Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС: особенности, программа и требования
Внеурочная деятельность по федеральному государственному стандарту стала составной частью учебно-воспитательного процесса, а также вариантом организации внеурочного времени учащихся.
В настоящее время подобная деятельность рассматривается как работа, которую педагог организует после уроков для удовлетворения школьников в содержательном досуге.
Внеурочная деятельность в начальной школе способствует привлечению ребят к общественно-полезной работе. Участие в различных мероприятиях приводит к активному участию детей в самоуправлении.
Структура
Внеурочная деятельность способствует созданию условий для развития школьником интересов на уровне свободного выбора. У детей появляется возможность постигать нравственные и духовные ценности, изучать культурные традиции предков.
Внеурочная деятельность в школе по ФГОС организуется по пяти направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- духовно-нравственное;
- интеллектуальное;
- социальное.
Правильная организация такой деятельности является сферой, способствующей повышению конкурентоспособности детей после окончания ими учебного заведения.
Школа и центры дополнительного образования дают школьникам возможность выбора, предлагают им вариативность воспитания и образования.
Значимость работы
Внеурочная деятельность является частью образования, нацеленной на помощь учителю и ребенку в формировании учебной мотивации.
Она позволяет расширять образовательное пространство, создавать школьникам дополнительные условия для развития.
Внеурочная деятельность по ФГОС предполагает выстраивание сети, которая обеспечивает школьникам сопровождение, полноценную поддержку на адаптационных этапах. Базовые знания ребенок учится применять в нестандартных для него ситуациях, что способствует социализации.
Принципы организации
Рабочая программа внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
- полное соответствие возрастным особенностям школьников;
- преемственность с методиками, используемыми в учебной деятельности;
- применение традиций и положительного опыта коллег;
- выбор программы с учетом интересов и способностей школьников.
Основной задачей внеурочной работы является достижение учениками предметных и личностных результатов.
Алгоритм выбора модели
План внеурочной деятельности зависит от специфических особенностей школьников, возможностей школы. Существует определенная последовательность действий при организации внеурочной работы в ОУ:
- первый этап направлен на выбор целей, подбор принципов работы, включение их в основную образовательную программу;
- второй этап связан с анализом различных моделей внеурочной работы;
- далее анализируется ресурсное обеспечение выбранной модели;
- на четвертом этапе подбирается основное содержание, ресурсы для работы.
Применение данного алгоритма позволяет образовательному учреждению выбирать такие варианты работы, которые позволят школе в полной мере выполнить социальный заказ общества.
Классификация моделей внеурочной деятельности ОУ
В зависимости от условий, специфики, возможностей, выделяют следующие модели:
- внутришкольная работа, которая возможна при наличии ресурсов в ОУ;
- внешняя модель, предполагающая привлечение других учреждений – социальных партнеров;
- смешанный вариант, выбираемый школами, которые не имеют достаточных ресурсов для внеурочной работы, но заинтересованных в реализации требований ФГОС.
В некоторых школах выбирается дополнительное образование, где в качестве связующего звена выступают факультативы, научные школьные общества, учебные курсы, объединения по интересам. Их преимуществами считают возможность привлекать педагогов из других учебных заведений, осуществлять образовательный процесс на основе практико-ориентированного подхода.
«Школа полного дня»
В качестве основы для такой модели выступает внеурочная деятельность в начальной школе. Среди характерных особенностей создание оптимальных условий для комфортного пребывания школьника в образовательном учреждении на протяжении дня, гармония развивающего, воспитательного, учебного процессов.
Вторая модель способствует созданию здоровьесберегающей среды, которая обеспечивает полное соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов и правил.
Подобная внеурочная деятельность в начальной школе способствует самовыражению, самореализации детей. Она отличается поддержкой общественных детских организаций, органов самоуправления школьников.
Внеурочная деятельность в школе направлена на создание комплекса условий для построения индивидуальной развивающей траектории для каждого ученика.
Оптимизационная модель
Она предполагает оптимизацию внутренних ресурсов школы, вовлечение в работу всех сотрудников: учителей, психологов, дефектологов, социального педагога, логопеда.
Рабочая программа внеурочной деятельности такого типа создается классным руководителем.
