Правильное заполнение трудовой книжки: порядок заполнения, основные правила, образец
Трудовая книжка является важным документом для каждого человека. Она содержит информацию обо всех организациях, где был официально трудоустроен гражданин. Поэтому необходимо правильное заполнение трудовой книжки, чтобы в ней были только актуальные и достоверные сведения. Процедура выполняется исключительно работодателями, которые могут вносить информацию в документ. Сюда относится информация о приеме на работу, увольнении, предоставлении разных наград или о переводе. Если изменятся фамилия или другие личные данные работника, то соответствующие изменения обязательно вносятся в книжку.
Понятие трудовой книжки
Она представлена небольшой книжкой синего цвета. Такой документ используется любым человеком, планирующим официальное трудоустройство. Процесс внесения сведений регулируется разными законодательными актами:
- ТК содержит сведения о том, что такое трудовая книжка, кто занимается ее заполнением, а также каковы правила ее хранения и оформления.
- ФЗ №195 устанавливает ответственность для работодателей за неправильное ведение документа.
- ПП №225 утверждает форму документа и его вкладыша, а также приводятся нюансы хранения и ведения книжки.
- Постановление Минтруда №69 определяет правильный порядок заполнения разных разделов книжки или исправлений недостоверных сведений.
Именно на эти нормативные акты должны ориентироваться должностные лица компаний, ответственные за ведение личной документации сотрудников. Только в этом случае обеспечивается правильное заполнение трудовой книжки.
Основные правила внесения сведений
Правильное заполнение трудовой книжки возможно только при учете некоторых нюансов. К ним относится:
- ответственность за достоверность вносимых сведений возлагается на руководителей компаний или уполномоченных лиц организаций;
- если человек впервые устраивается на работу, то работодатель должен внести первые записи в трудовую книжку;
- первая запись делается после того, как гражданин проработает в компании не меньше 5 дней;
- любая информация вносится в течение недели после определенного действия, представленного трудоустройством, увольнением, переводом или получением награды;
- каждая запись должна ссылаться на другой официальный документ, представленный приказом;
- информация вносится только на русском языке;
- не допускается использование сокращений, поэтому все сведения прописываются полностью;
- каждая запись обладает своим уникальным номером;
- книжка состоит из нескольких разделов, каждый из которых предназначен для внесения конкретной информации;
- если не остается места в каком-либо разделе для новой записи, то делается вкладыш.
Целесообразно ответственным лицам компании пользоваться образцами правильного заполнения трудовой книжки, чтобы не допустить ошибок во время работы.
Как заполняется титульный лист?
Если гражданин устраивается на работу впервые, то работодатель осуществляет заполнение титульного листа трудовой книжки. Он предназначен для личных сведений о наемном специалисте, поэтому вносятся следующие данные:
- Ф. И. О. гражданина, причем информация переписывается из паспорта;
- дата рождения работника;
- информация об имеющемся образовании;
- профессия или специальность работника;
- дата внесения сведений в трудовую книжку;
- далее ставится печать фирмы, где впервые начинает работу специалист.
Если даже при внесении сведений в титульный лист допускаются ошибки, то недостоверная информация просто перечеркивается, после чего вносятся верные сведения. С обратной стороны оставляется ссылка, доказывающая верность внесенных данных. Она удостоверяется подписью ответственного лица компании и печатью организации, так как только в этом случае гарантируется грамотное заполнение трудовой книжки. Титульный лист не изменяется, если человек меняет работу.
Кто занимается заполнением?
Ведением трудовой книжки занимается непосредственный работодатель или уполномоченное лицо в компании. Работодатель может самостоятельно назначать определенного работника компании, который будет ответственен за правильное заполнение трудовых книжек. Выбирается для этого сотрудник, который должен заниматься такой работой на основании должностной инструкции или трудового договора.
Назначается ответственный работник путем издания соответствующего приказа. Только после выполнения данного процесса специалист может приступать к внесению нужных сведений в трудовые книжки.
Нюансы создания записей
Правильное заполнение трудовой книжки предполагает использование гелевой или перьевой ручки. Можно пользоваться даже шариковыми ручками, так как в законодательстве отсутствуют четкие требования.
Все сведения должны быть сделаны аккуратным и понятным почерком. Не допускается исправлять ошибки красной ручкой.
