Гюнтер Прин: биография, личная жизнь, достижения, фото

Под командованием Гюнтера Прина подводной лодке U-47 было зачтено затопление более 30 союзных судов общей площадью около 200 000 валовых регистров (ОТО). Именно он потопил британский линкор HMS Royal Oak на якорной стоянке «Домашний флот» в Скапа-Флоу. Британцы тогда придумали знаменитое прозвище, под которым и стал известен Гюнтер Прин - Бык Скапа-Флоу. Его блестящая карьера стала возможной потому, что немцы с самого начала уделяли подводным лодкам особое внимание.

Предисловие: неограниченная подводная война

История командира подлодки Гюнтера Прина была бы невозможной, если бы не политика неограниченной подводной войны, которую Германия начала проводить в Первую мировую войну.

Неограниченная подводная война - это тип морской войны, в которой подводные лодки погружают суда, такие как грузовые и танкерные машины, без предупреждения, в отличие от традиционных правил ведения боя. Эти правила требуют, чтобы подводные лодки находились на поверхности и атаковали грузовые, транспортные и гражданские судна лишь в случае крайней необходимости. Немцы проигнорировали этот закон во время Первой мировой войны после британского введения Q-кораблей со скрытыми палубными орудиями, и самым драматическим эпизодом ​​того времени стало затопление немцами "Лузитании" в 1915 году. Именно это печальное событие спровоцировало вступление США в Первую мировую войну.

Адмирал Хеннинг фон Хольцендорф, начальник штаба адмиралтейства, в начале 1917 года успешно участвовал в возобновлении нападений и, таким образом, преподал урок англичанам. Высшее командование Германии осознало, что возобновление неограниченной подводной войны означало войну с Соединенными Штатами, но посчитало, что американская мобилизация будет слишком медленной, чтобы остановить победу Германии на Западном фронте.

После возобновления Германией неограниченной подводной войны 1 февраля 1917 года страны пытались ограничить или даже отменить подводные лодки. Вместо этого Лондонская декларация требовала от подводных лодок соблюдать правила войны. Эти правила не запрещали вооружать торговые корабли, но при этом они должны были сообщать о контакте с подводными лодками (или рейдерами). Это сделало ограничения на подводные лодки бесполезными.

Хотя такая тактика повышает боевую эффективность подводной лодки и ее шансы на выживание, некоторые рассматривают ее как нарушение правил войны, особенно при использовании против нейтральных судов в зоне военных действий.

Было проведено четыре крупных кампании неограниченной подводной войны:

  1. Морские операции Первой мировой войны, когда неограниченная подводная война велась Германией между 1915 и 1918 годами против Великобритании и ее союзников. Одним из самых известных актов было 7 мая 1915 года, когда подводная лодка U-20 намеренно торпедировала роскошный лайнер British Cunard RMS Lusitania.
  2. Возобновление Германией неограниченной подводной войны в феврале 1917 года вместе с Телеграммой Циммермана привело США к войне на британской стороне. Это был также casus belli для вступления Бразилии в войну в 1917 году.
  3. Битва за Атлантику во время Второй мировой войны. Между 1939 и 1945 годами она велась между Германией и союзниками, и с 1940 по 1943 год - между Италией и союзниками.
  4. Балтийская кампания на Восточном фронте, во время Второй мировой войны между 1941 и 1945 годами, особенно с 1942 г. Велась Германией и СССР друг против друга, прежде всего в Балтийском море.
  5. Тихоокеанский фронт Второй мировой войны, между 1941 и 1945 годами. Велась война Соединенными Штатами против Японии.

В четырех случаях были попытки ввести военно-морскую блокаду для стран, особенно тех, которые сильно зависят от торгового судоходства, чтобы они не могли питать свои военные предприятия и кормить население (например, Британию и Японию), хотя страны, проводящие неограниченную подводную войну, не смогли установить обычную военно-морскую блокаду. Именно во времена неограниченных подводных войн и блистала слава выдающихся подводников вроде командира Гюнтера Прина.

Ранние годы

Герой нашей статьи был одним из трех детей в семье судьи. Будущий подводник Гюнтер Прин присоединился к Handelsflotte (немецкий торговый флот) в середине 1923 года. После нескольких лет работы и учебы в качестве моряка он сдал необходимые экзамены и стал четвертым офицером на пассажирском лайнере. В январе 1932 года будущий командир подлодки Гюнтер Прин получил лицензию морского капитана.

Начало карьеры

Не имея возможности найти работу из-за серьезного сокращения немецкой судоходной отрасли во время Великой депрессии, он был вынужден обращаться в различные социальные институты за помощью. Разгневанный неумелым правительством, которое казалось абсолютно импотентным перед лицом экономической катастрофы в стране, он присоединился к нацистской партии в мае 1932 года. В августе 1932-го будущий командир подлодки Прин присоединился к добровольному рабочему корпусу Вогтсберга в Ольшнице, где поднялся до звания заместителя командира лагеря.