Среди основных преимуществ подобной модели отметим:
- минимизацию финансовых расходов на внеурочную работу;
- организацию единого методического и образовательного пространства;
- содержательность и единство всех структурных подразделений.
Инновационная образовательная модель
Организация внеурочной деятельности в данном случае базируется на внедренческой, экспериментальной работе. Образовательное учреждение выбирается в качестве пилотной площадки муниципального, регионального, федерального уровня.
Подобная деятельность связана с тесным взаимодействием общеобразовательного учреждения с различными методическими службами, профессиональными училищами.
Направления внеурочной деятельности выбираются с учетом интересов школьников, запросов родителей.
В качестве преимуществ подобной модели отмечают:
- актуальность содержания;
- современные методики работы;
- высокую научность учебной деятельности.
При подборе моделей такой деятельности в начальной школе классный руководитель опирается на общий план ОУ. Программа внеурочной деятельности разрабатывается с учетом индивидуальных возрастных особенностей классного коллектива, ресурсных возможностей школы.
Вариант комбинированной программы
Как подобрать формы внеклассной работы? ФГОС нового поколения регламентируют ее содержание, особенности, виды. Многие образовательные учреждения выбирают разные направления внеурочной деятельности, создавая смешанную модель, внутри которой есть:
- логопедические, ролевые, коррекционно-развивающие, индивидуальные занятия;
- дополнительные занятия по математике;
- театральные студии;
- научные общества;
- коллективные творческие дела;
- танцевальные студии.
Такие формы внеурочной деятельности – отличный вариант для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка.
В сентябре классный руководитель (или школьный психолог) проводит анкетирование, выявляя основные направления, по которым дети хотели бы заниматься дополнительно. Аналогичное анкетирование предлагается родителям. После обработки результатов администрацией школы принимается решение о количестве и направлениях дополнительных курсов.
Затем составляется общий план внеурочной деятельности, в котором указывают все курсы, факультативы, кружки, студии, предлагаемые учащимся.
При составлении расписания учитывают, что один ребенок может посещать сразу несколько студий, кружков, и ему должна быть дана возможность реализовать выбор.
Каждый педагог ведет специальный журнал, отмечает посещаемость. Занятие по внеурочной деятельности не отличается по продолжительности от обычного урока.
В качестве примера рассмотрим две формы организации работы после уроков:
- факультатив;
- внеурочные мероприятия.
Темы внеурочной деятельности могут быть разными, выбирают их с учетом пожеланий и возможностей школьников.
Факультатив по химии
В рамках внеурочной работы можно предложить школьникам курс «За страницами учебника химии».
В связи с сокращением количества учебных часов наблюдается разрыв между требованиями ЕГЭ и знаниями, которые получают школьники на уроках химии. Каждый год ребятам, обучающимся по базовой программе, становится все труднее соперничать с выпускниками гимназий и лицеев.
Данный курс направлен на закрепление знаний, навыков, умений, полученных на уроках. Он предполагает существенное углубление ЗУН на основе вступительных программ технического профиля.
Из-за минимального количества времени учитель химии в рамках школьной программы не успевает рассматривать со школьниками расчетные задачи творческого характера, разбирать вопросы повышенной сложности.
Все это учтено в рамках данного факультативного курса. В нем успешно реализуется идея дифференцированного обучения, метапредметная связь.
Ценность внеурочного курса состоит в возможности разбора задач по органической и общей химии олимпиадного характера, что нереально на уроках. Курс построен на основе законов природы, способствует формированию у учащихся представлений о целостности мировоззрения.
Цели и задачи внеурочного курса:
- повышение интеллектуального потенциала учащихся;
- профориентационная деятельность;
- развитие умения решить задачу любого уровня на базе основных законов природы;
- формирование навыков саморазвития.
Курс способствует вовлечению школьников в мыслительную деятельность, помогает формировать у ребят практические навыки и умения. Он обеспечивает совершенствование личностных качеств школьников. В работе педагог применяет разные задания, включая и материал со вступительных испытаний в престижные учебные заведения высшего звена.
Посетив данный факультативный курс, ребята повысят свою конкурентоспособность на выпускных экзаменах по химии.
Факультатив основывается на связи со смежными учебными дисциплинами: физикой, биологией, математикой, историей, литературой. Он способствует закреплению основных химических и физических законов и понятий. Рассчитан курс на 68 часов (два года обучения), предназначен школьникам 8-11 классов.
