Рабочее пространство: понятие, требования и особенности

Сейчас не говорят «организация рабочего места». Специалисты в этой области стараются довести до умов руководителей и сотрудников важную истину - продуктивность индивидуума тесно связана с окружающей его обстановкой. По этой причине в наши дни в ходу новое понятие: «организация рабочего пространства». Это не дань моде на возвышенные термины, а выражение серьезных изменений в вопросах дизайна современных помещений для различных видов деятельности.

Персонализация как тренд

В мире услуг появился мощный тренд персонализации, который быстро набирает обороты. Такая тенденция становится одним из главных приоритетов для современного потребителя. Клиенту нужны товары и услуги, которые будут максимально точно соответствовать его персональным потребностям. Это важнейшая часть инноваций сегодня.

Это касается планирования и организации рабочих пространств. Сотрудники и компаний тратят все больше ресурсов на обустройство комфортных помещений для выполнения определенных задач. Рынок таких услуг хорошо развит, есть настоящие профессионалы. Но еще больше фирм, занимающихся дизайнерскими оформлениями. Отличить вторых от первых просто: эти ребята сразу знают, как надо, вопросов они почти не задают. Профессионалы же сначала тщательно изучают контекст и ваши запросы.

Никто не даст точных инструкций, как организовать эффективное рабочее пространство в общем и целом. Потому что помещения теперь обустраиваются под определенных людей, выполняющих конкретную работу. Или под корпоративные требования компаний. Дизайнерское разнообразие и функциональная точность – вот самые подходящие слова для характеристики подобных решений нового поколения.

Чтобы произвести тонкую настройку рабочего пространства под себя, полезно знать и понимать некоторые правила и рекомендации, которые могут пригодиться для той самой «персонализации». Здесь важно учитывать и нюанс совместного сотрудничества с остальными членами компании.

Чего хотят компании

При обустройстве рабочего пространства компания может руководствоваться собственными приоритетами. Сделать так, например, чтобы внешний вид офиса помогал сотрудникам проникнуться корпоративными ценностями.

Любые дизайнерские решения должны иметь смысл. По сути, такая работа обусловлена двумя факторами – функциями и эстетикой. Самый лучший вариант – баланс того и другого. Иногда эстетика несет и функциональную нагрузку, когда роскошный интерьер офиса призван поразить клиентов в самое сердце.

Главное, чтобы новые архитектурные детали и погоня за изысканностью и эксклюзивностью не мешали удобству сотрудников.

Открытое рабочее пространство (знаменитый Open Space) – еще одна корпоративная инновация. Офисные кабинки, образованные специальными перегородками в огромных помещениях, напоминают муравейники. Этот подход много где обсуждался, и в большинстве случаев контекст был негативным. Но пока лучшего способа размещения максимального числа людей с выполнением минимального набора требований к цивилизованному рабочему пространству не нашли.

Стимулирующая среда и триггеры

Стимулирующая среда – понятие новое и интегрированное. Речь идет о повышении рабочей продуктивности. Вы удивитесь, но один из главных критериев – обыкновенный порядок в расположении рабочих инструментов и предметов. Здесь логика элементарна: вещи, которыми вы пользуетесь часто, не нужно хранить вдалеке от себя и наоборот. Заметьте, что здесь не идет речь о «чистом» столе, он может быть завален инструментами. Главное, чтобы в этих завалах была логика: что должно быть под руками, а что может располагаться на дальней полке.

Показателем стимулирующей среды служит не только порядок. Отлично работают психологические триггеры, влияющие на ваше восприятие особым способом. Классический пример – часы на стенке, напоминающие о сроках (особенно если будет слышно тихое позвякивание секундной стрелки). Заставка на рабочем столе компьютера, плакат со значением на стене, амулет, игрушка – все, что угодно. Важно, чтобы они напоминали вам о задачах и жизненных стремлениях. Портрет Стива Джобса? Пожалуйста. Маленького сына, которому хочется дать блестящее образование? Отлично. Подумайте, что или кто для вас важен в этом плане.

Удобство

Важнейший критерий – ваше персональное удобство. Главным советчиком должен быть только собственный опыт. Экспертов по продуктивности и дизайну много, все они любят давать советы по переустройству рабочих мест: им виднее, они знают, как лучше.

Послушать их, конечно, можно. Но если вам удобнее всего работать под фон включенного телевизора, сидя в мягком кресле с ноутбуком на коленях, и при этом видны отличные результаты вашей деятельности, продолжайте в том же духе. Это будет вашим личным решением.

Важно быть свободным от навязываемых стереотипов по созданию новых и «правильных» условий вашей работы. Ведь любого рода занятие и так носит ограничивающий характер, так что создавать себе еще и дополнительные рамки по чужим советам – не самая лучшая идея.

