Варницкий монастырь: расположение, адрес, история основания, фото

На расстоянии нескольких километров от Ростова возвышаются стены Варницкого монастыря, являющегося подворьем знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Ввиду столь высокого статуса общее руководство жизнью обители осуществляет непосредственно Патриарх Московский и всея Руси. Обратимся же к странницам истории этого очага православия, зажженного несколько столетий назад на родине «великого печальника земли русской» − святого преподобного Сергия Радонежского.

Обитель, рожденная почти шесть веков назад

Как и в истории многих российских обителей, о раннем периоде существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря сохранилось крайне мало сведений. Принято считать, что основан он был в 1427 году, то есть всего лишь через тридцать пять лет после блаженной кончины уроженца тех мест − преподобного Сергия Радонежского и через пять после обретения его мощей.

Это говорит о том, что в те времена были еще живы многие из тех, кто сподобился воочию видеть угодника Божия и слышать рассказы современников о его благочестивых родителях Кирилле и Марии. Имя же основателя обители осталось неизвестно.

Предприниматели с берегов Песоши и Печни

Варницкий монастырь был основан по соседству со слободой, располагавшейся возле небольшой слободы, изначальное название которой не сохранилось. Известно лишь, что в писцовых книгах XVI и XVII вв. она официально именовалась Никольской по названию находившейся на ее территории церкви святителя Николая.

Основным занятием слобожан была добыча соли, для чего по берегам двух протекавших поблизости речек − Песоши и Печни - стояли соляные варницы. Со временем их промысел пришел в упадок, и слобода, начавшая пустеть, постепенно превратилась в небольшую деревушку. Однако в народе прочно укоренилось данное ей когда-то название − Варницы, напоминающее о прежнем занятии жителей.

В обстановке беспросветной нужды

Закат коммерческой деятельности слабожан пагубно отразился и на жизни насельников Варницкого Сергиева монастыря, благополучие которых во многом зависело от их добровольных пожертвований. Так уж сложилось, что не послал Господь обители ни великих подвижников, к которым бы отовсюду стекались толпы людей, ни мощей святых угодников Божиих, ни чудотворных икон, приносящих исцеление от недугов. Оттого монастырская казна всегда пустовала, что обрекало братию на полуголодное и почти нищенское существование. Отметим, что даже в начале XVII века, когда повсюду на Руси возводились каменные храмы, насельники Варницкого монастыря продолжали совершать богослужения в убогой деревянной церквушке.

На грани голодной смерти

В лихую годину, именуемую Смутным временем, польские интервенты захватили монастырь и сожгли все его постройки. Злобу же за то, что в нем нечего было грабить, они выместили на самих монахах, придав многих из них лютой смерти. Даже после изгнания захватчиков оставшиеся в живых иноки долгое время находились на грани смерти от голода и болезней.

Их положение отчасти улучшилось лишь после того, как в 1624 году государь Михаил Федорович прислал им жалованную грамоту, дававшую право на получение от казны хоть и небольшого, но крайне необходимого содержания. Это позволило несколько улучшить состояние насельников Троице-Сергиева Варницкого монастыря, но не избавило их от постоянной и беспросветной нужды.

Тяготы, непосильные женщинам

В истории обители был период, длившийся с 1725-го по 1731 год, когда братия была вынуждена уступить свои места инокиням. Это произошло по распоряжению Ростовского архиепископа Георгия. Мужской Варницкий монастырь был преобразован в женский, и его кельи заполнили сестры из находившейся неподалеку Рождественской обители. Однако тяготы и лишения, с которыми давно свыклись иноки, оказались не под силу слабым женщинам, и они запросились на прежнее место. Их желание было удовлетворено, и в стены монастыря вернулись мужчины.

Дальнейшая жизнь обители в XVIII веке

В годы царствования Екатерины II, осуществлявшей масштабную секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель, многие российские обители лишились своего главного источника существования. Не обошла беда стороной и Ростов Великий. Варницкий монастырь в те годы был выведен за штат, то есть оставлен без государственного содержания, но, к счастью, сумел сохранить хоть и небольшие, но приносящие определенный доход земельные наделы. Кроме того, во второй половине XVIII века активную помощь ему оказывали добровольные жертвователи из числа местного купечества.

Именно в этот период были возведены многие каменные сооружения, составившие его неповторимый архитектурный комплекс. Так, на месте прежней деревянной церкви в конце 70-х годов вырос монументальный каменный собор, освященный в честь Святой Троицы. Его колокольня долгое время являлась самым высоким сооружением Ростова. В Варницком монастыре тогда же построили еще один храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу, но простоять ему было суждено не более полувека. В 1824 году храм был уничтожен огнем страшного пожара, охватившего обитель.

Записи в старинной книге

Несмотря на то что в начале следующего XIX века монастырь понес значительный материальный ущерб, причиненный ураганом, пронесшимся над Ростовом и его окрестностями в 1811 году, в целом это столетие было для него благоприятным. В специальной книге, предназначенной для записей всех сколько-нибудь значимых событий из жизни обители (она сейчас находится в Ростовском музее), можно почерпнуть весьма любопытные сведения об этом периоде.

