Что такое театр: ответы на вопросы о сущности искусства
Театр - вид искусства, объединяющий литературу, музыку, танец, изобразительное искусство и другие виды творчества. В театре художественные образы воплощаются посредством драматического действия, в котором главная роль принадлежит актеру. Театр предполагает коллективное творчество - в создании спектакля участвуют не только актеры, но и режиссер, художник, композитор, бутафоры, гримеры и другие специалисты.
В процессе исторического развития театр утратил первоначальный синкретизм - из него выделились отдельные самостоятельные виды: драматический, оперный, балетный. Кроме того, существуют театр кукол, пантомима и другие разновидности сценического искусства.
Зарождение театра в Древней Греции
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе еще не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие.
Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвященных ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов»). Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актера-декламатора.
Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актерской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актера-декламатора, а Софокл третьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму.
В то время существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите, трагедия Эсхила «Прометей прикованный», несколько пьес об Электре, трилогия «Орестея» и другие.
Развитие театра в эпоху Средневековья
После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актеры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.
Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим мессу, — диалогизация службы в своем развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.
Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории, противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти, что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам.
Во второй половине XIII века получили широкое распространение представления, посвященные житиям святых, — миракли, которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением. В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, — известны, в частности, «Игра о беседке» и «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля.
Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.
Возрождение театра в эпоху Ренессанса
Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий - rapresentazioni sacre. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты – Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи. Увлеченные античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее.
Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, — со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лета быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения.
С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.
Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актера и драматурга Анджело Беолько, члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы, — в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте, появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти. Однако в точном переводе с итальянского "commedia dell’arte" в то время означала «профессиональный театр» — понятие «комедия масок» появилось позже.
Жанры драматического театра
В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. Важную роль в драматическом театре играет режиссер, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.
В Древней Греции существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актеры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
В средневековье появляются новые жанры, такие как мистерия, миракль, моралите. Мистерии - это массовые театральные представления на библейские сюжеты. Они ставились на площадях и улицах. Миракли - короткие пьесы о жизни святых. Моралите - аллегорические пьесы, где добродетели и пороки были персонифицированы. Эти жанры средневекового театра сыграли большую роль в становлении европейской драматургии.
В эпоху Возрождения появляются новые жанры: трагикомедия - смешение трагического и комического, пастораль - идеализированная драма на сюжеты сельской жизни, комедия масок или комедия дель арте - импровизационный театр с устоявшимися персонажами в масках. Возрождается интерес к античным жанрам трагедии и комедии. Появляются первые профессиональные труппы.
В Новое время жанровая система драматического театра значительно расширяется. Появляются такие жанры, как: трагедия - высокий жанр о судьбах исключительных личностей; комедия - веселое зрелище из жизни простых людей; драма - пьеса с серьезным, напряженным сюжетом; водевиль - легкая комедия с куплетами; мелодрама - сентиментальная игра. Развиваются национальные драматургические школы. Во Франции трагедии писали Корнель, Расин, в Испании - Кальдерон и Лопе де Вега, в Англии - Шекспир. В России первые пьесы появились в 18 веке, а расцвет драматургии пришелся на 19 век с именами Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского. Таким образом, драматический театр вбирает в себя множество жанров и направлений.
В 20 веке в театре происходит жанровый синтез, стирание границ между высокими и низкими жанрами. Появляется абсурдистская драма (Беккет, Ионеско), эпический театр Брехта, разрушающий четвертую стену и активизирующий зрителя. Возникает постдраматический театр, отвергающий драматургию в пользу сценических экспериментов. Театр становится мультимедийным и интерактивным. Но классические жанры продолжают развиваться - трагедии пишет Эжен Ионеско, комедии - Нил Саймон. Драматический театр остается многоликим, разножанровым искусством.
Оперный театр: история возникновения
Опера — сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.
Оперное произведение — это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.
Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог. Большая роль в опере принадлежит оркестру.
Исторически опера зародилась в Италии в конце XVI - начале XVII века. Сначала в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать все действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением (монодия). В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первыми оперными композиторами были Якопо Пери, Клаудио Монтеверди и другие.
Таким образом, оперный театр зародился на основе синтеза театрального действия и музыки. Именно музыка стала главным выразительным средством, передающим драматизм оперы. Жанр оперы оказал огромное влияние на развитие музыкального театра.
