Девиантология - это... Понятие, предмет, место в системе наук
Если вести себя не так, как все, то общество тебя возненавидит. Такое мнение довольно популярно, и не без причины. Необычное поведение смущает людей, у них портится настроение, они расстраиваются, и весь день катится в никуда. Поверьте, никому не хочется лишний раз на вас плевать, у людей и без того много дел. Чтобы таких несчастий не происходило, есть специальные дисциплины, которые учат правильному поведению в социуме. Одна из таких - девиантология. Ее цель - исследовать ваше "плохое" поведение, найти причины и на выходе получить "хорошего мальчика".
Девиантное поведение
Любое отклонение от общественных норм морали и нравственности называется девиантным поведением. Это выражается как в отдельном человеке, так и в целой социальной группе. Например, воровство, помимо уголовного преследования, определяется как девиантное поведение. Существуют и более "невинные" проявления отклонений: агрессивное поведение, отказ следованию правилам, бродяжничество и т. п. В общем, все то, чего не делает большинство.
Виды девиантного поведения
Среди отклоняющегося поведения рассматриваются несколько классификаций. Они помогают понять направление и сузить поле поиска причины девиантного поведения. Чаще всего это 4 следующих пункта:
- Инновация.
- Ритуализм.
- Ретретизм.
- Мятеж.
Инновация - согласие с общественным большинством в целях, но совершенная противоположность в средствах достижения. Например, мошенничество. Цель - зарабатывание денег. Одобрено. Средства - обманывать бабушек и им подобных на деньги. Отклонено.
Ритуализм - полное непонимание или отрицание целей общества, средства достижения, преувеличенные до абсурда. Например, бюрократия. Средства - под микроскопом проверять каждую галочку и завитушку. Одобрено с натяжкой. Цель - да нет никакой цели, просто так. Отклонено.
Ретретизм - полное отрицание и целей общества, и средств их достижения. Например, алкоголик. Цель - напиться и убежать от реального мира (ретретизм от англ. retreat - отступление). Отклонено. Средства - выпить как можно больше алкоголя за как можно меньший срок. Отклонено.
Мятеж - полное отрицание целей и средств общества, при этом стремление заменить их на новые, более совершенные. Цель - далекое светлое будущее. Одобрено. Средства - срубить под корень "изжившие себя" устои и нормы. Отклонено.
Понятие девиантологии
Девиантология - психология отклоняющегося поведения. Ее цель - изучение отклонений в поведении человека с последующей коррекцией, исправлением. Предметом является само поведение. Если конкретно, то отклоненное поведение. Рассматривается сам процесс и возможные варианты коррекции. Причем в центре внимания находятся как отклонения одной личности, так и группы людей в целом.
Критерии определения девиантного поведения
Так как девиантология - это рассмотрение отклонений в поведении личности, то существует несколько критериев определения девиантного поведения: качественно-количественная оценка, психопатический, социально-нормативный критерии.
Качественно-количественный критерий иллюстрирует собой поговорку: "все хорошо в меру". Это значит, что многие девиантные поступки могут не считаться таковыми, если совершаются в меру. Например, не порицается употребление алкоголя в разумных количествах. Если же начать злоупотреблять выпивкой - общество заклеймит это отклонением в поведении.
Психопатическая оценка проводится с медицинской точки зрения. Это всякого рода психические болезни, которые заставляют человека действовать анормально.
Социально-нормативная оценка связана с нынешним положением всего общества. Не секрет, что в разное время порицались и одобрялись разные вещи. То, что приемлемо с точки зрения современного общества, - то и правильно.
Главные методы коррекции поведения
Существует несколько методов коррекции девиантного поведения, их использование зависит от причины отклонения. Выделим несколько важнейших:
- Стимулировать у человека готовность к позитивным изменениям.
- Уменьшить влияние страха и тревоги на личность.
- Вынудить личность встретиться со своими страхами лицом к лицу.
