Социальные службы - это... Понятие, определение, виды служб, цели и задачи организация, особенности выполняемой работы
Социальные службы - это организации, без которых невозможно представить здоровое общество на современном этапе его развития. Они осуществляют поддержку нуждающихся категорий населения, помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этой статье мы поговорим об особенностях работы социальных служб, их целях и принципах.
Определение
Существует несколько определений, отвечающих на вопрос, что такое социальная служба. Это во многом объясняется тем, что структура социальных служб и их задачи крайне разнообразны, и отразить все в одном определении невозможно. Поэтому рассмотрим самые популярные из них.
Социальные службы – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих социальную помощь и социальное обслуживание.
Другое известное определение дает более подробную характеристику.
Социальные службы – это комплекс государственный и частных органов управления, учреждений и структур, осуществляющих работу по социальному обслуживанию населения, оказывающих помощь, направленную на преодоление и облегчение сложных жизненных ситуаций представителями общества. Финансирование может производиться из частных или государственных источников.
Из этих определений мы видим, что подобного рода организации призваны осуществлять поддержку населения. Социальные службы, говоря простыми словами, оказывают социальную помощь. Так называют материальную или психологическую помощь, оказываемую гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на безвозмездной основе. Иными словами, социальные службы – это такие организации, которые безвозмездно помогают нуждающимся.
Функции организации
Если говорить более конкретно, то основными функциями социальных служб являются: социальная помощь, реабилитация, консультирование и информирование.
Социальная помощь включает в себя:
- выявление лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, многодетные и т.д.) и поддержку таких граждан;
- профилактику материального неблагополучия, бедности; оказание услуг на дому лицам, нуждающимся в посторонней помощи (доставка лекарств и продуктов старикам, их транспортировка, лечение и наблюдение за состоянием);
- помощь детям, оказавшимся без попечения родителей на время или на постоянной основе, устройство таких детей в специальные учреждения;
- консультирование на базе служб социальной помощи оказывают специалисты в различных сферах. Бесплатно граждан консультируют психологи, юристы и врачи.
Работники таких служб нередко сами осуществляют различные мероприятия и проводят лекции, призванные решить социальные проблемы. Например, проводят курсы оказания первой медицинской помощи, подготовки к браку и рождению детей; приезжают в школы, чтобы рассказать старшеклассникам о перспективных профессиях и вакансиях, актуальных в конкретном районе.
Социальные службы взаимодействуют с другими структурами: школами, больницами, полицией, чтобы выявлять наиболее актуальные проблемы и решать их доступными методами. Подобная практика приносит свои плоды только при условии постоянной поддержки нуждающихся. Отсюда еще одна функция служб социальной защиты – проектирование и реабилитация. В нее входят:
- Социальная и медицинская реабилитация детей с отклонениями и нестандартным поведением, а также детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в иных сложных жизненных ситуациях.
- Помощь взрослым, нуждающимся в опеке.
- Помощь людям с ограниченными возможностями.
Функция информирования заключается в предоставлении гражданам необходимой для разрешения трудных ситуаций информации, помощь специалистов (юристов, врачей, психологов), распространение достоверных медицинских, педагогических и иных знаний.
Взаимодействие с другими структурами
Специалисты частных и государственных социальных служб сотрудничают с полицией, МЧС, больницами и другими структурами и помогают в разработке планов по ликвидации чрезвычайных бедствий и проблем социального характера. Вместе организации находят проблемные точки общества и занимаются решением социальных проблем.
Какой бывает социальная помощь?
Особенность работы социальных служб – это постоянная борьба с самыми разнообразными и разноплановыми проблемами. Для того чтобы достойно справляться с теми или иными бедствиями, соцслужбы должны оказывать помощь различного характера.
Самый простой вид помощи - сбор и передача нуждающимся медикаментов, денежных средств, питания, специальных приспособлений и транспортных средств. Такая помощь называется материальной, для ее оказания необходимо лишь достаточное финансирование.
