Дошкольная педагогика: тонкости и нюансы

Дошкольная педагогика - фундамент всей системы образования. От того, насколько грамотно организован процесс воспитания и развития ребенка на этапе детского сада, зависит его дальнейшее становление как личности. Давайте разберемся в тонкостях и нюансах этой важной науки.

История становления дошкольной педагогики

Первые попытки целенаправленного воспитания детей дошкольного возраста относятся еще к античным временам. Так, древнегреческий философ Платон в своих трудах упоминает о существовании специальных "палестр" - школ для мальчиков 3-6 лет. Аристотель также уделял внимание воспитанию в раннем детстве, считая этот период наиболее важным для формирования характера человека.

В Древнем Риме при храмах действовали школы для детей от 4 до 7 лет. Как писал римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, " учитель должен заботиться не только о чтении и письме, но и о нравах и душе ребенка "

Первый в истории государственный детский сад был открыт в 1770 году немецким педагогом Иоганном Фридрихом Оберлином в одном из эльзасских сел. В детском саду Оберлина малышей не только присматривали, но и обучали грамоте, счету, пению. Широко использовались подвижные игры, прогулки, экскурсии по окрестностям.

Основной задачей первых детских садов было не столько обучение, сколько присмотр за детьми работающих родителей. Воспитание и развитие ребенка рассматривали как приятное дополнение к основной функции этих учреждений.

В России первое дошкольное учреждение - Павловский институт благородных девиц - было основано в 1764 году по указу Екатерины II. Здесь девочек готовили к будущей роли матери и хозяйки дома.

Открытая в 1863 году первая русская детская площадка работала только летом и была рассчитана на детей бедных слоев населения. Зимой дети оставались предоставленными сами себе.

Настоящий расцвет дошкольной педагогики в России пришелся на первые десятилетия 20 века. Идеи таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова легли в основу современной системы дошкольного образования.

Специфика современной дошкольной педагогики

Сейчас дошкольная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая физическое, психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста и на этой основе обосновывающая содержание, методы и формы его воспитания и подготовки к школе.

Одна из главных задач дошкольной педагогики состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

Современные детские сады активно внедряют инновационные образовательные подходы. Один из них – amschooling (амплификация) - подразумевает введение в образовательную программу новых предметов вроде компьютерной грамотности или элементарной физики.

Еще одно перспективное направление - поликультурное воспитание. Оно позволяет познакомить дошкольников с культурами разных народов, сформировать толерантность и уважение к иным традициям и обычаям.

Большие надежды педагоги возлагают на эмоционально-развивающее образование. Этот подход, разработанный российскими учеными Ю.А. Афонькиной и В.К. Зарецким, позволяет гармонично развивать интеллект ребенка наряду с его эмоционально-чувственной сферой.

Требования ФГОС к дошкольному образованию

Важным ориентиром для развития современной дошкольной педагогики является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем сформулирован ряд требований к условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В частности, стандарт определяет направления развития ребенка, которые должны быть реализованы в ДОУ: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Взаимодействие детского сада и школы

Для успешной адаптации к школьному обучению очень важно наладить преемственность между детским садом и школой. Это может включать в себя:

  • посещение учителем занятий подготовительной группы детского сада;
  • посещение воспитателем уроков в школе;
  • проведение совместных родительских собраний;
  • организация совместных праздников для будущих первоклассников.

Как стать хорошим воспитателем

Чтобы стать хорошим воспитателем, нужно не только получить профильное педагогическое образование, но и постоянно развиваться, повышать свою квалификацию. Важны и личностные качества педагога:

  1. Любовь к детям
  2. Терпение
  3. Креативность
  4. Стрессоустойчивость
Хороший воспитатель всегда ищет новые формы работы, интересные идеи для занятий. Ему не свойственно шаблонное мышление.

Новые форматы дошкольного образования

Сегодня активно развиваются инновационные форматы ДОО:

  • Частные детские сады
  • Центры раннего эстетического развития
  • Детские комнаты в торгово-развлекательных центрах

Эти структуры отличает гибкий подход к потребностям семьи, больше свободы и креатива в работе педагогов. Вместе с тем существуют опасения по поводу коммерциализации сферы ДО и снижения общедоступности дошкольного образования.

Комментарии