Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС и конспекты деятельности
Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС составляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Некоторые корректировки в нем возможны в зависимости от профиля, выбранного детским дошкольным учреждением. Проанализируем особенности составления перспективного плана, его составные компоненты, направления деятельности.
Цели
Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС связан с постановкой следующих целей:
- присмотр за детьми;
- оздоровление детей в возрасте 6-7 лет;
- формирование правильной речи, развитие первоначальных умений синтеза и анализа;
- развитие слухопроизносительных навыков и умений в разнообразных речевых ситуациях;
- совершенствование лексико-грамматической системы и связной речи воспитанников.
Для выполнения этих целей воспитатели вооружаются инновационными педагогическими методиками.
Задачи
В перспективный план в подготовительной группе по ФГОС входят следующие задачи:
- охрана и укрепление психического и физического здоровья малышей, включая и эмоциональное благополучие;
- гарантия равных возможностей для развития каждого дошкольника независимо от пола, места проживания, социального статуса, языка и иных особенностей;
- преемственность задач, целей, содержания образования, реализуемых в рамках разноуровневых образовательных программ;
- создание оптимальных условий для развития творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей и склонностей;
- синтез воспитания и обучения в единый образовательный процесс на базе нравственных, духовных, социальных ценностей, норм поведения в обществе;
- развитие общей культуры личности подрастающего поколения, включая и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
В настоящее время государству нужны патриоты с активной гражданской позицией. Для выполнения социального заказа в перспективный план в подготовительной группе по ФГОС включают развитие нравственных, социальных, интеллектуальных, эстетических качеств. Дошкольники в ходе занятий, экскурсий приобретают навыки самостоятельности, инициативности, ответственности за совершаемые поступки.
По ФГОС перспективный план в подготовительной группе направлен на формирование социальной и культурной среды для дошкольников. Обязательно в него включается работа педагогов по повышению компетентности родителей (законных представителей), установлению взаимодействия между семьей и детским садом.
Принципы создания образовательной программы
По ФГОС перспективный план в подготовительной группе составляется на основе возрастных психологических особенностей. В основе работы педагога лежит принцип развивающего образования. Он предполагает всестороннее развитие ребенка, обеспечивает единство обучающих и воспитательных целей и задач.
При подборе методик в ДОУ приоритет отдают развивающим методикам, которые позволяют формировать социальную, познавательную сферы личности.
Доминирующей в дошкольном образовании является игровая деятельность, поэтому ее обязательно включают в перспективный план занятий в подготовительной группе.
С учетом программного содержания игровая деятельность осуществляется индивидуально, по группам, фронтально.
Направления развития
Перспективное планирование в старшей группе с учетом ФГОС включает в себя следующие направления образования и развития детей:
- познавательное;
- социально-коммуникативное;
- художественно-эстетическое;
- речевое;
- физическое.
Особенности построения
При составлении программы используются определенные принципы. План работы в подготовительной группе по ФГОС базируется на следующих постулатах:
- полноценное проживание малышом раннего и дошкольного возраста;
- амплификация дошкольного развития;
- продумывание образовательной деятельности на базе индивидуальных качеств каждого ребенка, причем дошкольник является субъектом образовательного процесса;
- сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей.
Особое внимание воспитатель уделяет поддержке инициативных малышей, продумывает варианты вовлечения дошкольников в различные виды деятельности.
Перспективные планы и конспекты деятельности содержат разделы, направленные на сотрудничество с семьями воспитанников ДОУ.
Среди тех аспектов, которые включаются в план работы воспитателя детского сада, выделим и приобщение детей к социокультурным традициям, нормам общества, семьи, государства.
Педагог включает в план мероприятия различной направленности, которые способствуют формированию познавательного интереса дошкольника в разных видах деятельности.
Социальный паспорт
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы основывается на предварительной диагностике. В социальный паспорт группы входит информация о количестве детей (девочек и мальчиков). Также указывается число полных (неполных) семей, наличие опекаемых детей, многодетные и неблагополучные семьи, индивидуальные и возрастные особенности детского контингента.
Что учесть при планировании
Возраст 6-7 лет – это время существенных изменений в детском организме. Поэтому в программу включаются следующие направления развития: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.
Именно в это время происходит существенное развитие и изменение сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем детского организма, рост мелких мышц, дифференцирование и развитие разных отделов центральной нервной системы. Среди отличительных особенностей этого дошкольного возраста необходимо отметить совершенствование мыслительных и познавательных психических процессов: мышления, внимания, речи, воображения.
Если до 6-7-летнего возраста у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к старшему дошкольному периоду начинает развиваться произвольное внимание.
Малыш учится его целенаправленно удерживать на конкретных объектах и предметах. К концу дошкольного периода наблюдается совершенствование слуховой и зрительной памяти у детей. Именно в это время память выступает в качестве средства организации психического процесса.
Заключение
Перспективный план работы с дошкольниками является важным элементом в работе любого воспитателя. При его составлении педагог использует требования, предъявляемые к портрету выпускника детского дошкольного учреждения новыми федеральными образовательными стандартами. При включении в план мероприятий, способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения, к концу дошкольного возраста высокого уровня достигнет наглядно-образное мышление, будет развиваться логика.
Благодаря профессиональным навыкам воспитателя, совместной работе всех специалистов ДОУ, к выпуску ребенка из детского сада у него в полной мере сформированы навыки классификации, обобщения, сравнения. Для развития воображения воспитатель включает в перспективный план разнообразные подвижные игры, элементы театрального искусства.
Существенно расширяется к 6-7-летнему возрасту и словарный запас детей, формируется способность составлять простейшие фразы, использовать их при построении диалога.
При правильном подборе воспитателем форм и методов работы со своими подопечными, включении в план работы мероприятий, предназначенных для повышения педагогической компетентности родителей, педагог в полной мере выполняет социальный заказ, поставленный перед дошкольным образованием обществом.
К концу дошкольного возраста существенного развития достигает наглядно-образное мышление. К первому классу у детей формируется логическое мышление, появляется осознанное восприятие окружающего мира, проведение классификации, обобщения, сравнения предметов. Для того чтобы малыш легко адаптировался в окружающем его мире, у него должна быть сформулирована положительная самооценка.