Баратынский: "Признание". Особенности творчества

Начало XIX века принесло России большое количество чудесных поэтов, из которых мы помним в основном только Лермонтова и Пушкина. Тем не менее одним из ярких представителей поэтического кружка XIX века стал Евгений Абрамович Баратынский.

Краткая биография Баратынского

Баратынский вырос в семье отставного генерал-лейтенанта и фрейлины императрицы Марии Федоровны. В детстве хотел посвятить себя военно-морской службе, поступил в самое престижное учебное заведение империи – Пажеский корпус. Спустя четыре года Баратынский был исключен с запретом поступать на государственную службу, что оставило значительный след в его биографии.

На несколько лет Баратынский уезжает в деревню в Смоленскую губернию, где и начинает писать стихи.

В 1819-м поступает в Егерский полк в Петербурге. Знакомится с Дельвигом, Пушкиным, Вяземским, Кюхельбекером. Начинает печать свои первые стихотворения. Становится постоянным гостем дружеских поэтических вечеров.

После повышения по службе некоторое время живет в Финляндии. Долгое время вел тихую, спокойную, уединенную жизнь. После разрешения состоять при штабе генерала начинает вращаться в светских кругах. Евгений увлекается женой генерала – образ Закревской потом неоднократно прослеживается в его творчестве.

В связи с болезнью матери выходит в отставку и уезжает в Москву, там же женится. После издания поэм «Эда» и «Пиры» становится известным и желанным автором во многих журналах и альманахах, в частности, в журнале Дельвига «Северные цветы» и «Московском телеграфе» Полевого.

После восстания декабристов уходит в частную жизнь, считая невозможным близкие отношения поэта и власти. Продолжает писать для литературных журналов, управлять своим имением, посещать литературные встречи.

В 1843 году отправляется в путешествие по Европе, где в 1844 году скоропостижно умирает.

Характерные особенности творчества

Баратынскому была свойственна долгая работа над своими произведениями. Благодаря этому он стал одним из видных поэтов-романтиков своего времени. Для его творчества характерно:

- сосредоточенно-элегическое настроение;

- отсутствие социальной тематики;

- диалектизм (анализ душевных переживаний человека);

- выразительность и легкость слога;

- торжественно-скорбные настроения.

Критики считали Баратынского в первую очередь поэтом Пушкинской школы, поэтому не приняли его позднего творчества.

Анализ стихотворения Баратынского «Признание»

В 1824 году Баратынский увлекается женой генерала Аграфеной Закревской. Стихотворение Баратынского «Признание» написано именно в этом году. Вероятно, стихотворение посвящено именно ей. Анализ "Признания" Баратынского интересен тем, что стихотворение получило высокую оценку Пушкина.

В стихотворении Баратынский представляет нам мысли молодого человека, на первый взгляд - в форме монолога. Потерявший былое чувство любви, юноша как бы рассказывает своей бывшей возлюбленной, почему так произошло, отвечая на ее вопросы, предупреждая ее возражения. Таким образом, в стихотворении появляются сразу же два лирических героя – говорящий молодой человек и безмолвная героиня, между которыми завязывается разговор.

Герой Баратынского в своем признании говорит возлюбленной, что его чувства безвозвратно угасли, что они неподвластные времени. Он просит не ревновать к другой – нет никакой другой. Таким образом, в стихотворении "Признание" Баратынский проводит две линии: борьбы любви и времени и борьбы любви и общества. Чувство угасло со временем, но герой рад, что оно было настоящим. Он говорит о будущей любви по расчету, потому что так требуют от него социальные установки, и сожалеет, что настоящего чувства в его жизни, может быть, больше и не будет.

Герой смирился с таким положением и просит смириться с ним и свою бывшую возлюбленную.

Анализ выразительных средств стихотворения Баратынского

Для более полного раскрытия идеи стихотворения «Признание» Баратынский использует богатый арсенал изобразительно-выразительных средств.

Это и нарушение порядка слов («Я сердца своего не скрою хлад печальный»), и олицетворения («безжизненны мои воспоминания»), сравнения («жила неверной тенью»), риторические вопросы («кто знает?»), антитезы («мы не сердца под брачными венцами, мы жребии свои соединим»), анафоры («путь новый я избрал, путь новый избери»).

Стоит отметить большое количество эпитетов – «хлад печальный», «бури жизненной», «печаль бесплодная».

Интересны частые обращения к героине без наличия самих обращений – в виде глаголов повелительного наклонения – «верь», «возьми», «избери».

Комментарии