Гуманизм – это...
Гуманизм – это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям.
Зарождение мировоззрения происходило в эпоху Возрождения, в 15-16 веках. В это время в Италии, а впоследствии в Англии, Франции, Голландии, Германии сформировалось крупномасштабное движение, направленное против церковного деспотизма.
Выступая против требований религии провести всю свою земную жизнь в искуплении грехов, гуманисты относили человека на вершину мироздания, утверждая его право на счастье. Они считали, что люди совершенно естественно стремятся к наслаждению, а также обладают способностью к нравственному самосовершенствованию, являясь духовно свободными.
В ответ на критические заявления религиозных фундаменталистов из гуманистического движения выделился светский гуманизм. Это направление отвергает веру, считая ее принципиально иллюзорным способом ориентации людей в мире. Таким образом, утверждалась способность жить по этическим нормам, без применения религиозных гипотез.
Гуманизм – это (изначально) признание ценности человеческой личности, ее права на неограниченное развитие и проявление имеющихся способностей. Более поздняя трактовка термина указывает на утверждение человеческого блага как меры, по которой дается оценка общественным отношениям.
Пытаясь выразить принцип гуманизма в одном предложении, авторы получают следующую фразу: "Любой человек обладает правом стремиться к счастью и свободе". Согласно теории мировоззрения, людей нельзя использовать. Гуманизм – это забота о человеке.
В соответствии с взглядами этого мировоззрения, жизнь людей бесценна, особенная забота должна проявляться по отношению к слабым: детям, инвалидам, женщинам. В педагогической сфере гуманизм представлен утверждением, что каждый ребенок обладает позитивным ядром – ему нужно просто помочь развиться.
Считается, что все дети рождаются свободными. Гуманизм выступает против навязывания ребенку того или другого мировоззрения, считая, что он сам (ребенок) может определить свой путь. Воспитание при этом должно исключать манипуляции и принуждение. В идеале должна получиться гармонично развитая личность, счастливый и свободный человек.
Следует, однако, отметить, что гуманизм всегда подвергался критике. Часто эта критика была оправдана. Излишне бережное отношение к людям (и детям, и взрослым) имеет и оборотную сторону. Так, например, те, кого оберегали в детстве от сквозняков, болели чаще, а те, кого берегли от трудностей, чаще их испытывали. Несомненно, любое движение вперед немыслимо без ошибок. При этом гуманистический принцип "Не навреди" по отношению к человеку совершать ошибки запрещает.
Следует отметить любопытный факт, что вплоть до 17 века хирургия являлась делом цирюльников, а не врачей. Докторам приходилось соблюдать гуманистический принцип – им было запрещено нарушать целостность кожных покровов пациентов. Операцию проводил цирюльник, а ученый доктор сидел за кафедрой и руководил операцией, громко зачитывая указания. Сегодня, безусловно, принцип не понимается так буквально. Современные хирурги имеют право и обязаны повреждать кожу больного во имя сохранения его жизни.
В наше время развитие мировоззрения также претерпевает некоторые трудности. Некоторые авторы указывают на определенные перегибы в гуманистическом восприятии мира. Так, например, инвалиды, осознавшие себя в качестве угнетаемого меньшинства, протестуют сегодня против проведения пренатальной диагностики, которая позволяет женщинам абортировать будущих детей-инвалидов. Таким образом, когда гуманизм излишне оберегает слабых и больных, их количество в обществе начинает увеличиваться.