Снегоуборочные поезда: технические характеристики, виды и особенности применения
Первая конструкция снегоуборочного поезда была разработана в России в 1910 году. Погрузка собранного снега производилась в вагоны, расположенные на параллельном пути. В тридцатые годы появляются первые снегоуборщики конвейерной схемы с перемещением снега вдоль всего поезда до разгрузочного механизма. Поезда, имеющие такое устройство, используются на российских железных дорогах и сейчас.
Эксплуатация снегоуборочных поездов
Назначение таких поездов – расчистка от снега переездов, территории станций и перегонов. В теплое, бесснежное время года такие поезда могут использоваться для очистки путей от грязи и мусора. Кроме непосредственной уборки путей и прилегающей территории, снегоуборочные поезда осуществляют транспортировку снега или мусора с расчищенных участков. За свою более чем столетнюю историю этот вид подвижного состава получил множество усовершенствований.
Типы снегоуборочных поездов
Состав снегоуборочных поездов может быть разным. Они могут состоять из нескольких вагонов. Например, несамоходные поезда семейства СМ состоят из головного вагона с уборочным агрегатом, одного-двух промежуточных вагонов и замыкающего вагона с устройством разгрузки. Для передвижения такого поезда используют локомотив. Снегоуборочные поезда ПСС относятся к самоходным. В их состав может входить от трех до пяти вагонов, включая тягово-энергетическую секцию. Встречаются также и одновагонные снегоуборочные машины.
Снегоуборочные поезда СМ
Головная секция несет на себе дизельную электростанцию, обеспечивающую энергией агрегаты поезда. Такие поезда способны очищать пути от восьмидесятисантиметрового слоя снега. На уборочной машине имеются крылья для увеличения ширины убираемой полосы. Без крыльев очищается полоса около двух с половиной метров шириной, а с разложенными крыльями – чуть более пяти метров.
Скорость перемещения такого поезда в рабочем режиме может быть разной и зависит от плотности и толщины снежного слоя, а также от наличия различных препятствий, и меняется в диапазоне от пяти до десяти километров в час. Для очистки путей и забора снега на головной секции установлен барабан со щетками. Для борьбы с глубоким и плотным снегом на ней установлен подрезной нож и крылья.
Для полной расчистки участка в некоторых случаях требуется два прохода поезда. В таких случаях барабан поднимают и используют только когда нужно дополнительно подтолкнуть снег на конвейер. Дополнительные полосы по сторонам пути очищаются как крыльями, так и боковыми щетками. Щетки могут быть установлены на самих крыльях или в базе передней секции.
Снегоуборочные поезда СМ всех модификаций способны производить очистку путей от сильно уплотненного снега и льда. В таких случаях требуется выполнить два или три прохода по участку. Сколка льда производится при первом проходе, а за второй и третий пути очищаются щетками. Когда все вагоны поезда заполняются, он следует в специально отведенное место для разгрузки. Разгрузка такого поезда может проходить в любую сторону как во время стоянки, так и при движении.
Поезда для уборки снега ППС
Снегоуборочный поезд ПСС-1 состоит из головной секции-полувагона, двух средних полувагонов, полувагона с конвейером, оснащенным поворотным механизмом, и двигательной или тягово-энергетической секцией с роторным разгрузочным механизмом. Снегоуборочный поезд ПСС-1К используется для расчистки от снега и мусора станций и перегонов, переездов и стрелок. Погрузка снега в полувагоны и выгрузка его в специально отведенных для этого местах производится механическим способом.
Такой поезд способен убирать до тысячи двухсот кубических метров снега или до пятисот кубических метров мусора в час. В режиме сколки льда производительность может составлять до шестисот кубических метров. Снегоуборочный поезд ПСС-1 может работать в двух режимах. При движении головной секцией вперед производится очистка путей от снега щеточным барабаном-питателем и раскладными крыльями. В этом случае собранный снег сбрасывается в сторону от путей одновременно с уборкой.
Также может осуществляться продувка стрелок специальной вентиляторной машиной. В таком же режиме осуществляется и сколка намерзшего на путях льда при помощи активного ледоскалывателя на тех участках пути, где это необходимо. При движении вперед хвостовой (тягово-энергетической) секцией производится очистка путей станций, перегонов и переездов при помощи боковых щеток и питающего щеточного барабана. Одновременно производится выброс собранной снежной массы в сторону от путей.
Также производится расчистка парков станций барабаном-питателем и боковыми щетками. В этом же режиме осуществляется уборка предварительно сколотого льда боковыми щетками и барабаном.
Оборудование снегоуборочных поездов
В конструкции таких поездов предусмотрены специальные устройства, предназначенные для сколки льда и обеспечивающие полную расчистку участков путей для беспрепятственного прохода поездов в зимний период. Крылья увеличивают ширину расчищаемой полосы в габаритных местах, что существенно сокращает затрачиваемое на работу время. При перемещении поезда и в негабаритных местах крылья складывают вдоль рамы.
Щетки спереди и по бокам поезда предназначены для более качественной уборки путей. В сложных случаях полная расчистка с первого раза не удается, и поезд должен совершить еще один или два прохода. Дополнительно снегоуборочная машина оснащается разрыхлителем для измельчения снежной массы перед погрузкой на конвейер. Снегоуборочные поезда ускоряют очистку путей за счет высокой производительности, которая у некоторых моделей может доходить до одной тысячи тонн в час.
Применение снегоуборщиков летом
В летний период времени снегоуборочные поезда используются для уборки мусора с путей и могут работать с дополнительно прицепляемой цистерной с запасом воды для обработки убранных участков из специальных распылителей. Такая обработка позволяет значительно снизить количество пыли, поднимаемой поездами в сухую погоду.