Жанна Моро - французская актриса, певица и кинорежиссер: биография, личная жизнь, фильмография

Певица, актриса и режиссер Жанна Моро, наряду с Катрин Денев и Бриджит Бардо, вошла в историю как один из символов не только "новой волны", но и французского кинематографа в целом. Талант, выразительная внешность, замечательные вокальные данные позволили актрисе сотрудничать с рядом величайших режиссеров мира, сниматься в картинах различного плана: от арт-хауса до телесериалов. Образы, созданные Моро, вошли в учебники по актерскому мастерству, а ее свободолюбивый характер, умение вести себя с достоинством сделали ее настоящей иконой как для актрис, так и для простых женщин.

Детство и юность

Жанна Моро родилась 23 января 1928 года в Париже. Ее семья принадлежала к состоятельному классу и не чуралась искусства: мать в молодости была балериной. Отец Жанны работал в гостиничном бизнесе. Ему принадлежал небольшой отель, доходов от которого хватало, чтобы обеспечить семью. Однако детство будущей великой актрисы нельзя назвать безоблачным. В 1939 году началась Вторая мировая война, а Франция вскоре была оккупирована вермахтом. Репрессии затронули и семью Моро: ее мать была арестована.

Несмотря на все тяготы жизни в оккупации, Моро не утратила врожденного жизнелюбия и артистизма. Под влиянием матери Жанна заинтересовалась театром, хотя отец поначалу воспринял это в штыки. Необходимое образование она получила на актерском отделении престижной Высшей национальной консерватории музыки и танца в Париже. Как актриса Жанна Моро впервые проявила себя в 19 лет, сыграв главную роль в спектакле "Полуденная терраса".

Работа в театре

Игра начинающей актрисы не только доставила удовольствие публике, но и вызвала интерес со стороны театральных критиков. После дебютного спектакля Жанну зачислили в труппу "Комеди Франсез". Это было настоящим успехом: никогда прежде столь молодых актрис не принимали в один из наиболее известных театров Франции. На протяжении четырех лет Жанна оставалась ключевой актрисой, участвовала во всех главных спектаклях. Уже тогда сложились основные принципы ее работы над образом: Жанна Моро придавала своим героиням внутреннюю глубину, женственную интеллектуальность, а в каждом слове и жесте проявлялась уверенность. Многие режиссеры с мировым именем лично просили Жанну исполнить роль в их постановках.

Уход в кино

Хотя театр навсегда стал вторым домом для актрисы, в середине 50-х годов она все больше обращает внимание на кинематограф. Впервые на экране она появилась в 1949 году в эпизодической роли в фильме "Последняя любовь".

Критики отмечали отсутствие модельных данных у Жанны, без которых в те годы невозможно было стать звездой экрана. Однако актриса проявила решимость и даже отказалась от грима. Несоответствие канонам красоты она успешно компенсировала актерским мастерством. И хотя первые ее фильмы представляют собой череду незначительных и практически забытых сегодня триллеров, Моро очень скоро смогла заставить говорить о себе как об одной из величайших актрис своего времени.

Луи Маль и мировой успех

В биографии Жанны Моро особое место занимает начавшееся с романа плодотворное сотрудничество с одним из наиболее ярких представителей французской новой волны, режиссером Луи Малем. В 1957 году она снялась в его фильме "Лифт на эшафот". Закрепила успех следующая картина - "Любовники".

Сюжет этого фильма вызвал бурную дискуссию. Моро играла несчастную жену вечно занятого богача. Случайное знакомство с человеком совсем другого круга, презрительно относящимся к образу жизни французской буржуазии, резко меняет ее жизнь и ставит ряд сложных вопросов. Для 1958 года это был чрезвычайно откровенный фильм, изобилующий откровенными сценами. Споры вокруг него дошли до США, где директор одного из кинотеатров был осужден за прокат этой картины, однако после апелляции в Верховный суд обвинение было снято.

Благодаря фильму "Любовники" Жанна Моро окончательно вошла в число крупнейших кинозвезд. Ею заинтересовались другие именитые режиссеры, в том числе Франсуа Трюффо, Микеланджело Антониони, Орсон Уэллс и Луис Бунюэль.

