Орден "Золотой зари": магический орден, основатели, ритуалы, история создания ордена, его влияние и след в истории

Магия и оккультизм во все времена интересовали людей. Кто-то этим занимается довольно поверхностно, кто-то пытается заработать на этом. А кто-то стремится в этой сфере добиться такого результата, чтобы возвыситься над миром.

И как раз одним из таких людей был Самуэль Матерс – основоположник знаменитого движения "Золотая заря".

Возникновение

Орден "Золотой зари" официально сформировался в 1887 году. Но за 7 лет до этого произошли ключевые события для его появления.

В 1880 году А .Ф. Вудворд (английский масонский священнослужитель) обнаружил древние манускрипты в библиотеке розенкрейцеров. Они, по его мнению, несли великие тайны. Через 7 лет они оказались в руках лондонского розенкрейнцера Вильяма Весткотта.

Он провел успешную расшифровку этих записей и осознал, что стал обладателем учений о ритуальных церемониях розенкрейцеров.

Также он обнаружил в этой книге записку от Анны Шпренгель. В ней был указан ее адрес. Весткотт связался с этой женщиной. Она подала ему идею о создании в Англии организации "Золотая заря".

Перед Весткоттом образовалась задача по детальной разработке тайных ритуалов. Он поручил эту задачу своему знакомому еврею из Шотландии. Имя этого еврея – Самуэль Литтл Матерс (встречается другая трактовка его фамилии – Лиддл Мазерс). Он уделял изучению тайных знаний очень много времени. И поначалу он производил впечатление безобидного и странного паренька.

Но уже через 3 года с начала деятельности "Золотой зари" обозначилось противостояние Матерса и Весткотта. И Самуэль все больше захватывал лидерство.

Понятие

Герметический орден "Золотая заря" получил такой статус неспроста. Это общество, в котором постигаются концепции оккультизма и магические учения Гермеса. Здесь развивали магические традиции, сформировавшиеся в Европе за много веков до основания Ордена.

Огромную роль на его становление оказали знания розенкрейцеров. Его магическая структура охватывала все сферы оккультных теорий и практик.

"Золотая заря" оказала огромное воздействие на эзотерические течения, образовавшиеся в 20-м веке. Она создала основы ритуальной магии.

Лидеры и приоритеты

Орден "Золотой зари" обозначил для себя такие приоритеты: магические тайные церемонии, обряды посвящений в ложах масонов, получение тайных знаний и потенциала.

Помимо Матерса начальными лидерами здесь являлись два Уильяма: Весткотт и Вудман.

Фото Весткотта в период становления Ордена помещено ниже.

Представляем также вашему вниманию фото Вудмана в аналогичный период.

Благодаря им наладилась связь с последователями антропософских трактатов Штейнера и многими влиятельными людьми до воцарения нацизма. После того, как Вудман скончался, а Уэскотт покинул "Золотую зарю", ее полноправным магистром стал только Матерс.

Следующим главой здесь стал Уильям Батлер Йейтс.

В общество входили некоторые известные люди, например:

  1. Сакс Ромер – писатель.
  2. Флоренс Фарр – режиссер театра.
  3. Алан Беннет – инженер.
  4. Алистер Кроули – архитектор.

О самом Матерсе

Матерс был довольно загадочной личностью. Одно время он являлся активным участником кельтского общества, борющегося за возрождение клана Стюартов. Как-то он именовал себя Яковом Пятым и бессмертным адептом. От людей, входивших в "Золотую зарю", он требовал тотального подчинения. Для этого он применял свою астральную связь с таинственными флагманами ордена. Он очень ревностно ее оберегал от других участников общества, мотивируя это тем, что не каждый сможет выдержать подобную нагрузку. А тайные лидеры даровали ему сакральные знания и обряды. А затем ими он делился с Орденом. В 1892 году в Париже он обосновал филиал, расположившийся в его системе над главным отделением. Тем самым Орден "Золотой зари" получил статус внешнего сообщества. Так образовалась внутренняя организация.

