Русский поэт Евгений Рейн: биография, личная жизнь, семья и творчество
Евгений Рейн - популярный отечественный поэт и прозаик, к тому же известный сценарист. Это один из самых значимых литературных деятелей середины XX столетия, близкий друг Иосифа Бродского. Принадлежал к кругу общения Анны Ахматовой в последние годы ее жизни, которая в значительной мере повлияла на творческую карьеру поэта.
Биография поэта
Евгений Рейн родился в Ленинграде. Он появился на свет в 1935 году в еврейской семье. Отец Борис Григорьевич был архитектором, а мать Мария Исааковна Зисканд - учительницей немецкого языка, сама она родом из Екатеринослава.
Когда герою нашей статьи исполнилось 9 лет, его отец погиб. Борис Григорьевич скончался во время Великой Отечественной войны в бою под Нарвой. За год до этого Евгений вернулся с матерью в Москву из эвакуации. Они переживали эти несколько лет у родственников отца. Вскоре после этого переехали в Ленинград, когда с города была снята блокада.
Важным этапом в биографии Евгения Рейна была учеба в технологическом институте имени Ленсовета в Ленинграде. Сам поэт признается, что выбор учебного заведения оказался во многом чистой случайностью. Рейн отправился в этот вуз по настоянию матери, которая хотела обеспечить будущее своего сына, она не верила, что ему удастся нормально зарабатывать в гуманитарной отрасли.
Поначалу Рейна даже исключили из института из-за политического скандала. В вузе издавалась стенгазета "Культура", которая часто поднимала острые проблемы, вызывавшие недовольство руководства. Несмотря на то что Рейн был прилежным студентом, его все-таки исключили с пятого курса, прямо перед защитой диплома. Вернувшись через год, он сумел поступить на пятый курс другого технологического института - холодильной промышленности, и получить диплом.
Следующим шагом в его карьере стали Высшие сценарные курсы. Такие занятия сыграли важную роль в жизни знаменитого деятеля. В результате он стал сценаристом более двадцати документальных фильмов. Самый известный из них называется "Чукоккала" и посвящен рукописному альманаху, который с 1914 по 1969 год составлял Корней Чуковский. В нем большое количество автографов и коротких зарисовок знаменитых современников его времени.
При этом в самом начале своей трудовой карьеры Евгений Борисович работал в геологических партиях на Дальнем Востоке, а также на нескольких ленинградских заводах.
Сам Рейн признается, что во многом определяющей для него стала поездка на Камчатку, которая являлась для него настоящим испытанием. Это путешествие произвело на него большое впечатление, ему встретилось много уникальных людей, он приобрел бесценный жизненный опыт.
В начале карьеры
На формирование индивидуального стиля Евгения Борисовича Рейна оказала большое влияние поэзия советского конструктивизма. В первую очередь это были произведения Эдуарда Багрицкого и Ильи Сельвинского, в некотором роде - Владимира Лугового.
В 1960-х годах Евгений Рейн оказался в числе так называемых ахматовских сирот. Именно там он сблизился с Бродским.
"Ахматовские сироты"
"Ахматовскими сиротами" называют четверых поэтов, входивших в близкое окружение Анны Андреевны Ахматовой в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Помимо Евгения Рейна, это были Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский, Анатолий Найман.
Ахматова высоко ценила творчество каждого из них. Как признавался Бродский, она была для них не только литературным, но также духовным и нравственным авторитетом.
Найман утверждает, что Ахматова их учила не поэтическому ремеслу - это было нечто большее. В действительности занятия представляли собой факультатив, она создавала удивительную атмосферу, в которой удавалось творить.
Бродский в интервью с Соломоном Волковым проводит параллель между их удивительной четверкой и четверкой из золотого века. Бродский считал, что каждый из них при этом выполнял свою роль, соответствуя тому или иному поэту русского золотого века. Например, Рейн, по мнению Бродского, соответствовал Пушкину, Бобышев - Дельвигу, Найман - Вяземскому, а сам Бродский сравнивал себя с Баратынским.
Сам термин "ахматовские сироты" появился благодаря стихотворению Дмитрия Бобышева под названием "Все четверо", которое было посвящено памяти Ахматовой. Вот отрывок из него.
И на кладбищенском кресте гвоздима
душа прозрела: в череде утрат
заходят Ося, Толя, Женя, Дима
ахматовскими сиротами в ряд.
Также их называли "волшебный хор", "аввакумцы", "волшебный купол". При этом ни одно из них не было их самоназванием.
Спустя большое количество лет Иосиф Бродский называл Рейна "трагическим элегиком".