Прин обратился к Рейхсмарине в 1933 году и быстро получил там работу. Сперва он служил на легком крейсере, а затем был отправлен в учебную школу подводников в Киле. После окончания учебы он оказался в U-26 на лейбле Deutsche Schiff und Maschinenbau AG (Deschimag) в Бремене в качестве первого наблюдателя, служа под командованием Вернера Хартмана. U-26 отправился в два патруля в 1937 году (6 мая - 15 июня и 15 июля - 30 августа) во время гражданской войны в Испании.

Будущий командир Гюнтер Прин быстро продвигался по службе, пройдя путь от гардемарина в 1933 году до старшего лейтенанта в море в 1937 году. Он был назначен командующим новым типом VIIB U-47 при ее вводе в эксплуатацию в декабре 1938 года и получил звание капитан-лейтенанта в феврале 1939 года.

В 1939 году капитан-лейтенант Прин женился, а чуть позже стал отцом двух детей.

Вторая мировая война

Вторая мировая война началась во время первого патруля Прина в U-47. Он ушел из Киля 19 августа 1939 года для патрулирования продолжительностью 28 дней. 5 сентября он потопил британскую СС Боснию в размере 2 407 валовых регистровых тонн (ОТО) - это был второй корабль с начала войны, затопленный подводной лодкой. Его лодка вскоре потопила еще два британских судна, Рио-Кларо - 4086 ОТО 6-го, а Гартавон - 1777 ОТО 7-го. U-47 вернулся в Киль 15 сентября.

14 октября 1939 года лодка лейтенант-капитана Гюнтера Прина проникла на основную базу Королевского военно-морского флота, Скапа-Флоу, и потопила линейный корабль «Королевский дуб». Он вернулся в Германию как прославленный герой. Теперь он был не просто подводник Гютер Прин - атака Скапа-Флоу сделала его настоящей звездой на родине!

Прин был награжден Рыцарским Крестом Железного Креста лично Адольфом Гитлером, став первым матросом подлодки и вторым членом на Кригсмарине, получившим эту награду. Какие бы ошибки ни совершал капитан Прин, атака Скапа Флоу навсегда сделала ему имя. Эмблема в виде фыркающего быка была нарисована на конусной башне U-47 и вскоре стала символом всей 7-й подводной флотилии, подтверждая прозвище Прина.

Два члена команды Гюнтера заработали Рыцарский крест Железного Креста во время Второй мировой войны: главный инженер (Leitender Ingenieur) Йоханн-Фридрих Весселс и 1-й часовой офицер (И. Вачхофисье) Энгельберт Эндрасс.

Была, однако, одна тайна, которую скрывало военно-морское ведомство Германии: капитан подлодки Прин выпустил в общей сложности семь торпед в свою цель, из которых пять потерпели неудачу из-за давних проблем с глубинным управлением и их магнитными детонаторными системами. Эти проблемы продолжали долго преследовать немецких подводников, особенно во время немецкого вторжения в Норвегию, когда подводные лодки не смогли удержать Королевский флот в страхе. Об этой атаке написал сам Гюнтер Прин - книга Mein Weg nach Scapa Flow (1940, Deutscher Verlag Berlin) была опубликована под его именем.

Эпоха побед и поражений

U-47 под командованием Прина с 1-м наблюдательным офицером Энгельбертом Эндрассом и главным инженером Иоганном-Фридрихом Весселсом покинула Киль 16 ноября 1939 года.

U-47 атаковал британский крейсер 28 ноября 1939 года. Прин определил корабль как лодочный крейсер. Он собирался запустить три торпеды, но только одна очистила трубку и взорвалась вслед за крейсером. Когда перископ очистил поверхность, подводник Гюнтер Прин наблюдал за тем, что он счел серьезным повреждением кормы крейсера. U-47 всплыл и попытался преследовать крейсер, но был задет глубинными зарядами, сброшенными из эскорта. Оказалось, что крейсер был модели HMS Norfolk и был лишь слегка поврежден детонацией. О нападении сообщалось в ежедневном Вермахтберихте 29 ноября 1939 года. В военном дневнике Бефельшабер-дер-у-Боате (БДУ) 17 декабря 1939 года указано, что хотя был отмечен удар, крейсер так и не сумели потопить.

5 декабря 1939 года U-47 обнаружил девять торговых судов, сопровождаемых пятью эсминцами. В 14:40 Прин выпустил одну торпеду, сбив британский пароход "Навасота" по дороге в Буэнос-Айрес и убив 37 матросов. После затопления "Навасоты" британские эсминцы безуспешно атаковали U-47.