Порядок по Эйнштейну

На фотографии вы можете видеть знаменитый рабочий стол Альберта Эйнштейна. Еще более известная цитата – его точка зрения на стереотипные рекомендации поддерживать порядок на столе:

Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?

Со школьной скамьи мы слышим о том, что на месте для занятий должны царить чистота и порядок. Это нормально, так и есть. Просто понятия чистоты и порядка у людей совершенное разные. Как обстоят с этим дела по Эйнштейну, мы видим на фото, будем считать его одной крайностью. Тогда другой крайностью будет идеально чистый стол без единого предмета на поверхности. Это также имеет право на жизнь: есть люди, предпочитающие начинать рабочий день именно в такой обстановке.

Чтобы не оказаться под давлением стереотипов и крайних вариантов порядка, можно использовать критерий, который кажется более или менее объективным. Если поиски предметов в рабочем пространстве стали занимать дополнительное время, пора распределить их по местам.

Исследований на эту тему проводится много, а наука называется организационной психологией. Результаты показывают, что степень порядка в рабочем пространстве ведет к разному эмоциональному настрою. Для рутинной деятельности больше подходят условия порядка и чистоты. Если же от сотрудников нужны новые идеи и творческие решения, обстановка вокруг может быть вполне в духе Альберта Эйнштейна.

Ее Величество Эргономика

Эргономика – это наука о взаимодействии человека с окружающей обстановкой. Одна из главных ее задач – научно обоснованные рекомендации, позволяющие грамотно организовать рабочее пространство и комфортное окружение. О каком бы типе помещения не шла речь, его обустройство должно соответствовать основным принципам эргономики. Сюда включаются:

  • удобство;
  • простота в пользовании;
  • защищенность;
  • эстетика;
  • эффективность или действенность.

Эргономические рекомендации обычно состоят из предельно подробного и точного описания параметров рабочего пространства - размеров, расстояний, и мест расположения мебели и других предметов.

Например, промежуток между рабочими столами должен составлять не меньше 2,0 метров. А монитор нужно ставить на расстоянии 0,6 м от глаз.

Глубина рабочего пространства чаще всего обусловлена параметрами рабочего стола. Его длина должна укладываться в промежутке от 0,8 до 1,4 м, а ширина - от 0,8 до 1,0 м.

Важно не забывать о глубине пространства для ног. Например, этот показатель должен быть не меньше 0,65 м.

Свет, цвет и индивидуальность

Параметры правильного использования света хорошо разработаны. Главные из них – это уровень и равномерность освещенности. Здесь все понятно.

Считается, что настольная лампа должна находится слева. Но это не работает, например, для рабочих мест архитекторов или компьютерных художников. Людей, пишущих по старинке рукой, осталось совсем немного, поэтому инструкции типа «локальный свет только слева» безнадежно устарели.

С субъективным восприятием цвета в рабочем пространстве все гораздо сложнее. В вопросах колорита лучше всего доверять собственному вкусу и опыту, потому что эстетика не укладывается в жесткие рамки правил или инструкций. Однако не стоит забывать о том, что все цветовые решения в офисе, должны соответствовать общему дизайну помещения. Это также содействует порядку.

Рабочий треугольник на кухне

Пожалуй, кухню можно назвать самым распространенным видом рабочего пространства. Эти помещения имеются практически в каждом доме.

В кухне ярко выражено правило рабочего треугольника. Главные направления движения по комнате зависят от видов регулярной работы:

  • готовка пищи;
  • мытье посуды;
  • хранение продуктов.

В трех вершинах треугольника находятся плита, раковина и холодильник. Зная это, организовать рабочее пространство кухни несложно. Главное – не мешать перемещениям между акцентами треугольника.

Вот некоторые примеры рекомендаций по обустройству кухонного пространства:

  • Мойку лучше размещать в середине рабочего треугольника.
  • Оптимальное место для плиты – у стены или в угловой зоне рядом с обеденным столом.
  • Дверцы кухонной мебели, холодильника и иного оборудования должны легко открываться и т. д.

Заключение

Заниматься дизайном своего рабочего пространства – дело увлекательное, творческое и чрезвычайно полезное для всех видов деятельности человека. Более того, окружающую атмосферу нужно периодически разнообразить вместе с изменениями в жизни. Так что у вас впереди, как минимум, несколько творческих сессий по переустройству места, где вам будет лучше всего работаться.

Даже если корпоративным дизайном офиса занимается компания, у вас всегда будет возможность внести свои коррективы. Это будет та самая персонализация…

Комментарии