Население любой страны, как правило, нуждается не только в материальной поддержке, но и в получении достоверных знаний в различных сферах. Соцслужбы призваны оказывать гражданам и такую помощь. Обычно консультация юриста или психолога в социальной службе дешевле, чем в других учреждениях или даже вовсе оказывается бесплатной.
Сотрудники социальной службы патронируют семьи и отдельных граждан, нуждающихся в контроле и особенном внимании со стороны государства.
Соцслужбы предоставляют приют или временное жилье для нуждающихся лиц.
Как получить помощь социальной службы?
Федеральный закон РФ №442 регулирует деятельность соцслужб и устанавливает порядок оказания помощи.
Чтобы получить социальную помощь, необходимо заполнить заявление непосредственно в социальной службе или отправить его по электронной почте. Заявление может заполнить сам гражданин, нуждающийся в помощи, его представитель или иной заинтересованный гражданин. Социальная помощь полагается далеко не всем гражданам. Чтобы ее получить, нужно оказаться в рамках определенных жизненных обстоятельств:
- Социальная помощь оказывается гражданам, частично или полностью утратившим способность осуществлять самообслуживание, инвалидам или гражданам, опекающим инвалидов.
- Помощь оказывается семьям, в которых проживают дети с проблемами в социальной адаптации или проблемами со здоровьем.
- Помощь полагается многодетным семьям или семьям, временно потерявшим возможность обеспечения ухода за ребенком.
- Поводом к оказанию социальной поддержки является наличие внутрисемейной проблемы, мешающей развитию и воспитанию детей (болезнь одного из членов семьи, наркотическая или алкогольная зависимость, семейное насилие и т.д.);
- Потеря места жительства, работы и иные материальные трудности.
При этом данный список далеко не исчерпывающий. Федеральный закон предоставляет социальным службам возможность на свое усмотрение определять, насколько человек, оказавшийся в отличных от указанных выше обстоятельствах, нуждается в помощи.
Сроки рассмотрения заявления
На рассмотрение заявления уходит пять рабочих дней. После истечения заявитель получает письменное или электронное письмо о признании его нуждающимся в социальном обслуживании или об отказе в получении данного статуса. Но что делать, если ситуация требует немедленного решения и почти недельное промедление может стать фатальным? Для особых случаев создана система срочного рассмотрении заявлений, решение по которым принимается незамедлительно.
Подтверждение оказания услуг
После рассмотрения заявления и подтверждения статуса нуждающегося в социальной помощи, между социальной службой и гражданином заключается договор о предоставлении услуг, где подробно описывается форма оказания помощи, ее временные рамки и услуги, входящие в нее. На заключение договора обычно уходит не больше 24 часов.
Принципы работы
Как у любой организации, у социальных служб есть свои принципы, по которым ведется работа.
Это равный доступ всех слоев населения к помощи, независимо от национальной принадлежности, пола, религии и иных факторов, а также адресность в оказании помощи, добровольность и конфиденциальность.
Цели
Целью работы социальной службы является решение острых социальных проблем: бедности, неблагополучия в семье, нарушения законов Российской Федерации. Для решения данных проблем сотрудники стараются не только оказать материальную помощь или помочь единоразово, но и поддерживать человека в дальнейшем, помогая ему разобраться с причинами его трудной жизненной ситуации.
Особенности работы
Социальные работники постоянно взаимодействуют с людьми, стремясь помочь им в самые непростые моменты их жизни. Поэтому от сотрудника социальной службы требуются в первую очередь высокие моральные качества. Социальный работник должен быть понимающим и терпеливым, но при этом твердым и умеющим отстоять свою позицию. В такой работе необходимо умение находить подход к различным категориям населения, должна быть присуща эмпатия, желание помочь и умение сдерживать эмоции тогда, когда этого требует ситуация. По словам тех, что работал в этой сфере, работа очень напряженная и тяжелая в эмоциональном плане. Выбирая такую профессию, нужно быть готовым к постоянному взаимодействию с людьми разных принципов и социальных слоев.