Методы коррекции девиантного поведения разнятся, но в целом выступают в одной стезе: примерить человека к нормальному поведению, показать ему, что хорошо, а что плохо. Человек, он ведь дурак, делает ненормальные вещи только потому, что не знает, как надо. Ему бы просто объяснить, что, мол, воруют только нехорошие люди - так он вмиг одумается.
Место в науке
Девиантология - это ответвление социологии с легким налетом психологии. Несмотря на свое применение, она по-прежнему остается слишком теоретической, но все равно считается полноценной научной дисциплиной.
Две стороны одной монеты
Девиантология - это на самом деле та еще лицемерка. Для нее не существует плохого или хорошего, только успешное или неудачное. В теории есть черное и белое, на практике же только оттенки.
Если конкретно, то девиантология считает поведение неприемлемым, только если результат неудачный. К примеру, человек плохо учится в школе, никуда не поступает и работать не идет. Девиантология скажет: это отклоняющееся, ненормальное поведение. У него наверняка комплексы; обществу не помогает, да и вообще, это некрасиво. Но стоит ему приобрести ценности, которые в обществе считаются высшими - деньги, например, так теперь этот человек из маргинала превратится в пример для подражания.
Таких случаев множество. Но девиантология, будучи, как и положено приличной даме, хитрой лисой, тут же парирует, называя такие случаи "позитивным отклонением от социальных норм". Как же различить "позитивное" от "отрицательного", если не знаешь результат? Девиантология на этот вопрос кокетливо отмалчивается.
"Ищущий" в итоге оказывается с полным мешком понятий и голым энтузиазмом. Применить же теорию на практике представляется трудоемким процессом. Это происходит не только из-за неоднозначности человеческой психики, но также по причине двусмысленности самой дисциплины.
Проблемы девиантологии
Девиантология, находясь на стыке социологии и психологии, смело перенимает минусы последней. В частности, исследованию часто поддаются сами поступки, в то время как процессы, их сопровождающие, считаются второстепенными, хоть и обязательными. Но это неплохо.
Не так плохо, как то, что все рассматривается без учета "среды обитания" конкретного человека. Психологи ведут беседу с "отклоненным" совсем на другом языке. Они говорят: "Нет, вы думаете неправильно. Как нужно думать, я сейчас вам скажу...". Они пытаются решить проблему человека, находясь в своей "среде". Пациент их просто не понимает. Это все равно, что, говоря на русском, объяснять китайцу, почему глаза не должны быть узкими. Это одна из самых серьезных проблем нынешней психологии, и девиантология часто ее перенимает. Конечно, есть и исключения, но они скорее подтверждают наличие правила.
Проблему с правилом "нет потерпевшего - нет преступления" девиантология также обошла весьма грациозно. Например, в книге "Девиантология" Змановской Е. говорится:
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
То есть при отсутствии вреда для окружающих всегда можно указать на то, что "подозреваемый" и есть "потерпевший". Аргумент весьма удобный, ведь редкий преступник сознается в преступлении, если его не поймали за руку. Взять же человека "с поличным" при нанесении себе душевных травм не представляется возможным. Уголовного или административно наказания за этим, конечно же, не последует, однако диагноз "девиантное поведение" поставлен.
Справедливости ради стоит заметить, что "Девиантология" Змановской психологию отклоняющегося поведения не всегда рассматривает как отрицательную:
На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны.
Однако это запутывает "непосвященного" человека еще больше. Границы становятся максимально расплывчатыми. Если, например, избить плохого человека – это тоже будет скорее "полезно" для общества, но ответственности избежать не получится. Можно ли таким образом избежать стигмы "девиант"? Кто в таком случае оценивает, что в итоге будет полезно, а что нет? Зачем тогда вообще придуман термин поведенческих отклонений, если одну часть из них можно оправдать тем, что это будет полезно, а другую покрывает Уголовный кодекс? Эти вопросы остаются открытыми как в особенностях поведения в "Девиантологии" Е. Змановской, так и во всей дисциплине в целом.