На первом этапе ребята знакомятся с алгоритмами решения разных типов задач, во второй части курса они отрабатывают теоретические знания на конкретных задачах.
Вариант внеклассного мероприятия
В качестве формы внеурочной деятельности могут выступать различные мероприятия: классные часы, игры, спортивные праздники. Предлагаем пример мероприятия, способствующего формированию у подростков коммуникативных навыков.
Образовательным аспектом будет вывод формулы успешного общения.
Воспитательным аспектом является формирование чувства взаимопомощи, ответственности перед другими членами классного коллектива.
Помимо развития интеллектуальных умений и навыков, ребята учатся вести беседу, аргументировать позицию, проводить рефлексию.
Сначала педагог приветствует школьников, предлагает им ощутить себя миллионером, который живет на необитаемом острове. Единственным условием является невозможность приглашения к себе друзей, родных и близких людей. Затем учитель интересуется, готовы ли подростки остаться в качестве единственного владельца огромного острова? Подобная ситуация позволяет педагогу настраивать школьников на основное содержание внеурочного мероприятия.
В словаре Ожегова слово "общение" - это взаимные отношения, поддержка. Безусловно, человеку сложно жить в изоляции от общества, ведь только благодаря другим людям мы становимся самими собой.
Проблема заключается в неумении слышать, слушать, понимать собеседника. Поэтому так важно определить слагаемые успешного общения, чтобы не испытывать проблем при разговоре со сверстниками, людьми старшего возраста.
Далее педагог рассказывает школьникам поучительную сказочную историю.
В одном маленьком городе жил белый мышонок. Он очень любил родителей.
Когда малыш пошел в школу, он сразу подружился с другими ребятами. Он верил словам своих друзей, как будто малыш жил в другом мире. Каждому он хотел дать полезный и добрый совет.
Но вокруг него стали появляться серые и злые мыши, завидующие мышонку, его достижениям и успехам. Они ничего не умели делать своими силами и даже не пытались учиться, а мышонок с удовольствием постигал науки.
Серые завистники пытались любыми способами навредить малышу, распространяли про него разные небылицы, которые обижали мышонка.
Он очень переживал, плакал в своей норке. Но рядом с ним всегда были верные друзья. Сколько ни старались злые серые мыши, они не смогли ожесточить белого мышонка.
Безусловно, это только сказка. Далеко не каждый человек в жизни способен выдержать агрессию, злость других людей.
Именно поэтому так важно уважительно относиться к своему собеседнику, подбирать для общения только корректные слова и выражения.
Далее ребятам предлагается выполнение упражнения, которое заключается в подборе добрых слов своему соседу.
В качестве одного из слагаемых успешного общения ребята выделяют подбор добрых слов для собеседника.
Далее подросткам предлагаются лист бумаги и ручка. Они должны выступить в роли дизайнера, который разрабатывает одежду. На «лицевой стороне» декорируемого изделия ребята записывают ту информацию о себе, которой они готовы поделиться с другими людьми. На обратной стороне им предлагается написать то, что бы они хотели скрыть от посторонних глаз. На выполнение такого задания дается 3-5 минут.
Далее подводятся итоги, рассматриваются готовые «изделия». Педагог отмечает, что никто из подростков не захотел демонстрировать окружающим людям свои недостатки. Люди пытаются искать недостатки не у себя, а у друзей и знакомых.
Для установления нормального общения важно изначально анализировать свое поведение, искать собственные недостатки, пытаться от них избавляться.
Для оценки атмосферы доверия и взаимопонимания, существующих в классном коллективе, педагог предлагает игру.
Ребята становятся в круг, затем самый смелый ребенок выходит в центр, закрывает глаза. Педагог предлагает ему разные движения: вперед, влево, вправо, назад. Затем педагог спрашивает, испытывал ли подросток чувство страха, совершая подобные действия.
Вместе с ребятами учитель делает вывод о важности доверия в процессе общения.
В завершение внеурочного мероприятия подростки выводят свою "формулу успешного общения", где каждое "слагаемое" несет определенную смысловую нагрузку.
Внеурочная деятельность является важным элементом работы, направленной на формирование личности школьников.
Именно поэтому в каждом образовательном учреждении есть разнообразные кружки, секции, факультативы, студии.