Ритуалы ордена "Золотой зари", разработанные Матерсом, основывались на предании о могиле основоположника розенкрейцеров - Христиана Розенкрейца.

В этом процессе кандидат заходил в склеп, имеющий семь стен, жертвенник и гроб. В гроб ложился сам Матерс. Он там изображал того самого основоположника. Здешние стены были все покрыты символами. В завершении обряда посвящаемый должен был поклясться оберегать тайну и посвятить себя великим учениям.

Матерс предупреждал, что в случае нарушения тайны адепт будет парализован. Так его накажут тайные вожди.

Будучи главой парижского филиала, Матерс проявлял черты диктатора. Как-то он заявил, что единственный избранный для перехода в "Третий орден", где можно общаться с невидимыми владыками.

Парижский филиал получил названия "Рубиновая роза и Золотой крест".

Учения

Учебный курс ордена "Золотой зари" представляется в процентном соотношении, где:

  • 50 % занимает Каббала.
  • 20 % отводится энохианской магии.
  • 15 % - значениям карт Таро.
  • 10 % - астрологии.
  • 5 % - геомантии.

Это так называемое синтетическое учение. Здесь приоритет отдавался глубине. Разные компоненты консолидированы по внутреннему общему их смыслу. Образуется гармоничная система. В ней каждый элемент связан с другими законом соотношений.

Орден "Золотой зари" смог связать разнообразные учения в единое целое. А методом соединения стало видение совершенных законов мира. По этой концепции между всеми объектами и явлениями есть естественная связь.

Ученик должен был понять и закрепить значение сфирот. Для этого он изучал потенциал планет с помощью астрологии.

Чтобы научиться читать карты Таро правильно, требовалось владеть азами Каббалы и астрологической науки.

Символы в геомантии связывались с гороскопом и еврейским алфавитом.

Чтобы постичь энохианскую магию, нужно было превосходно владеть всеми остальными знаниями.

Роль Каббалы

Лидеры этого ордена во многом основывали свои учения именно на Каббале.

Сам орден возник на идеях розенкрейцеров. В его символике есть роза и крест. Это никак не конфликтует с каббалистическими основами. Ведь розенкрейцеры сами развивали каббализм.

А Каббала представлялась развитием оккультного течения Древнего Египта. Ее лидеры "Золотой зари" рассматривали как универсальный инструмент. И по замыслу, адепт постигал язык и понятия Каббалы. А принятие еврейской религии было действием не обязательным.

В учениях ордена немало места отводилось египетским божествам и символике. Даже храмы этой организации именовались в дань уважения этим богам.

И многие адепты "Золотой зари" придерживались позиции о египетских корнях Каббалы.

Иерархия

Так как орден "Золотой зари" огромное внимание уделял Каббале, то и изучил ее основы. Это 10 сфирот. Они рассматривались как уровни восхождения человека к великой тайне. Это путь от проникновения в материю к наивысшему одухотворению.

И степени ордена "Золотая заря" формировались по принципу этих уровней. Их тоже было 10.

Они представлены далее:

Сфира

Астрологическая позиция

Орден и замыслы бытия

Степень в ордене

Первая: Кетер

Главная движущая мощь

Третий Орден.

Ментальный замысел

10 - Ипсиссимус

Вторая: Хохма

Зодиак

9. Маг

Третья: Бина

Соответствие Сатурну

8. Магистр в храме

Четвертая: Хесед

Соответствие Юпитеру

Парижский филиал. Астральный замысел

7. Вольный адепт

Пятая: Гвура

Соответствие Марсу

6. Адепт со старшим статусом

Шестая: Тиферет

Аналогия с Солнцем

5. Адепт с младшим статусом.

Седьмая: Нецах

Аналогия с Венерой и огнем.

4. Философ

Восьмая: Год

Аналогия с Меркурием и водой

Орден «Золотая заря». Физический замысел.

