Как правильно выбрать объем двигателя для вашего автомобиля
Объем двигателя - один из ключевых параметров, влияющих на мощность, динамику и расход топлива автомобиля. Давайте разберемся, что это такое и как сделать правильный выбор.
Что означает объем двигателя
Объем двигателя - это суммарный объем всех цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Он определяется перемещением поршней от верхней до нижней мертвой точки.
Единицы измерения объема двигателя:
- Литры (л)
- Кубические сантиметры (см3)
Например, автомобиль имеет 4-цилиндровый двигатель. Объем одного цилиндра 300 см3. Тогда:
Общий объем двигателя = 4 × 300 = 1200 см3 или 1,2 л
Существует прямая зависимость между объемом двигателя и его мощностью. Чем больше литраж, тем больше топливовоздушной смеси помещается в цилиндры и тем выше энергия, выделяемая при сгорании.
Однако на мощность влияют и другие факторы:
- Степень сжатия
- Диаметр клапанов
- Турбонаддув
Поэтому иногда меньший по объему мотор может быть мощнее большего.
Классификация двигателей по объему
В России ранее использовалась следующая классификация:
Класс двигателя | Объем, л |
Микролитражные | < 1,2 |
Малолитражные | 1,2 - 1,8 |
Среднелитражные | 1,8 - 3,5 |
Большелитражные | > 3,5 |
В Европе автомобили классифицируются по сегментам рынка, без четкой привязки к объему двигателя.
Примеры объемов популярных моделей
- Toyota Corolla - 1,6 л
- Volkswagen Polo - 1,0 л
- BMW X5 - 3,0 л
- Mercedes-Benz S-Класс - 3,0 л
Как видно из примеров, объем двигателя часто указывается в названии модели, например BMW 520i, где 520 означает объем 2,0 л.
Влияние объема двигателя на характеристики авто
Объем двигателя — это важнейший параметр, от которого зависит многое:
- Мощность и крутящий момент
- Динамические качества
- Максимальная скорость
- Расход топлива
- Стоимость автомобиля
- Ресурс и надежность
Мощность и динамика
Чем выше рабочий объем двигателя, тем больше мощности и крутящего момента он способен развить. Это сказывается на динамике разгона, максимальной скорости, устойчивости при обгонах и движении на подъем.
Например, разгон до 100 км/час у автомобилей разного класса:
- A-класс, 1,0 л - 13 секунд
- C-класс, 1,5 л - 9 секунд
- E-класс, 3,0 л - 7 секунд
Как видно, с увеличением объема время разгона существенно сокращается.
Расход топлива
Объем двигателя сказывается и на расходе топлива. Чем больше литраж, тем, как правило, выше расход. Однако есть нюансы.
В городских условиях:
- 1,2 л - 6-7 л/100 км
- 1,6 л - 8-10 л/100 км
- 3,0 л - 12-15 л/100 км
На трассе на 90-130 км/час разница не так заметна:
- 1,2 л - 7 л/100 км
- 1,6 л - 8 л/100 км
- 3,0 л - 10 л/100 км
Поэтому для города лучше подойдет малолитражка, а для трасс - машина покрупнее.
Стоимость автомобиля и эксплуатационные расходы
Объем двигателя напрямую влияет на цену автомобиля. Чем выше литраж, тем дороже обходится производство двигателя и тем выше конечная стоимость автомобиля.
Например,VW Polo с двигателем 1.0 литра стоит около 700 000 рублей. Аналогичная комплектация с мотором 1.6 литра - уже около 850 000 рублей. Разница 150 000 рублей за 0.6 литра объема.
Также возрастают эксплуатационные расходы:
- Топливо
- Запчасти и ремонт
- Страхование
- Налоги
Ресурс и надежность
Большие по объему двигатели обычно работают в менее напряженном режиме, поэтому отличаются высоким ресурсом.
Например, 5-литровый Mercedes может проехать 1 000 000 км без капремонта. В то время, как малолитражки часто требуют ремонта уже после 200 000 км.
С другой стороны, турбированные моторы небольшого объема очень требовательны к качеству масел и обслуживанию. Поэтому выбор зависит от возможностей аккуратного ухода за автомобилем.
Топливная экономичность
Хотя больше объем означает больший расход, производители активно работают над повышением эффективности двигателей.
Используются технологии:
- Переменная геометрия
- Отключение части цилиндров
- Прямой впрыск топлива
Это позволяет добиться хорошей динамики и одновременно невысокого потребления топлива. Например, 2-литровый 200-сильный мотор может расходовать всего 6-7 литров на трассе.
Гибридные установки
Перспективным направлением являются гибридные силовые установки, сочетающие ДВС с электромотором. При этом бензиновый двигатель может быть меньшего объема без потери динамики.
Недостаток таких решений пока в высокой стоимости. Но по мере развития технологий гибриды могут получить более широкое распространение.