Стихи
В 1971 году Рейн перебрался из Ленинграда в Москву. В 1979 году он стал участником альманаха "Метрополь". Его произведения практически не публиковались в официальных изданиях, поэтому стали распространяться в самиздате. Периодически их можно было видеть в журнале "Синтаксис".
Свою первую книгу стихов Евгений Рейн выпустил в 1984 году. На тот момент ему исполнилось уже 49 лет. Она называлась "Имена мостов", причем вышла с большим количеством цензурных вмешательств. Зато он переводил много трудов поэтов разных народов своей страны, а также английских, арабских и индийских авторов. В Союз писателей СССР он был принят в 1987 году.
Сейчас он живет в Москве. Несмотря на весьма солидный возраст, в настоящее время Рейну 82 года, он до сих пор работает. В данный момент преподает в литературном институте имени Горького, выступает на кафедре литературного творчества. Там же руководит поэтическим семинаром, который пользуется большой популярностью у начинающих молодых поэтов.
Известно, что в 2004 году он принял участие в Мировых поэтических чтениях, которые проходили в малазийской столице Куала-Лумпур.
Публикации
В Советском Союзе стихи Евгения Рейна практически не издавались. Зато в этот период он постоянно печатался в журналах, выходивших на Западе. Это "Грани", "Континент", "Синтаксис".
Когда он участвовал в альманахе "Метрополь", который был не подвержен цензуре, он в нем отвечал за поэтический раздел. За это его подвергли жестокому политическому преследованию, лишили возможности работать. Он смог на протяжении долгого времени заниматься только документальным кино. К литературной деятельности он вернулся только в 1982 году. При этом ему позволяли работать лишь с переводами.
Только с началом перестройки его сборники постоянно стали издаваться, выходить подборки стихов, а также мемуары.
Книги Евгения Рейна вышли с такими названиями: "Темнота зеркал", "Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете", "Непоправимый день", "Нежность", "Предсказание", "Сапожок", "Мне скучно без Довлатова", "Балкон", "Арка над водой", "Заметки марафонца", "Надземный переход", "После нашей эры", "Мой лучший адресат", "Память о путешествии", "Лабиринт".
Особенности творчества
Заслуженное признание к творчеству поэта Евгения Рейна пришло после книги "Имена мостов". Исследователи его творчества отмечают, что он обладал большим даром и интеллектом, а помимо этого сумел сохранить в себе вечное спасительное детство. Причем это было крайне неблагоприятное и сиротское детство, которое моментально угодило во всенародную трагедию. Об этом он постоянно говорит в своих стихах, сочетая в них горестную зрелость и первозданную свежесть. Например, это можно наблюдать в одном из лучших стихов Евгения Рейна - "Сорок первый". Подчеркнем, что названиями своих произведений он часто дает своеобразную полемическую отсылку к кинематографу.
Был мой папа архитектор,
был мой дядя неудачник…
Папа был убит под Псковом,
без ноги вернулся дядя.
Мы стояли на платформе…
В сорок первом… в Ленинграде…
Благодаря этим стихам можно увидеть, что Рейн был патологически одиноким. При этом своего лирического героя, по всей видимости, по этой причине, он, как правило, помещает в самую гущу толпы. Он постоянно в кругу людей, на площадях, торжищах, в переулках.
Давая характеристику творчества Евгения Борисовича Рейна, нужно отметить, что он один из немногих современных поэтов, который с дерзостью вводит в свои произведения быт и повседневность, нисколько не боясь этого. У него можно встретить и абсурд городской коммуналки, и красоту глухой периферии, и грубость пополам с добротой.
Поэмы
Задумав в 1974 году написать книгу поэм, он сразу решил, что это должна быть принципиально новая форма. Он постоянно над ней работал, занимался прозаизацией стихотворной формы, стараясь при этом сохранить энергетический потенциал, присущий лирике. Рейн опробовал стиль белого стиха, который потребовал от него небывалой виртуозности, а также придумал так называемую раздвижную строку.
В поэме героя нашей статьи "Няня Таня" литературоведы проводят явную параллель между лирической героиней этого произведения и няней Александра Сергеевича Пушкина Ариной Родионовной. По крайней мере, похожую роль реальная женщина сыграла в судьбе Рейна. Пройдя через раскулачивание и фашистский плен, она сумела посвятить поэта в главные тайны человеческого бытия.
Я все тебе скажу. Что ты была права, что ты меня
всему для этой жизни обучила:
терпению и русскому беспутству,
что для еврея явно высший балл.