3. Адепт с практическими знаниями

Девятая: Есод

Параллель с Луной и воздухом

2. Адепт с теоретической базой

Десятая: Малхут

Аналогия с землей

1. Зелатор (новичок)

В этой таблице не представлена сфира Даат. Ее обозначение – бездна. Просто у нее нет эквивалента в степенях организации. В этой иерархии сфиры, возносящиеся над Даат, условно называли Третьим Орденом. Это уровень незримых адептов, людей без материальной оболочки. И Матерс утверждал, что именно с ними он наладил связь.

Приобретение человеком той или иной степени реализовывалось специальным ритуалом.

Причем первые 5 ритуалов были заимствованы из найденных манускриптов. Остальные – это уже разработки лидеров Ордена.

Главные атрибуты храмов

Орден "Золотой зари" имел 5 храмов. Они устраивались по принципу масонских лож. В храмах выделялись такие атрибуты:

  1. Пара символических столбов. Правый – белый с черными изображениями. Левый – черный с белыми. Их смысл – отражение дуализма мира.
  2. Алтарь. По своей форме он напоминал двойной куб. По концепции Ордена - это сложенный сфиротический крест. Его образуют 10 квадратов. Каждый соответствует одной сфире.

На алтаре были символики всех стихий. Они сосредотачивались по сторонам света. Между ними красовалась эмблема Ордена.

Оснащение алтаря меняли под определенный ритуал:

  1. Энохианские скрижали.
  2. Карты Таро, изображенные крупно на стенах.

Вход в храм устраивали с западной стороны. Отсюда приводили новичка - посвящаемого.

Особенности ритуалов

Участниками каждого ритуала были:

  1. Сам посвящаемый.
  2. Иерофант – главный жрец.
  3. Иерей – давал кандидатам испытания.
  4. Игемон – проводник.
  5. Факельщик – осветитель пути.
  6. Подготовитель – проводил очищение кандидатов водой.
  7. Глашатай – объявлял о начале и завершении ритуала.
  8. Страж – охрана от посторонних лиц.

Стандартный алгоритм церемонии таков:

  1. Помещение покидают все посторонние. Звучит молитва ордена "Золотой зари", восхваляющая Владыку Вселенной.
  2. В помещение вводят кандидата. Его глаза закрыты повязкой. Сам он трижды обвязан веревкой. Это духовная слепота и цепи материи. Перед входом в святую зону его очищали водой. Посвящаемый клялся в преданности Ордену. В этом 6 служителей формировали вокруг кандидата гексограмму.

Здесь молитвенные слова отличаются от стандартных церковных текстов. Они следуют к непробужденным тайнам души. Например, звучал такой текст молитвы ордена "Золотой зари" (отрывок ниже):

«Глас моей души вечной молвил мне: Разреши мне оказаться на дороге Тьмы. Возможно, я обнаружу там Свет. Я единственный во Тьме…».

Эти слова молвил иерофант после клятвы посвящаемого.

Посвящаемый, ведомый игемоном, несколько раз проходил по кругу помещения. По очереди ему ставили преграды иерей и иерофант. На каждом кругу проводили процедуру очищения с помощью воды и огня. И в этот момент он обязан был называть того, кто перед ним находится. И от этого служителя он получал наставление.

Иерофант трактовал новичку концепции равновесия и взаимозаменяемости противоположностей.

  1. Неофит стоял на коленях перед алтарем, внимал последним фразам от трех главных служителей.
  2. С его глаз снималась повязка. Он видел свет, лица служителей. Получал краткие объяснения ключевых символики, а также пароли и специальные знаки. Ему обозначали его задачи и действия для получения следующей степени.
  3. Завершение обряда. Мистическая трапеза.

Заключение

Орден "Золотой зари" - организация довольно загадочная. Ее лидеры преследовали высочайшие духовные цели. Для этого были грамотно ассимилированы многие учения. В итоге здесь образовалась собственная религия. Хоть у нее были аналогии с Каббалой, египетскими верованиями и иудаизмом, она приобрела статус уникальной.

Комментарии