Военное положение. Характеристики. Военный режим в СССР
Режим военного положения в РФ предусматривает ограничение прав организаций, должностных лиц и граждан, возложение дополнительных обязанностей на них. Вместе с этим деятельность органов государственной и местной власти осуществляется в соответствии с особо установленным порядком. Военный режим призван формировать экономические, правовые и организационные условия. Эти условия, в свою очередь, должны способствовать отражению или предупреждению агрессии.
Военное положение является одним из средств, способных ограничить права. Государство может также объявить мобилизацию, территориальную и гражданскую оборону.
Военное положение предусматривает возможность граждан пользоваться всеми свободами и правами, установленными Конституцией РФ, за исключением тех, которые ограничены федеральным конституционным и другими законами страны. Население обязано исполнять требования, содержащиеся в указанных актах.
Необходимо отметить, что военное положение как правовой институт имеет корни, достаточно глубоко уходящие в историю. Это отмечается и в российском праве, и в законодательствах многих зарубежных держав. Особенные, исключительные законодательные акты, способные приостанавливать на определенной территории во время опасности действие текущих актов и наделять чрезвычайными полномочиями определенный исполнительный орган, имели огромное значение еще в Древнем Риме.
В дореволюционной России военное положение устанавливалось в приграничных районах при предполагаемой опасности вторжения на территорию страны агрессоров или на других территориях державы при возникновении внутренней опасности.
В период с 1941 по 1945 года чрезвычайная ситуация в СССР регулировалась указом Президиума. Этот акт, принятый в 1941 году, 21 июня, действовал только в течение войны. В соответствии с указом, предполагалось, что в областях, находящихся в условиях военного положения, функции всех органов госвласти на обороняемой территории, обеспечение безопасности страны и общественного порядка принадлежали военным советам армий, фронтов, военных округов. В областях, где таковые отсутствовали, полномочия передавались высшему командованию соединений армии.
Военные власти обладали правом принимать постановления, обязательные для исполнения каждым гражданином. При их невыполнении предполагалось наказание в форме административной ответственности. Неподчинение приказам и распоряжениям военных властей расценивалось как преступление. Неповиновение в районах, которые находились в чрезвычайных условиях, предполагало уголовную ответственность. Наказания устанавливались в соответствии с законами военного времени. Согласно принятым нормативным актам, все дела, касающиеся указанных преступлений, передавались трибуналу на рассмотрение. При этом решения и приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены только в порядке надзора.
В условиях военного положения в СССР в 1941 году, 30 июня, был принят указ Президиума по формированию ГКО (комитета обороны страны). Этот комитет стал фактически высшим органом в государстве. Все население, а также комсомольские, партийные, военные органы были обязаны исполнять распоряжения и решения, принятые ГКО.
В самых значимых секторах народного хозяйства осуществлял свою деятельность институт уполномоченных от ГКО. Они (уполномоченные) обладали неограниченными правами и отвечали за четкое исполнение распоряжений Комитета.
Необходимо отметить, что сегодня правовые государства стремятся придерживаться гуманитарного направления в формировании политики и законодательства. Несомненный приоритет свобод и прав гражданина установлен и закреплен Конституцией РФ.