Военная реформа 1874

Военные реформы, касающиеся реорганизации армии и преобразования военного ведомства, растянулись на несколько лет. Настоятельная необходимость в них возникла после неудачи в Крымской войне. Большинство преобразований было проведено под руководством Д. А. Милютина. Стремясь уменьшить денежные расходы, он сократил срок службы до пятнадцати лет. Причем, отслужив семь лет, каждый солдат мог уйти в отпуск, вследствие чего в мирное время армия существенно сокращалась. В ротных школах начали систематически обучать солдат грамоте, были отменены побои, физические наказания.

В 1864 году было реформировано местное военное управление. С этих пор территория государства делилась на несколько военных округов. Это привело к тому, что управление стало ближе к своим войскам, а значит, и могло их намного быстрее мобилизовать по необходимости. Армия стала намного стабильнее. С 1865 года войсками стал управлять Генеральный штаб – центральный орган. Кадетские корпуса, в которых раньше готовили офицеров, преобразовали в военные гимназии; открывались военные училища по подготовке будущих офицерских кадров. Созданные юнкерские училища позволяли молодым людям, не имеющим дворянского происхождения, со временем попасть в офицерский корпус. Новая система военного образования потребовала от Академии Генерального штаба и создания новой программы обучения.

Теперь больше времени стали отводить на боевую подготовку. Пехоту и кавалерию оснастили винтовками Бердана, корпуса упразднили, а войска разделили на местные и полевые. Впервые артиллерия получила новые орудия, нарезные, которые заряжались с казенной части. Весь комплекс этих мероприятий привел к необходимости создания иной военной повинности.

Военная реформа 1874 года заключалась в утверждении Александром II Устава о воинской повинности. Согласно новому указу, все мужчины, достигшие 21 года и до 40 лет включительно, обязаны были нести военную службу. В армии служили шесть лет и еще девять лет пребывали в запасе, а на флоте – семь лет и три года в запасе. Затем все военнообязанные зачислялись в государственное ополчение (там же числились и те, что были освобождены от призыва). Настоящий срок действительной службы в армии зависел и от уровня образования, что являлось привилегией не всех сословий. Военная реформа 1874 года послужила значительному повышению грамотности среди мужчин, так как полный срок служили только неграмотные, которые в армии обучались чтению, письму и математике. Для имеющих начальное образование служба сокращалась до четырех лет, бывшие гимназисты служили полтора года, а лица с высшим образованием – всего полгода.

С одной стороны военная реформа 1874 года, как ни одна другая реформа Александра II, касалась всего общества, всех сословий. А с другой – в ней наиболее выражался принцип социального неравенства. Дело в том, что от сословия призывника и от его материального благосостояния напрямую зависели всевозможные изъятия и льготы. Некоторые народы Крайнего Севера, Средней Азии, Дальнего Востока, Кавказа освобождались от службы по национальным и религиозным соображениям.

Военная реформа 1874 года не была одобрена частью генералитета во главе с фельдмаршалом Барятинским А. И. Он и его единомышленники упрекали Милютина в том, что армия погрязла в бюрократии, а командный состав очень ослаб. Однако участие в русско-турецкой войне показало, что армия боеспособна, а офицеры и солдаты отлично выучены.

Военная реформа 1874 года не смогла изменить сословный характер корпуса офицеров, да и не преследовала этой цели, зато сделала армию современной. Среди недостатков преобразований можно отметить и тот момент, что мало внимания было уделено интендантской части, что все же дало о себе знать во время войны России с турками.

Комментарии