Услуги: потребление. Что такое потребление? Определение, нормы, объем и особенности
Мода на ограниченное потребление давно шагает по миру. Звезды отказываются от дорогой одежды и товаров роскоши. Какую роль в жизни человека играет потребление и что такое это слово означает?
Люди потребляют услуги и товары с целью удовлетворения своих нужд или желаний. В некотором роде именно потребление является основой существования общества. При этом уровень жизни населения напрямую зависит от его способности потребления. Необходимость в том или ином товаре, или услуге, рождает предложение, иногда под потребности людей создаются целые секторы экономики. То есть, чем больше благ и услуг создается, тем выше уровень потребления и качество жизни населения.
Определение
Что такое потребление? Под этим термином понимается использование услуг, товаров (благ) населением с целью удовлетворения собственных нужд. Все эти товары приобретаются для воплощения долговременных или текущих нужд. Фактически, все потребление складывается из двух типов: товаров и услуг.
Суть потребления
Потребление является конечной стадией в цепочке воспроизводства товаров: производство – распределение – обмен – потребление населением. Это позволяет установить основную связь между покупателем и производством. Без потребления не будет последнего, ведь все товары и услуги создаются для конечной цели: удовлетворение потребностей людей.
Функции потребления
Потребление выполняет ряд важных функций:
- Познавательная – это обучение новым навыкам в процессе потребления и создания благ для их дальнейшего потребления.
- Инновационная функция заключается в необходимости постоянного создания и усовершенствования благ, потребляемых людьми.
- Экономическая. Не секрет, что спрос рождает предложение, заставляя предпринимателей не только создавать блага, но и искать пути их реализации, привлечения денег. Тем самым происходит оборот средств в глобальном смысле.
- Социализация населения. Создание благ и процесс их потребления требуют от людей определенного уровня взаимодействия между собой, постоянного обсуждения и совместных действий.
- Созидательная функция тесно связана с влиянием эстетического восприятия человеком предметов и стремлением окружать себя предметами с определенными характеристиками и качествами.
Классификация потребностей
Потребности классифицируются сразу по нескольким показателям. Принято выделять:
- Материальные потребности. Призваны удовлетворять нужды человека, как биологического существа. Потребность в пище, тепле, воздухе – базовые материальные нужды человека. Можно сказать, что такое потребление является первичным, от него зависит жизнь людей.
- Духовные или нематериальные потребности. Представляют собой нуждаемость человека в эмоциональном и духовном плане. К этой категории относится потребность в заботе и любви. Эти категории определяются способностью человека чувствовать и воспринимать чувства других людей.
- Интеллектуальные потребности выражаются в необходимости развития человеческого разума. Любой человек стремится познавать окружающий мир и это - одна из самых сильных потребностей. Наиболее ярко она проявляется в детском возрасте. Во взрослой жизни эта потребность помогает учиться, осваивать профессию и развиваться в ней. Эта потребность может быть удовлетворена материальными благами, такими как газеты, книги, интернет.
- Последней категорией, помогающей понять, что такое потребление, являются социальные потребности. Как известно, человек – существо биосоциальное, то есть он всегда нуждается в социуме и не может выжить без него. Необходимость в общении очень важна для каждого человека, она позволяет взаимодействовать отдельным людям, заниматься совместной деятельностью, противостоять угрозам вместе.
Материальные потребности являются для человека базовыми, в то время как остальные три категории относятся к потребностям второстепенным. Поэтому первоочередным для человека являются нужды по жизнеобеспечению и только после того, как они удовлетворены, человек может переходить к удовлетворению своих вторичных потребностей в порядке перечисления.
Определение нормы
Норма потребления является экономическим показателем, который отражает уровень спроса и обеспечения людей материальными благами и услугами. Показатели составляются и используются для определения нужд отдельных категорий населения. При анализе статистических данных и для обоснования расходов бюджетов также применяются нормы.
Нормативы потребления благ (товаров и услуг) бывают реальные и рациональные. Например, норматив для сахара на душу населения (рациональный) в год составляет 24 килограмма, а реальный – 35 килограммов. Таким образом, безопасно для человека потреблять не более 24 килограммов, но фактическая ситуация говорит о том, что используется сахара намного больше, что позволяет сделать вывод о том, что реальную норму (35 кг) нужно сокращать до рекомендованной медиками (рациональной) в 24 кг.
Объем
Объем потребления материальных благ, услуг или товаров рассчитывается как усредненное число товаров на душу населения за определенный временной промежуток. На деле оказывается, что подсчитать реальный уровень потребления продовольственных или непродовольственных товаров достаточно сложно.
Определяется общий объем, как частное некого товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах.
Средний показатель на душу населения определяется так:
Среднедушевой объем = объему общего потребления х - товара в натуральном выражении за отчетный период / среднюю численность населения за тот же срок. Можно сказать по-другому. Объем общего потребления х - товара в натуральном выражении за базовый период / среднюю численность населения за точно такой же срок.
Рекомендованные показатели потребления пищевой продукции
Ежегодно Министерство здравоохранения Российской Федерации выпускает документ, в котором определены рекомендованные нормы потребления на человека пищевых продуктов. Документ является резонансным и всегда вызывает огромные споры в обществе, тем не менее, нормы на 2018 год такие:
- хлебопродукты – 96 кг/год;
- картофель – 90 кг/год;
- овощи и крупы – 140 кг/год;
- фрукты – 100 кг/год;
- сахар – 24 кг/год;
- мясо – 73 кг/год;
- рыба – 22 кг/год;
- молочные продукты – 325 кг/год;
- яйца – 260 кг/год;
- растительное масло – 12 л/год;
- соль – 4 кг/год.
Эти нормативы являются унифицированными и рекомендованными для всех жителей России, но есть и нормативы, которые могут отличаться в зависимости от региона, к таковым относятся потребность в услугах ЖКХ.
Товары: понятие, классификация
Товар – это предмет, продукт деятельности человека, предназначение которого состоит в удовлетворении потребностей населения.
Все потребляемые товары можно условно разделить на несколько групп:
- Товары первой необходимости – это те, которые нужны человеку для поддержания своего существования, такие как продукты питания, жилье, одежда и т. д. Проще говоря, то, без чего человек не может обойтись.
- Товары вторичной необходимости включают в себя категории продуктов необязательных: телевизор, стиральная машина, книги и другое.
- Предметы роскоши, такие как деликатесы, украшения, дорогие машины, бассейн и прочее. Проще говоря, это блага, которые человек желает, но никакой пользы они не несут.
Услуги: понятие, классификация
Услуги представляют собой результат деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей в определенном обществе. Время потребления той или иной из них всегда равно времени ее производства.
Условно потребление услуг можно подразделить:
- Те, которые необходимы постоянно (услуги школьных и медицинских учреждений, обслуживание в магазинах и прочее).
- Услуги, потребляемые нерегулярно (например, автосервис или парикмахерские).
Уровень удовлетворения населения в товарах и услугах
Сопоставляя нормативные и фактические показатели потребления, можно выявить уровень удовлетворения потребности населения в товарах или услугах. Для того чтобы определить уровень удовлетворения в товаре, используется формула:
Потребление = Среднее количество потребленных х - товаров на душу населения / Нормативный показатель потребления в среднем на душу населения. Что нужно, чтобы определить средний показатель?
Для этого количество приобретенной продукции на душу населения нужно разделить на весь объем потребления товара и на среднюю численность людей по группам потребления.
Для определения нормативного уровня потребления требуется разделить рекомендованные Минздравом показатели в определенной группе населения на среднюю численность потребителей в ней.