Основания для внесения записей
Для внесения любой записи в документ требуется наличие основания. Для этого используются официальные документы:
- личная документация наемного специалиста, представленная паспортом, свидетельством о заключении брака, а также бумагами об образовании;
- приказы, на основании которых человек увольняется или принимается на работу.
При внесении записи обязательно делается ссылка на приказ, изданный руководителем компании.
Прием на работу
Правильное заполнение трудовой книжки при приеме на работу считается наиболее важной задачей для работодателя или уполномоченного лица. На основании ст. 66 ТК запись вносится только после того, как специалист отработает в компании не меньше пяти дней, если планируется трудоустройство в штат.
Правильное заполнение трудовой книжки при приеме на работу предполагает внесение сведений:
- первая графа предназначается для номера записи;
- во второй графе ставится дата, с которой работник зачисляется в штат компании;
- третья графа используется для внесения информации о наименовании фирмы, куда устраивается на работу гражданин, а также указывается занимаемая должность и квалификация работника;
- четвертая графа предназначена для номера и даты издания приказа, на основании которого новый специалист зачисляется в штат организации.
Дополнительно ставится печать фирмы, подтверждающая официальное трудоустройство гражданина. Заполнение трудовой книжки при приеме на работу считается простым процессом. Все сведения должны быть понятными и разборчивыми.
Образец заполнения трудовой книжки при приеме на работу можно изучить ниже.
Трудоустройство по совместительству
Многие люди предпочитают работать сразу в нескольких организациях. В одной компании они трудоустроены на основную должность, а во второй являются совместителями.
Если работник работает в нескольких компаниях, то регистрируется в трудовой книжке только одна организация, но разрешается фиксировать все текущие должности, занимаемые гражданином. Указание всех мест работы является предпочтительным для работника, так как увеличивается трудовой стаж.
Но внесение сведений о совместительстве разрешается только при наличии согласия от основного работодателя. Для создания записи специалист должен передать основному работодателю справку о наличии работы по совместительству. Только после этого делается отметка в трудовой книжке. В справке должна иметься информация:
- наименование компании, где гражданин трудится по совместительству;
- занимаемая в организации должность;
- дата трудоустройства;
- реквизиты фирмы.
Одновременно со справкой передается заявление, составленное в свободной форме. Если основной работодатель не против внесения данных, то в трудовой книжке отмечается работа гражданина по совместительству. Образец заполнения трудовой книжки при приеме на работу по совместительству можно изучить ниже.
Поощрения или награды
Трудовая книжка содержит даже информацию обо всех поощрениях, получаемых работником на месте трудоустройства. Благодарности и премии могут назначаться по разным основаниям, но они непременно фиксируются в официальных документах.
В трудовую книжку вносятся сведения о событиях:
- получение награды от государства;
- награждение дипломом или грамот;
- предоставление трудовых поощрений, предусмотренных компанией или ТК.
При внесении такой информации важно в третьей графе указывать все сведения, имеющиеся о полученном награждении. Прописывается дата его получения, а также заслуги, за которое было назначено поощрение. Указывается, кто именно выдавал награду, а также приводятся реквизиты приказа. Образец правильного заполнения трудовой книжки при предоставлении поощрения можно изучить ниже.
Правила внесения сведений об увольнении
Заполнение трудовой книжки при увольнении осуществляется в последний день работы наемного специалиста в компании. Для этого вносятся в документ сведения:
- дата расторжения трудового договора;
- причина увольнения сотрудника;
- оставляется ссылка на приказ, на основании которого прекращаются трудовые отношения.
Запись обязательно подписывается руководителем компании, а также ставится печать фирмы. Правильное заполнение трудовой книжки при увольнении гарантирует, что работник не сможет восстановиться в должности путем подачи иска в суд. Если же действительно расторгаются трудовые отношения без веских оснований со стороны работодателя, то такие действия компании могут быть оспорены в суде. При восстановлении работника в должности придется аннулировать прошлую запись.
Образец правильного заполнения трудовой книжки при увольнении можно изучить ниже.
Нюансы при сокращении штата
Некоторые компании вынуждены расторгать трудовые контракты с работниками в связи с необходимостью сокращения штата или должности. В трудовые книжки выбранных специалистов вносится запись о том, что они были сокращены.
Обязательно требуется наличие ссылки на приказ, изданный руководителем и содержащий сведения обо всех работниках, сокращенных в компании.
Нюансы восстановления в должности
Нередко между работодателем и наемными специалистами имеются разногласия относительно разных вопросов. Это приводит к тому, что руководитель компании старается уволить работника без веских оснований. Такое увольнение легко оспорить в суде.
