструкция
Перед подачей заявки в налоговую необходимо принять решение. Процедура изменения и дополнения кодов относится к компетенции участников общества, то есть необходимо собрать всех участников и провести собрание, на котором принять соответствующее решение. Естественно, все намного проще, если собственник один.
Требования к тексту решения
Главное - помнить, что в решении следует указать цифровой код ОКВЭД, а не его описание. Если решением исключается часть кодов, то это следует указать.
Далее в решении указывается уполномоченное лицо, которое будет заниматься внесением изменений. Не стоит забывать, что на протяжении трех дней с момента составления и подписания учредителями решения необходимо подать соответствующую заявку в налоговую.
В ряде случаев, к примеру, если в уставе есть ограничения по занятию деятельностью, прямо не предусмотренной в этом документе, придется вносить изменения в устав. В таких ситуациях внесение изменений проводится на платной основе, государственная пошлина в этому году составляет 800 рублей, а заявление подается по форме Р13001. Если изменений нет в уставе, то подается заявка по форме Р14001 бесплатно.
Заполняем и заверяем заявление у нотариуса
Добавляем ОКВЭД: в пошаговой инструкции следующим этапом выступает заполнение заявки по форме Р14001 или Р13001. Независимо от того, кто будет проводить внесение изменений, заявка в обязательном порядке заверяется у нотариуса, если речь идет о юридическом лице.
Подача документов в органы ИФНС
Чтобы добавить ОКВЭД, форму, заверенную у нотариуса, необходимо подать в тот орган ФНС, где проводилась регистрация предприятия. Сдать документы можно через многофункциональный центр.
Помимо заполненной формы, подаются следующие документы:
- решение или протокол о принятом решении;
- новая редакция устава, если вносятся в него изменения (2 экземпляра);
- квитанция об уплате государственной пошлины, если изменения коснулись устава.
Важно помнить, если документы будут подаваться через МФЦ, то кодировка КБК будет другой, чем та, которая предусмотрена для подачи документов через орган ФНС.
Как добавить ОКВЭД для ООО, если изменения не предполагают корректировку текста устава? В таком случае законодательством предусмотрена лишь подача заявления по установленной форме. Но в большинстве случаев органы ФНС все же запрашивают решение. Делается это с целью проверки соблюдения трехдневного срока, предусмотренного для внесения изменений.
Выбираем способ подачи документов
Потребуется, чтобы добавить ОКВЭД для ООО, форма Р14001 (без изменений в уставных документах) или Р13001, если изменения будут и в уставе. Для ИП предусмотрена форма под номером 24001. А какие же способы подачи документов предусмотрены законодательством? Вариантов решения этого вопроса может быть четыре:
- лично через органы ФНС или МФЦ;
- через доверенное лицо, которое также может обратиться непосредственно в налоговую службу, через многофункциональный центр;
- можно воспользоваться услугами почтовой связи;
- подача заявления в электронном виде.
Первые два способа считаются самыми простыми и не хлопотными. Только во втором случае придется составить доверенность на уполномоченное лицо.
Почтовыми услугами не рекомендуется пользоваться, так как у юридического лица есть всего лишь 3 дня на подачу заявления после принятия решения.
Подать заявление в электронном виде сможет только тот индивидуальный предприниматель, который предварительно получил усиленную квалификационную электронную подпись.
Завершающий шаг
Добавляем ОКВЭД ИП. В пошаговой инструкции завершающим этапом значится получение подтверждени. Органам ФНС выделено 5 дней для внесения изменений и дополнений. Заявитель на руки получит новый лист записи ЕГРЮЛ. Если в уставе тоже вносились изменения, то выдается один экземпляр документа, с отметкой налогового органа о проведенной регистрации.
Особенности процедуры для ИП
В целом процедуры, как добавить код ОКВЭД для ИП и ООО, полностью идентичны. Только индивидуальный предприниматель подает заявление по форме Р24001, в которой 9 листов. Заполнять все страницы не нужно, как и в случае с ООО. Если только добавляются коды, то заполняется лист «Е». Естественно, необходимо заполнить титульный лист, по которому проводится идентификация заявителя.
ИП следует помнить, что от кода основной деятельности зависит размер взносов на страхование сотрудников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Поэтому при изменении основного вида деятельности следует помнить об этом. Если же все-таки основной код меняется, то об этом следует уведомить территориальный орган ФСС до 15 апреля будущего года. У кого нет наемных сотрудников, но код поменялся, уведомлять ФСС не требуется.
Решение ИП о том, чтобы изменить или добавить ОКВЭД, не нужно оформлять дополнительными протоколами или решениями. Можно просто заполнить форму Р24001, но не подписывать. Обратившись в орган ФНС, там уже непосредственно подписать заявление в присутствии сотрудника налоговой. Но так можно поступить только в том случае, если вносить изменения будет непосредственно сам предприниматель. Но можно поступить и традиционным способом, заверив подпись у нотариуса, тогда от лица ИП в налоговых органах может выступать доверенное.
Когда могут отказать?
На практике достаточно редко органы ФНС отказывают в добавлении кодов ОКВЭД. А если такое и происходит, то, скорее всего, что при заполнении бланка заявления или составления протокола были допущены грубые нарушения, либо указан код, не соответствующий нынешнему классификатору.
Хотя, могут быть и не такие тривиальные причины отказа. Не так давно, крупнейшее предприятие Казани, столкнулось с такой проблемой. Оказалось, что судебный пристав не только открыл исполнительное производство по взысканию долгов с одного из учредителей, но и наложил запрет на проведение каких-либо регистрационных действий.