Фантастический реализм в литературе и в живописи

Фантастический реализм – это одно из направлений в искусстве, которое возникло в 19 веке. Особенно ярко оно развивалось на почве как литературы, так и живописи. Данный термин применяется к различным художественным явлениям.

Его изобретение некоторые исследователи приписывают Ф. М. Достоевскому, некоторые – Фридриху Ницше. Позднее, в 20 веке, в своих лекциях его использовал театральный режиссер Евгений Вахтангов. А затем отечественные театроведы стали определять творческий метод Вахтангова как «фантастический реализм».

Общее понятие

Под рассматриваемым нами направлением понимается такое течение в искусстве и литературе, в котором автор, изображающий действительность, пытается ее понять и объяснить через создание фантастических образов. Его основными признаками являются:

  • Несоответствие объективной реальности, отсутствие обусловленности характера человека связями с окружающим миром. В фантастическом мире происходит соприкосновение людей с иной реальностью, их сущность рассматривается как явление.
  • Двоякое восприятие действительности. Писатели и художники создают фантастические, условные миры, в которые помещаются вполне «человеческие» герои или персонажи с демоническим уклоном.

Таким образом, «фантастический реализм» можно охарактеризовать как объединение двух миров – материального и духовного. В результате создается третья, «ненаблюдаемая действительность», новое эстетическое качество.

Фантастический реализм в живописи

Это направление выступает и под другим названием. Его именуют «Венской школой фантастического реализма». Оно возникло в австрийском искусстве в 1948 году в Венской Академии искусств. Его основала группа студентов, бывших учениками австрийского художника и поэта Альберта Гютерсло.

Эта школа носила мистико-религиозный характер. Ее представители занимались исследованием глубоко спрятанных уголков человеческой души. Ими поднимались вечные темы, они ориентировались на традиции, присущие немецкому Возрождению.

В начале 60-х годов 20 века эта группа начинает создание нового стиля и новой школы фантастического реализма. В дальнейшем течение продолжилось в стиле «Виженари арт», основанном на изображении того, что человек созерцает, находясь в состоянии измененного сознания, медитации. Среди признанных мастеров направления можно выделить:

  • Вольфганга Хуттера.
  • Антона Лемдена.
  • Эрнста Фукса.
  • Рудольфа Хауснера.
  • Арика Брауэра.

Фантастический реализм в литературе

Его яркими представителями в 19 веке являлись А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. В 20-21 веке в качестве иллюстрации можно привести некоторые произведения таких писателей, как братья Стругацкие, Харуки Мураками. Рассмотрим краткие примеры.

  • «Нос» Н. В. Гоголя (1836). В этом произведении представлен рассказ о невероятных событиях, случившихся в жизни Ковалева, коллежского асессора. Однажды, проснувшись, он обнаружил, что остался без носа.
  • «Бесы» Ф. М. Достоевского (1871-1872). Роман-пророчество, в котором в основе сюжета находятся реальные события, связанные с делом революционера Нечаева. Члены революционного кружка убивают своего товарища, который решил отстраниться от дел. Здесь писатель изучает особенности русской души, в которую вселились «бесы».
  • «Пикник на обочине» братьев Стругацких (1972). В произведении рассказывается о Зоне – месте, которое насквозь просматривает человека, являясь как бы тестом, контролирующим человеческую душу.
  • «1Q84» Харуки Мураками (2009-2010). Действие происходит в мире, в котором некоторые видят на небе не одну, а две Луны. В нем живет маленький народец, выходящий изо рта мертвой козы и плетущий Воздушный кокон.

В творчестве Пушкина

В плане следования «фантастическому реализму» у А. С. Пушкина литературоведы рассматривают принадлежащие его перу «Пиковую даму», «Графа Нулина», «Маленькие трагедии», «Полтаву». Он впервые изображает жизнь «ничтожных героев», сопровождающуюся неожиданными, фантастическими сюжетными поворотами. Тем самым он отклоняется от классического романтизма.

Фантастические образы у поэта представлены в виде аллегорий, а также философских, исторических и психологических обобщений. Например, в «Пиковой» даме мистическая составляющая используется с целью раскрытия метаморфозы, происходящей с игроком. Глубоко погружаясь в азарт, Герман впадает в безумство.

В произведениях Н. В. Гоголя

В них отражается особый стиль, являющийся переплетением фантазии и реальности, гротеска и детализации, трагического и комического. Примером являются его «Петербургские повести», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». В них он продолжает тему «маленького человека», поднятую А. С. Пушкиным, и исследует жизнь такого человека с использованием фантастических и сказочных мотивов, виртуозно соединяя реальное и вымышленное.

В романах Достоевского

У этого писателя наблюдается отображение истинной человеческой природы в ситуациях, называемых пограничными. А также он изображает заблудшие души, которые мучит наваждение. Это и Раскольников в романе «Преступление и наказание», и Шатов в романе «Бесы», и Иван Карамазова в «Братьях Карамазовых». В этом исследователи усматривают суть «фантастического реализма» Достоевского.

Чтобы отразить своеобразие творчества этого писателя, литературоведы применяли такие термины, как «экспериментальный реализм», «опытный реализм», «идеал-реализм». Его взгляд на действительность зачастую критиковался. Его характеризовали как жестокий, исключительный и фантастический. Писатель не соглашался с таким мнением. Он считал, что фантастическое и действительное должны соприкасаться друг с другом до такой степени, чтобы читатель смог поверить в реальность того, что написано.

Комментарии
В октябре 2017 в музее Ф.М.Достоевского (Санкт-Петербург) прошла выставка художников "Петербургской школы фантастического реализма" Николая Данилевского, Натальи Ходячевой и Андрея Мамаева.
Выставка посвящена 37-летию творческой деятельности. Авторы попытались представить весь спектр творческих экспериментов и исканий от традиционной живописи до беспредметных композиций
Самые ранние из представленных работ датированы 1980 годом.