На следующий день в 20:29 норвежский танкер "Бритта" был потоплен, унеся на дно 6 членов своего экипажа. За ним последовал голландский "Таджандойн", потопленный Прином 7 декабря 1939 года.

U-47 продолжал атаковать союзнические перевозки в западных подходах, однако восемь из двенадцати кораблей либо перевозили взрывчатку, либо были неисправны. 18 декабря 1939 года U-47 вернулся в Киль через канал Кайзера Вильгельма. Трофеи Прина на начало войны отмечены в военном дневнике от 17 декабря 1939 года:

  • пароход неизвестного происхождения 12 000 ОТО;
  • норвежский танкер 10 000 GRT;
  • голландский танкер 9 000 ОТО.

Последующая карьера

Среди кораблей, потопленных приновской подлодкой U-47, была SS Arandora, перевозившая более 1200 интернированных немецких и итальянских граждан и 86 немецких военнопленных в Канаду. В результате атаки убито более 800 человек.

После более поздних патрулей и рейдов по союзным торговым перевозкам Прин был награжден Дубовыми листьями Рыцарского креста в 1940 году.

Последний бой

В истории, типичной для лучших солдат Германии во время Второй мировой войны, адмирал Дениц попытался убедить Прина перевестись на учебную подлодку, но человек, которого любил немецкий народ, предпочел вместо этого вернуться в полную опасности холодную Северную Атлантику, которая уже подарила ему великую воинскую славу. Гюнтер Прин отправился в свой десятый рейд на U-47 20 февраля 1941 года.

Пробившись к западному побережью Ирландии, 25 февраля U-47 столкнулся с исходящим конвоем OB-290. Следуя докладу Прина, Дениц вызвал подкрепление, но когда они не успели прибыть вовремя, капитан U-47 решил взять на себя конвой.

Его первой жертвой стал бельгийский грузовой корабль Kosongo, который был поражен торпедой сразу после полуночи 26-го. За этим последовал быстрый удар по британскому танкеру «Диала», который повредил судно на 8100 тонн. В течение часа Прин перезарядился и начал атаковать своих вторую и третью жертву за день - шведское грузовое судно M / S Rydboholm и норвежское грузовое судно Borglund.

Ключевая роль U-47 в уничтожении Convoy OB-290 здесь не прекращалась: выступая в качестве маяка, судно успешно направило опасные бомбардировщики Кондора к процессии медленно движущихся судов. В согласованной воздушной атаке эскадра из шести Кондоров потопила семь торговых кораблей и повредила восьмой из них. 28 февраля U-47 натолкнулся на корабль, отбившийся от разбитого конвоя - британский пароход Holmelea, который был быстро потоплен. Он стал четвертой жертвой U-47 во время десятого рейда Прина, и тридцатой - с начала войны. На следующий день Гюнтер Прин получил очередное повышение.

Таинственное исчезновение

U-47 должен был ждать более недели для своей следующей вылазки в Атлантику, когда 7 марта он наткнулся на британское китобойное судно с грузом более 20,638 тонны - "Терье Викен", являвшееся частью уничтоженного конвоя OB-293. Две торпеды были выпущены в судно, и обе попали в цель. Вскоре после этого нападения Прин оказался среди отряда из, по меньшей мере, четырех кораблей под командованием командира Джеймса Роуленда.

От U-47 не было получено сигнала с того момента, когда он попал в британское окружение. Прин считался пропавшим без вести после того как не смог сообщить о своей позиции в Генштаб. Прошло лишь десять дней, и 17 марта двое не менее успешных коллег Прина также пропали без вести: Йоахим Шепке и U-100 были потеряны в холодной Северной Атлантике, в то время как командир U-99 - Отто Кречмер - и его команда были захвачены в плен англичанами. Адмирал Дениц был сильно потрясен потерей трех своих лучших подводных асов, а министр пропаганды Йозеф Геббельс хотел убедить народ принять гибель героев войны со стоическим спокойствием, опасаясь увидеть массовое падение морального духа. Осознавая сложившуюся ситуацию, союзники сбросили листовки над Германией со следующим текстом:

"Шепке - Кречмер - Прин. Что стало с этими тремя офицерами, самыми известными немецкими командирами подводных лодок, единственными, кому Гитлер вручил Дубовые листья к Рыцарскому Кресту? Шепке мертв. Немецкое высшее командование должно было признать это. Кречмер схвачен. Немецкое высшее командование должно было признать это. И Прин? Кто недавно слышал о Прине? Что немецкое высшее командование должно сказать о Прине? Где Прин?".

Решение скрыть потерю самого популярного командира подводной лодки Кригсмарине от немецкой общественности, по всей вероятности, принесло больше вреда, чем пользы. Власть предержащим постоянно задавались вопросы, и после падения листовок Wo ist Prien нацистская пропагандистская машина, вероятно, попала в затруднительное положение. Отсутствие новостей о Прине породило всевозможные фантастические сплетни, в том числе невероятную историю о его превращении в антифашиста или в охранника концентрационного лагеря.