Так, на ее страницах рассказывается о том, что во время эпидемии холеры, свирепствовавшей в 1871 году и унесшей жизни многих горожан, в монастыре совершались непрерывные молитвенные служения, благодаря чему избежали смерти не только иноки, но и миряне, искавшие спасения в его стенах.

Благотворительность графини Орловой

Открыв книгу, можно узнать и о благодеяниях, оказанных монастырю одной из представительниц высшего петербургского общества – графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Фрейлина правившей некогда императрицы Екатерины II и дочь ее ближайшего сподвижника − легендарного графа Алексея Орлова – она неоднократно вносила крупные денежные суммы в монастырскую казну. За ее счет братия сумела не только произвести капитальный ремонт ранее построенных сооружений, но и возвести новые. Примером тому может служить каменная Введенская церковь, построенная на территории монастыря в 1829 году.

Богадельня, открытая в обители

Интересна также запись, датируемая 1892 годом, когда Русская православная церковь отмечала 500-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Сергия Радонежского. Это знаменательное событие было отмечено строительством в монастыре богадельни, предназначенной для размещения лиц из числа престарелого или крайне обедневшего духовенства.

Благодаря этому доброму начинанию служители церкви, посвятившие свою жизнь Богу, но не стяжавшие при этом земных благ, получили возможность обрести на закате своих дней кусок хлеба и кров. Эта запись весьма важна, поскольку она свидетельствует о том, что дела обители настолько поправились, что у братии появилась возможность заниматься благотворительностью.

Под гнетом безбожных правителей

Приход к власти большевиков стал настоящей трагедией для всей российской православной церкви. Очень скоро волна антирелигиозных кампаний захлестнула и Ростов. Троице-Варницкий монастырь был закрыт в 1919 году, но еще задолго до этого в его стенах обрели пристанище многие насельники разоренной и разграбленной осенью 1917 года Полоцкой Спасо-Ефросиньевской обители. Позднее к ним присоединились и старики из упраздненной в Ростове городской богадельни.

Так, в переполненных голодными людьми кельях встретили иноки март 1919 года. Распоряжением новых городских властей их обитель была закрыта, а сами они изгнаны. Сразу за этим последовало изъятие всего того, что, по мнению большевиков, представляло собой ценность, а остальное, включая церковные книги и старинные иконы, безжалостно уничтожалось как пережиток прошлого. Многие монахи были тогда же арестованы и безвестно канули в бескрайних просторах ГУЛАГа. Тех же, кто избежал репрессий, приписали к местной приходской церкви, которая несколькими годами позже была закрыта. Дальнейшая судьба этих людей неизвестна.

Возвращение к жизни и свету

Духовный мрак, воцарившийся с приходом к власти богоборческого правительства, начал рассеиваться лишь спустя почти семь десятилетий. Летом 1989 года на волне начавшейся перестройки жителями села Варница была создана и зарегистрирована религиозная община, состоявшая из 110 человек. В ее распоряжение были переданы два находившихся неподалеку церковных здания. После завершения необходимых реставрационно-восстановительных работ в них стали проводить богослужения.

Возрождение монастыря

Одновременно с этим руководством епархии была развернута активная деятельность, направленная на возвращение церкви действовавшего когда-то в Ростове Варницкого монастыря. Благодаря тому что создавшаяся в стране политическая обстановка весьма благоприятствовала данному начинанию, уже через три года, в день 600-летия кончины святого преподобного Сергия Радонежского, на месте разрушенного в 1919 году Троицкого собора была возведена часовня, положившая начало дальнейшему возрождению обители.

Мощным импульсом, способствовавшим успешному проведению всех намеченных работ, стало решение Святейшего Патриарха Алексия II взять Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Ростов) под свое покровительство. Это позволило в первую очередь решить вопрос, связанный с передачей в собственность обители всех принадлежавших ей когда-то построек, а также целый ряд иных юридических проблем. Тогда же был назначен и первый настоятель возрождающегося монастыря. Им стал игумен Борис (Храмцов).

Плоды неустанных трудов

Сегодня, по прошествии почти трех десятилетий, обитель, возвращенная к жизни трудами монахов и многих сотен их добровольных помощников, вошла в число крупнейших православных центров России. Ее духовенство осуществляет широкую пастырскую деятельность, окормляя не только жителей Ростова и близлежащих населенных пунктов, но и многочисленных паломников, приезжающих со всех концов страны. Достаточно сказать, что гостиница Варницкого монастыря никогда не пустует.

Следует особо отметить открытую при монастыре православную гимназию, получившую за последние годы широкую известность далеко за пределами Ростовской области. В ней наряду с общеобразовательными предметами ведется преподавание Закона Божьего и ряда других религиозных дисциплин, знание которых помогает молодым людям в полной мере ощутить свое единство с православной церковью и обратиться к святоотеческому духовному наследию. Для детального ознакомления с условиями приема, следует обратиться по адресу монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, п. Варницы, Варницкое шоссе.

Комментарии