Многие отмечали новаторство рейновских поэм. В них ему удавалось проникновенное автобиографическое повествование в поэтической форме.
В 1990-е годы в поэзию Рейна вошла история с ее декоративным театром. Это был все тот же быт, но уже исторический. Удивительны отношения Рейна с пространством и временем. Ключ к его личностному хронотипу - это глубинная ностальгичность зрения. Даже события, которые происходили совсем недавно, он наблюдает с максимально большой дистанции, стремясь придать глобальный масштаб даже небольшому на первый взгляд пустяку. Рейн сильно тоскует по каждому следующему мгновению, наблюдая за всем происходящим здесь и сейчас.
Если рассказывать о доминирующем жанре в его творчестве, то это элегия. Причем не сельская, как это водилось во времена Жуковского, а элегия городская XX века. Недаром Бродский называл его "элегическим урбанистом".
Такими остаются и стихи о любви Евгения Рейна. В них всегда можно проследить узнаваемые урбанистические детали, которые придают его лирическим произведениям реалистичность и искренность.
Фильмы Рейна
Среди самых известных фильмов, в создании которых поучаствовал Рейн, нужно вспомнить несколько его ярких работ. Это документальная постановка Владимира Двинского "Трамвай-воспоминание", снятый по сценарию героя нашей статьи.
В ней затрагивалась трогательная лирико-музыкальная история самого обычного трамвая. В последнее время все в большем числе городов он уходит в улицы в небытие, оставаясь ярким героем минувшей эпохи. Эта картина - своеобразное прощание с XX веком. В фильме звучат стихи самого Евгения Рейна, а также самых заметных поэтов прошедшего столетия - Анны Ахматовой, Льва Лосева, Евгения Евтушенко, Осипа Мандельштама, Владислава Ходасевича, Владимира Маяковского, Александра Хазина.
Фильм вышел на экраны в 2005 году. Закадровый текст в нем читает режиссер Владимир Двинский, а стихи звучат в исполнении Рафаэля Клейнера и Татьяны Щиголевой.
Также большую роль Рейн сыграл в создании драмы Бориса Бланка "Карьера Артуро Уи. Новая версия". Это экранизация пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта "Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть". Настоящим украшением этой ленты являются песни на стихи Евгения Рейна, которые звучат в этой картине.
Личная жизнь
Герой нашей статьи был трижды женат. Его первой супругой стала Галина Михайловна Наринская. Романы и сильные чувства сопровождали его на протяжении всей биографии. Они встретились и полюбили друг друга сразу после окончания института. Тогда же и оформили официально отношения в ЗАГСе.
У них родилась дочь Анна, которая сейчас работает журналистом в авторитетном федеральном издании "Коммерсант". Брак ее родителей распался через десять лет.
Второй раз Рейн женился на переводчице американской и английской литературы, которую звали Наталья Вениаминовна Рувинская. Вместе они пробыли девять лет. Известно про детей Евгения Рейна. У Натальи Рувинской от него родился сын Борис. После школы он окончил книготорговый институт, а сейчас работает в бизнесе этого направления. В настоящее время он сотрудничает с крупным западным издательством, офис которого расположен в Москве.
Последняя любовь поэта
В данный момент жену Евгения Рейна зовут Надежда. Вместе они уже 30 лет. Надежда Викторовна работает искусствоведом, сам поэт и ее коллеги подчеркивают, что она талантливый и высокообразованный специалист.
Много времени Надежда Рейн проработала в музеях, на протяжении семи лет занимала пост секретаря Музея изобразительных искусств, расположенном на Волхонке. В настоящее время она работает в московском правительстве в должности консультанта по охране исторических памятников. Она блестяще знает стихи самого Рейна, во многом помогает ему в работе.
Например, одна из последних книг писателя под названием "Мой лучший адресат" была так роскошно и замечательно издана именно благодаря Надежде. Она фактически собрала и факсимильно издала ее. В книге большое количество шаржей, рисунков, графических шуток Иосифа Бродского, которые оригинально размещены. К тому же ей удалось отыскать мецената, который оказал существенную помощь при издании этого труда.
К тому же Надежда Рейн написала предисловие к этой книге. В коротком тексте она рассказала, как эта книга создавалась. Еще в 1996 году, когда Бродский умер, она сразу начала собирать его архив. Туда же были включены стихи Рейна, которые так или иначе были связаны с Бродским. Оказалось, что многие рисунки, которые Бродский оставлял на полях писем или заметок, как нельзя лучше соответствуют стихам ее супруга. Так и было решено создать книгу "Мой лучший адресат".