Уничтожение U-47 долгое время являлось предметом дебатов среди военно-морских историков. Из всех предположений, которые были высказаны, наиболее вероятно, что подводная лодка была подвергнута нападению с глубинным зарядом как "Росомахи", так и другого эсминца под названием Verity, хотя никаких конкретных доказательств или когда-либо их было сделано для подтверждения этого. Другие равноправные объяснения включают ошибку экипажа, структурный сбой или попадание в подлодку бродячей торпеды, возможно, немецкой. Конечно, это все бессмысленно в свете войны. Ясно лишь то, что Гюнтер Прин не смог связаться со штабом после 7 марта, и что U-47 и ее экипаж никогда больше не видели.

Упадок подводного флота

Потеря Прина и его товарищей-подчиненных в течение марта 1941 года ускорила начало конца для хвалебного немецкого подводного флота. Моральный дух подводников был под таким сомнением, что смерть Прина официально не объявлялась до 23 мая 1941 года - в течение двух месяцев после того как U-47 был объявлен пропавшим без вести в холодном пространстве Северной Атлантики.

Хотя в течение оставшейся части войны Германия смогла обзавестись гораздо большим количеством асов-подводников, ни один из них не достиг тех высоких показателей, как первое поколение морских охотников. К середине 1941 года союзники взяли под контроль ситуацию в Северной Атлантике, и с тех пор уже ничего не менялось. В это время бывшие охотники сами стали жертвами.

На сегодняшний день нет официальных данных о том, что случилось с U-47 или 45 членами ее экипажа, хотя существует множество теорий.

Черчилль лично объявил об исчезновении стального волка Вермахта - командира подлодки Гюнтера Прина - в Палате общин, а пропагандистские листовки, распространяемые в Германии, неоднократно включали вопрос «Где Прин?». Пока Германия не была вынуждена признать свою потерю.

Хотя Прин находился в море менее двух лет, его рекорд был самым высоким среди асов-подводников во время Второй мировой войны. Он провел 238 дней в море и потопил 30 кораблей противника.

В популярной культуре

Военный фильм 1957 года U-47 - Kapitänleutnant Prien режиссера Харальда Рейнла был основан на боевых отчетах Прина и остальной команды U-47. Прин был воплощен немецким актером Дитером Эпплером.

Великий германский подводник был героем одной любопытной агиографической книги 1981 года - "Стальные волки Вермахта: командир подлодки Прин Гюнтер", написанной немецким автором Францем Куровски. Немецкий ученый Ганс Вагенер классифицирует книгу Куровского, опубликованную крайне правым издателем Друффелем Верлагом, как «почти идеальный пример умелой дистилляции нацистского понимания Второй мировой войны». Канадский историк Майкл Хэдли прокомментировал цели повествования следующим образом:

Здесь он [Куровский] хотел отметить «достойного солдата и человека Гюнтера Прина», который не был забыт ни старыми подводниками, ни - и это бы поразило большинство наблюдателей в Германии сегодня [в 1995 году] - молодыми подводниками современного флота ФРГ».

Вокруг его личности ходило множество легенд, некоторые из них также отражались в массовой культуре. Например, долгое время тиражировался слух, что Прин был убежденным антифашистом, тайно презиравшим гитлеровский режим. Тем не менее из массовой истории никогда не сотрется тот факт, что главный виновник драматичной атаки Скапа-Флоу - подводник Гюнтер Прин.

Книга Прина о самом себе

Герой этой статьи в свое время написал книгу "Командир подлодки", посвященную его военным похождениям. U-47 под командованием Гюнтера Прина нашел путь через лабиринт к сердцу якорной стоянки, где стоял "Королевский Дуб". Внезапно две торпеды взорвали могучий корабль, разорвав его на части и моментально убив более 800 британских матросов.

Некоторые историки, профессионально занимающиеся историей подводного флота, утверждают, что на самом деле это книга Пола Веймара - "литературного раба" Гюнтера Прина. Она хорошо написана, в ней отражен подробный и очень интересный взгляд на то, где началась одна из легенд военной машины нацистской Германии.

Прин своих врагов не высмеивает и не оскорбляет: он просто парень с другой стороны, который делает свою работу так, как ее делал бы любой другой одаренный военный. Если вы не знали, что он немец, вы можете прочитать воспоминания о британском торговце или американском подводнике. Корабль-клипер, с которого он начал, - половина книги, поэтому это не произведение о войне. Это книга об опыте одного человека в море, как в торговом корабле, так и на военной подлодке. В ней много историй о его детстве, которые, очевидно, лучше и глубже объясняют, каким человеком он стал.

Комментарии