Дошкольная педагогика: тонкости и нюансы
Дошкольная педагогика - фундамент всей системы образования. От того, насколько грамотно организован процесс воспитания и развития ребенка на этапе детского сада, зависит его дальнейшее становление как личности. Давайте разберемся в тонкостях и нюансах этой важной науки.
История становления дошкольной педагогики
Первые попытки целенаправленного воспитания детей дошкольного возраста относятся еще к античным временам. Так, древнегреческий философ Платон в своих трудах упоминает о существовании специальных "палестр" - школ для мальчиков 3-6 лет. Аристотель также уделял внимание воспитанию в раннем детстве, считая этот период наиболее важным для формирования характера человека.
В Древнем Риме при храмах действовали школы для детей от 4 до 7 лет. Как писал римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, " учитель должен заботиться не только о чтении и письме, но и о нравах и душе ребенка "
Первый в истории государственный детский сад был открыт в 1770 году немецким педагогом Иоганном Фридрихом Оберлином в одном из эльзасских сел. В детском саду Оберлина малышей не только присматривали, но и обучали грамоте, счету, пению. Широко использовались подвижные игры, прогулки, экскурсии по окрестностям.
Основной задачей первых детских садов было не столько обучение, сколько присмотр за детьми работающих родителей. Воспитание и развитие ребенка рассматривали как приятное дополнение к основной функции этих учреждений.
В России первое дошкольное учреждение - Павловский институт благородных девиц - было основано в 1764 году по указу Екатерины II. Здесь девочек готовили к будущей роли матери и хозяйки дома.
Открытая в 1863 году первая русская детская площадка работала только летом и была рассчитана на детей бедных слоев населения. Зимой дети оставались предоставленными сами себе.
Настоящий расцвет дошкольной педагогики в России пришелся на первые десятилетия 20 века. Идеи таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова легли в основу современной системы дошкольного образования.
Специфика современной дошкольной педагогики
Сейчас дошкольная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая физическое, психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста и на этой основе обосновывающая содержание, методы и формы его воспитания и подготовки к школе.
Одна из главных задач дошкольной педагогики состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.
Современные детские сады активно внедряют инновационные образовательные подходы. Один из них – amschooling (амплификация) - подразумевает введение в образовательную программу новых предметов вроде компьютерной грамотности или элементарной физики.
Еще одно перспективное направление - поликультурное воспитание. Оно позволяет познакомить дошкольников с культурами разных народов, сформировать толерантность и уважение к иным традициям и обычаям.
Большие надежды педагоги возлагают на эмоционально-развивающее образование. Этот подход, разработанный российскими учеными Ю.А. Афонькиной и В.К. Зарецким, позволяет гармонично развивать интеллект ребенка наряду с его эмоционально-чувственной сферой.
Требования ФГОС к дошкольному образованию
Важным ориентиром для развития современной дошкольной педагогики является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем сформулирован ряд требований к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В частности, стандарт определяет направления развития ребенка, которые должны быть реализованы в ДОУ: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Взаимодействие детского сада и школы
Для успешной адаптации к школьному обучению очень важно наладить преемственность между детским садом и школой. Это может включать в себя:
- посещение учителем занятий подготовительной группы детского сада;
- посещение воспитателем уроков в школе;
- проведение совместных родительских собраний;
- организация совместных праздников для будущих первоклассников.
Как стать хорошим воспитателем
Чтобы стать хорошим воспитателем, нужно не только получить профильное педагогическое образование, но и постоянно развиваться, повышать свою квалификацию. Важны и личностные качества педагога:
- Любовь к детям
- Терпение
- Креативность
- Стрессоустойчивость
Хороший воспитатель всегда ищет новые формы работы, интересные идеи для занятий. Ему не свойственно шаблонное мышление.
Новые форматы дошкольного образования
Сегодня активно развиваются инновационные форматы ДОО:
- Частные детские сады
- Центры раннего эстетического развития
- Детские комнаты в торгово-развлекательных центрах
Эти структуры отличает гибкий подход к потребностям семьи, больше свободы и креатива в работе педагогов. Вместе с тем существуют опасения по поводу коммерциализации сферы ДО и снижения общедоступности дошкольного образования.