Неисправности АКПП: основные причины и способы их устранения

Неисправности автоматической коробки передач (АКПП) - это довольно распространенная проблема автовладельцев. Как их вовремя распознать и устранить? В этой статье вы узнаете типичные признаки поломок автоматической коробки передач, основные причины их возникновения и рекомендуемые способы ремонта от опытных механиков. Читайте и берегите свою машину!

Признаки неисправностей АКПП

К основным признакам неисправностей АКПП относятся:

  • Толчки и рывки при переключении передач
  • Блокировка на определенной передаче
  • Отсутствие передач
  • Шум, вибрация, стуки
  • Подтеки масла
  • Загорание индикатора CHECK
  • Другие признаки

Толчки и рывки при переключении передач

Одним из первых признаков неисправностей АКПП являются толчки и рывки, ощущаемые при переключении передач. На начальной стадии они могут быть едва заметными, но со временем ощутимо усиливаются. Причина таких "симптомов" кроется в износе и задирах фрикционных накладок, тормозных лент, деформации упорных шайб и других деталей трансмиссии. В этом случае требуется разборка АКПП и обязательная замена вышедших из строя элементов механизма. Игнорирование этой проблемы приведет к полному отказу автоматики.

Блокировка на определенной передаче

АКПП может заблокироваться на какой-либо одной передаче, чаще на третьей. Машина едет, но переключения не происходит. Возможная причина в таких случаях - заедание клапанов или соленоидов в гидроблоке из-за загрязнения. Требуется промывка гидравлики специальными присадками. Также в таких проблемах обычно бывает виноват износ механики переключения.

Отсутствие передач

Полный отказ автоматики с отсутствием как движения вперед, так и заднего хода - это серьезная поломка. Вероятные причины могут быть в следующем:

  • Разрушение стальных шлицов или их фреттинг-коррозия
  • Поломка масляного насоса АКПП
  • Выход из строя тормозных лент или блокираторов

В этих случаях требуется полная разборка и замена вышедших из строя деталей. Стоимость такого ремонта очень высока.

Шум, вибрация, стуки

Посторонние шумы вроде скрежета, гула или металлических стуков в предвещают серьезные проблемы автоматической коробки передач. Наиболее вероятные причины неполадок:

  • Повреждение или износ подшипников трансмиссии
  • Трещины в корпусных деталях
  • Износ или разрушение шестерен

Такие дефекты угрожают полным отказом АКПП в любой момент. Обязательно проверьте автоматику у специалиста, в этих случаях медлить с профессиональным ремонтом нельзя.

Подтеки масла

Еще один довольно распространенный дефект автоматической коробки передач - это подтеки трансмиссионного масла через уплотнения. Причины этой неисправности могут быть в следующем:

  • Износ манжет и сальников
  • Трещины в корпусе или крышках
  • Ослабление болтовых соединений

Для устранения этих подтеков требуется полная разборка АКПП и замена уплотнительных элементов. Не рекомендуется запускать двигатель при наличии серьезных подтеков, потому что это грозит полной потерей масла.

Загорание индикатора CHECK

Современные АКПП оснащены бортовой диагностикой. При возникновении неисправностей на панели приборов загорается индикатор CHECK, а компьютер записывает код ошибки в память. Считав коды с помощью диагностического сканера, можно определить причину - датчик давления, клапан гидроблока, соленоид и так далее. Это ускоряет поиск неисправности и причину поломок.

Однако коды ошибок часто носят довольно общий характер. Для полной диагностики неисправной АКПП требуется комплексная проверка специалистами.

Основные причины поломок АКПП

Рассмотрим типичные причины возникновения дефектов автоматической коробки передач.

Механический износ деталей

Самая распространенная причина - просто износ внутренних компонентов АКПП за долгие годы эксплуатации автомобиля:

  • Фрикционные накладки муфт и тормозные ленты стираются
  • Шлицы на валах протираются и теряют сцепление
  • Подшипники и упорные шайбы приходят в негодность
  • Шестерни планетарных рядов изнашиваются и выкрашиваются

При таких серъезных дефектах требуется полная замена вышедших из строя деталей.

Нарушение регулировок

Поломки автоматической коробки передач могут возникать из-за нарушения регулировок:

  • Неправильная регулировка троса управления коробкой
  • Сбои в работе датчиков скорости и положения коленчатого вала
  • Нарушение зазоров клапанов и фрикционов

Восстановление правильной регулировки позволяет устранить такие дефекты без разборки АКПП.

Некачественное или недостаток масла

Причины проблем с АКПП:

  • Использование не соответствующего типа для автомобиля трансмиссионного масла
  • Применение некачественных заменителей
  • Эксплуатация автомобиля на старом, отработавшем ресурс масле
  • Значительное понижение необходимого уровня масла из-за течи

Это приводит к ухудшению смазки и охлаждения деталей коробки, и в конечном итоге к их ускоренному износу и поломкам.

Загрязнение фильтров и масляных каналов

Постепенное засорение фильтров и их масляных каналов приводит к падению давления масла в гидросистеме АКПП, перегреву и в результате полному отказу автоматики. Периодически требуется промывка автоматики специальными присадками.

Повреждения электрики

Сбои в работе АКПП могут возникать из-за:

  • Отказа электронного блока управления
  • Обрыва цепей датчиков и соленоидов
  • Коротких замыканий в жгутах соединений

Необходим поиск и устранение повреждений в электрике коробки квалифицированным специалистом.