Особенности балетного жанра
Балет является одним из основных жанров театрального искусства наряду с драмой и оперой. В основе классического балетного спектакля лежит определенный сюжет и либретто. Сюжет часто берется из известных литературных произведений, которое адаптируется для сцены автором либретто. Затем композитор пишет музыку к балету, а балетмейстер-постановщик ставит на нее танцы.
В балетном спектакле принимают участие солисты, кордебалет и оркестр. Солисты - ведущие танцовщики, исполняющие главные партии. Кордебалет представляет собой группу танцовщиков, которые создают фон для действия солистов. Оркестр играет музыку к балету.
Основные виды танца в балете - это классический и характерный. Классический танец основан на строгой академической технике, а характерный призван передать национальный колорит или характер персонажа. Кроме того, в балетных спектаклях часто используется пантомима - бессловесное действие, с помощью которого танцовщики изображают чувства и отношения между героями.
Театр кукол как вид искусства
Театр кукол - особый вид театрального искусства, в котором вместо живых актеров выступают куклы. Куклы в театре кукол бывают объемные, полуобъемные или плоские. Они приводятся в движение актерами-кукловодами при помощи разных механизмов и приспособлений.
В отличие от драматического театра, где главное - игра актеров, в театре кукол основной упор делается на визуальную составляющую - декорации, костюмы, оформление. Большое значение имеет музыкальное сопровождение действия. Также важна работа осветителей, создающих нужное освещение для каждого эпизода спектакля.
Репертуар театра кукол включает как специально написанные пьесы, так и инсценировки известных литературных произведений, которые адаптируются для кукольного театра. Жанры могут быть самые разные - драматические спектакли, музыкальные комедии, сказки.
История пантомимы
Пантомима - вид театрального искусства, в котором актеры создают художественные образы исключительно при помощи мимики и пластики тела, без использования слов. Этот бессловесный жанр зародился еще в Древней Греции, где пантомима входила в репертуар древнегреческих мимов наряду с небольшими комедийными сценками.
В эпоху Древнего Рима при императоре Августе пантомима получила статус самостоятельного театрального жанра и пользовалась огромной популярностью. Римские пантомимы отличались пышностью декораций и костюмов. Самым известным пантомимом Древнего Рима был Пилад.
В Средние века церковь запрещала пантомиму как языческий пережиток, но бродячие актеры продолжали использовать ее элементы. Особенно пантомима была популярна в итальянской комедии дель арте, где арлекинады - короткие комедийные сценки с участием Арлекина - во многом строились на пантомиме.
В Новое время театральная пантомима переживает новый расцвет. В 18 веке она часто использовалась в виде интермедий между действиями пьес. А в конце 19 - начале 20 века появляется особый жанр драматической пантомимы, яркими представителями которой были Жан-Луи Барро, Чарли Чаплин, Марсель Марсо.
Жанр мюзикла в театральном искусстве
Мюзикл - относительно молодой жанр музыкального театра, зародившийся в США в начале 20 века на основе оперетты, водевиля и бродвейского ревю. Для мюзикла характерно органическое сочетание драматического действия, пения, танца и разговорных диалогов.
В отличие от оперы, где все произносится нараспев, в мюзикле есть место как вокальным номерам, так и разговорным сценам. Также танцы и пластика в мюзикле менее стилизованы, чем в балете - они ближе к естественной пантомиме и выражают характер или настроение персонажей.
Основу сюжета мюзикла чаще всего составляют известные литературные произведения. Над постановкой работает целая команда специалистов: драматург, композитор, режиссер-постановщик, балетмейстер, хормейстер, специалисты по свету и звуку. Главные роли в мюзикле требуют от актеров не только драматического, но и вокального, и танцевального мастерства.
Оперетта как разновидность музыкального театра
Оперетта - легкий жанр музыкального театра, зародившийся во второй половине 19 века в Вене, Австрия. Название происходит от итальянского слова «оперетта», что означает «небольшая опера». Действительно, по музыкально-драматургической структуре оперетта во многом напоминает оперу, но отличается меньшим масштабом и облегченным, развлекательным характером сюжетов.
Для оперетты характерно сочетание разговорных диалогов и музыкальных номеров, как правило, в легкой, запоминающейся манере. В отличие от оперы, партии в оперетте редко требуют виртуозного пения - достаточно красивого голоса и артистичности. Также в оперетте нередко присутствуют танцевальные сцены.
Тематика сюжетов оперетты весьма разнообразна: это может быть и водевильная интрига, и романтическая история, и пародия на известные произведения. Главное в оперетте - легкий, ироничный тон и яркие музыкальные номера, позволяющие блеснуть вокальным и актерским данным исполнителей.