Если работник сможет доказать, что был уволен без уважительных причин и с нарушением положений ТК, то он восстанавливается на работе. Он может потребовать в суде даже назначения компенсации за полученный моральный ущерб.
Если компания отказывается исполнять требования суда, то она привлекается к административной ответственности. Восстановление в должности обязательно указывается в трудовой книжке. В качестве документации, являющейся основанием, выступает исполнительный лист.
Как оформляется смерть работника?
Если сотрудник умирает, то ответственное лицо компании должно внести соответствующие сведения в трудовую книжку. Для этого выполняются следующие действия:
- руководитель компании издает приказ, на основании которого расторгается трудовой договор на основании смерти сотрудника;
- вносится запись в трудовую книжку, для чего используются сведения из паспорта умершего гражданина, свидетельства о смерти, уставных документов фирмы и бухгалтерских бумаг.
После этого документация передается родственникам умершего сотрудника. Если они отказываются приходить лично за документом, то он отсылается им по почте, но заранее надо получить разрешение на такой способ передачи книжки.
Как делается запись о переводе?
Нередко требуется в компании перевести конкретного специалиста на другую работу. Для этого вносятся сведения в трудовую книжку при учете правил:
- первоначально делается запись об увольнении переводимого сотрудника, причем указывается, что процесс выполняется по инициативе работника;
- если инициатором является работодатель, то указывается наличие согласия работника на перевод;
- новый работодатель делает запись в общем порядке, но указывается, что нанимается гражданин на работу после перевода.
Информация вносится даже при внутреннем переводе специалиста в одной фирме. Важно указывать сведения об основаниях для этого действия.
Нужно ли прописывать информацию о взысканиях?
Дисциплинарные взыскания никаким образом не отображаются в трудовых книжках. Поэтому не вносится информация о выговорах или замечаниях.
Но исключением является ситуация, когда человек увольняется в связи с прогулом или другим грубым нарушением трудового распорядка. В этом случае работодатель может не пользоваться выговорами или замечаниями, поэтому даже после одного такого проступка происходит увольнение гражданина по статье. Пример правильного заполнения трудовой книжки за прогул можно изучить ниже.
Как вносятся данные в дубликат?
Трудовая книжка по разным причинам может быть утеряна. Виновником может являться непосредственный владелец документа или работодатель. При утере книжки формируется дубликат в течение 15 дней после подачи заявления сотрудником. В дубликат обязательно вносится следующая информация:
- общий стаж работника до того момента, как он был трудоустроен в компании, но не требуется конкретизация;
- информация о работе в организации, выдающей документ;
- приводится дата оформления на работу, занимаемая должность и другие сведения о трудоустройстве.
Образец правильного заполнения дубликата трудовой книжки можно изучить ниже.
Изменение фамилии работника или названия компании
При изменении разных личных сведений о сотруднике необходимо подкорректировать титульную страницу. Процесс выполняется уполномоченным лицом. При этом делается ссылка на подтверждающий документ, который может быть представлен паспортом или каким-либо свидетельством.
Устаревшая информация зачеркивается, после чего вносятся новые данные. Удостоверяются правки печатью компании и подписью руководителя.
Если же изменяется название компании, то это не приводит к изменению условий труда. Поэтому первые две графы не заполняются, а в третью вносятся данные об изменении наименовании компании. В четвертой графе указываются реквизиты приказа и дата внесения корректировок.
Как аннулировать запись?
Если требуется исправить какую-либо запись, то нельзя просто зачеркивать недостоверные сведения. Поэтому делается новая запись, с помощью которой указывается, что прошлая информация является недействительной.
Повторно ставятся ссылки на приказ, на основании которого делается запись.
Правила хранения и учета
В каждой компании должна иметься специальная книга учета книжек и вкладышей. Заполняются сведения в этом документе работником кадрового отдела.
Назначается в фирме отдельный специалист, ответственный за хранение трудовых книжек, а также за внесение в них нужных сведений. Он же занимается учетом документации.
Заключение
Для каждого гражданина, заботящегося о своем стаже и будущей пенсии, важным документом считается трудовая книжка. Она содержит информацию обо всех компаниях, где он был трудоустроен. Заполняется только руководителями компании или ответственными лицами организаций.
Человек, вносящий запись в трудовую книжку, должен указывать причину внесения информации, а также оставлять ссылку на соответствующий приказ.