На вершине успеха

В отличие от многих других актрис, ставших любимицами публики, Жанна Моро не ослабила контроля над собой. Согласно воспоминаниям современников, она умела не просто раствориться в замысле режиссера, но и пропустить его через себя. Ее связывали дружеские отношения со многими яркими деятелями искусства, которым она всегда была готова прийти на помощь. Так, когда Трюффо столкнулся с финансовыми трудностями при подготовке фильма "400 ударов", Моро дала ему необходимую сумму. Но благодарность от режиссера не заставила себя ждать. В 1962 году он написал специально для Моро фильм "Жюль и Джим", который актриса считала лучшим в своей карьере.

Мастерство Жанны Моро было отмечено призом Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль в 1960 году. Стремясь создавать глубокие и продуманные образы, актриса интересовалась всеми стадиями кинопроизводства. Порой она участвовала в написании сценария, выступала сопродюсером. Итогом столь внимательного отношения к своей профессии стали собственноручно поставленные фильмы.

Режиссерская карьера

В качестве режиссера Жанна Моро сняла три фильма: "Свет" (1976), "Подросток" (1979) и "Лиллиан Гиш" (1983). К двум первым она сама написала сценарии. Но, несмотря на долгую карьеру в кино и богатый опыт, проекты Моро как режиссера не снискали успеха. В числе недостатков первого фильма называли излишнюю сложность, перерастающую в претенциозность, и скверную игру актеров. Провал "Света" в прокате привел к финансовому разорению Моро. Долгое время ей приходилось расплачиваться по счетам и даже влезть ради этого в долги. В поисках средств актриса отправилась в США, где приняла участие в бродвейском мюзикле "Ночь игуаны" - чисто коммерческом проекте, слишком мелком для актрисы такого уровня.

Последние годы

Неудача в прокате "Света" имела следствием и уход актрисы с экранов. На протяжении долгих лет она снималась в основном во второстепенных и эпизодических ролях, изредка соглашаясь на более крупные, если ей нравился проект. В начале 80-х годов она познакомилась с режиссером телевизионных фильмов Жози Дайян. Женщины быстро стали близкими подругами, и Моро часто снималась в ее фильмах. Согласно воспоминаниям актрисы, именно благодаря Дайян она поняла, что умеет играть возрастные роли.

Уход из большого кино компенсировался активностью в других областях. Моро записала несколько пластинок, дважды возглавила Каннский кинофестиваль. Очень много времени актриса уделяла поиску новых талантов. С этой целью она посетила перестроечный СССР и снялась в фильме советского режиссера "Анна Карамазофф". Однако публика отнеслась к фильму холодно. Это, а также конфликт с режиссером из-за окончательного монтажа побудили актрису требовать изъять фильм из широкого проката.

В XXI век актриса вошла как мастер эпизода. Небольшие роли Жанны Моро в фильмах "Время прощания" Франсуа Озона и "На запад" Ахмеда Имамовича напомнили зрителю, что он имеет дело с актрисой первой величины. Последнее появление на экране случилось, когда актрисе исполнилось 84 года. Она снялась в фильме еще одного долгожителя от кинематографа Мануэла ди Оливейры (на момент съемок режиссеру было 104 года) - "Жебо и тень".

Личная жизнь

Жанна Моро вышла в первый раз замуж в 1949 году. Ее избранником стал актер и режиссер Жан-Луи Ришар. Хотя от этого брака родился единственный ребенок актрисы - сын Жером - супруги быстро охладели друг ко другу. Они официально развелись в 1964 году, но и до этого позволяли себе романтические приключения на стороне. Так, Моро закрутила роман сначала с Луи Малем, а потом и Франсуа Трюффо. Кроме них, на протяжении своей долгой жизни актриса встречалась с известным дизайнером Пьером Карденом, актером Теодоросом Рубанисом и музыкантом Майлсом Дейвисом.

Во второй раз Моро вышла замуж в 1977 году за американского режиссера Уильяма Фридкина. Однако и этот брак долго не продержался. Спустя два года пара распалась.

31 июля 2017 года актриса тихо умерла в своей квартире в Париже. Ее тело обнаружила домработница.

Комментарии