Неправильная эксплуатация

Частой причиной поломок АКПП являются ошибки водителей:

  • Эксплуатация на холодную, без прогрева
  • Перегрев из-за частых троганий в горку
  • Резкие разгоны и торможения
  • Буксировка при поломке

Подобные ошибки быстро выводят АКПП из строя. Необходимо соблюдать правила эксплуатации автоматической коробки.

Производственный брак

В редких случаях причиной отказа АКПП становится заводской брак - трещины в корпусе, бракованные подшипники, дефект сборки. Если поломка произошла в период гарантии, обязательно отстаивайте свои права на замену трансмиссии за счет изготовителя.

Как видно из приведенных примеров, причины неисправностей АКПП могут быть самыми разными. Для правильной диагностики требуются знания и опыт. Рассмотрим далее, как грамотно выявить дефект АКПП.

Диагностика неисправностей АКПП

Для определения характера неисправности АКПП необходимо провести комплексную диагностику.

Снятие ошибок с компьютера

На современных автомобилях проверка начинается со считывания кодов неисправностей с бортового компьютера при помощи диагностического сканера. Это позволяет быстро определить проблемный узел - датчик, клапан, электромагнит и так далее. Однако коды ошибок часто носят общий характер и не указывают точную причину отказа.

Визуальный осмотр на подъемнике

Автомобиль устанавливается на подъемник для визуального осмотра коробки передач на наличие внешних повреждений, подтеков масла, следов ударов и трещин. Проверяется надежность крепления АКПП к двигателю. Выявленные дефекты фиксируются.

Замер давления и температуры масла

С помощью манометра проверяется давление масла в гидросистеме АКПП в различных режимах работы. Также замеряется температура трансмиссионного масла при прогреве. Значительное отклонение показателей от нормы указывает на внутренние неисправности.

Проверка электрических цепей

Специальным тестером прозваниваются электрические цепи управления коробкой - датчики, клапаны, электромагниты. Выявляются обрывы и короткие замыкания, которые могут вызвать сбои в работе АКПП.

Тесты в движении

Для выявления скрытых дефектов проводятся тест-драйвы с разгонами, торможениями, включением режимов кик-даун и холд. Фиксируются любые отклонения в работе трансмиссии - рывки, задержки переключений, вибрация, шум.

Полная разборка и осмотр деталей

Окончательно установить неисправность и степень износа внутренних деталей АКПП можно только после полной разборки и осмотра квалифицированным специалистом. Это позволяет выявить даже скрытые дефекты и составить полную картину.

Таким образом, качественная диагностика АКПП - процесс трудоемкий, требующий специального оборудования, навыков и опыта. Доверяйте проверку профессионалам.

Ремонт АКПП: варианты и стоимость

После точной диагностики выбирается оптимальный метод ремонта АКПП.

Замена масла и фильтров

При незначительном износе деталей достаточно заменить масло и фильтры. Это позволит продлить жизнь АКПП.

Регулировка механики управления

Если причиной оказался сбой в настройках тросов или датчиков, проводится регулировка механики без разборки коробки.

Промывка гидроблока и масляных каналов

При загрязнении гидравлики используются специальные промывочные жидкости.

Ремонт электрики

Неисправности в электронном блоке управления, датчиках и обмотках устраняются путем ремонта или замены компонентов.

Замена изношенных деталей

При сильном износе производится замена фрикционов, тормозных лент, подшипников, уплотнений и других элементов.

Капитальный ремонт АКПП

Полная разборка коробки и замена всех изношенных деталей. Наиболее затратный, но радикальный метод.

Покупка б/у коробки передач

Иногда экономически выгоднее купить б/у АКПП вместо дорогого капремонта старой. Главное - правильно оценить состояние.

Стоимость разных видов ремонта

Стоимость варьирует от нескольких тысяч рублей за замену масла до 150-300 тысяч за капремонт АКПП иномарок премиум-класса. Необходимо учитывать специфику конкретной модели.

Правильный выбор метода ремонта позволит быстро и с наименьшими затратами восстановить работоспособность АКПП.

Профилактика и предупреждение поломок АКПП

Чтобы минимизировать риск отказа АКПП, необходимо:

Соблюдение регламента замены масла и фильтров

Регулярная смена масла и фильтрующих элементов - залог долговечности любой трансмиссии. Следуйте рекомендациям автопроизводителя по периодичности обслуживания.

Использование качественных масел и расходников

Применяйте только высококачественные оригинальные или рекомендованные масла для конкретной модели АКПП. Экономия на смазочных материалах не оправдана.

Контроль уровня и состояния масла

Регулярно проверяйте уровень масла в АКПП и следите за его внешним видом. Своевременно выявляйте и устраняйте возможные утечки.

Осторожное вождение, избегание перегревов

Соблюдайте плавный стиль вождения, не допускайте длительных пробуксовок колес и перегрева трансмиссии.

Своевременное устранение мелких неисправностей

Не запускайте двигатель при наличии шумов, стуков, вибрации в АКПП. Сразу обращайтесь в сервис для диагностики и ремонта.

Выбор качественной АКПП и правильная эксплуатация

При покупке автомобиля отдавайте предпочтение проверенным моделям АКПП. Строго соблюдайте все правила эксплуатации трансмиссии.

Следуя этим простым рекомендациям, вы значительно продлите срок службы автоматической коробки передач.

Комментарии