Познавательные процессы: описание и развитие

Все имеющиеся у человека знания (например, о химических и физических свойствах предметов, устройстве всех вещей и прочие) являются результатом работы психики человека. Ведущую роль в этом процессе играют познавательные процессы, имеющие разный уровень сложности.

Каждый из них обладает собственными характеристиками и особой организацией, внося уникальный вклад в формирование динамичной и целостной картины мира. Познавательные процессы протекают одновременно, но взаимодействуют слаженно и незаметно для человека.

Особая роль принадлежит сенсорной системе, которая, как экран, проецирует окружающий мир во всем богатстве форм и красок в нашем сознании. Познание начинается с отдельных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых и т. д.). Но благодаря восприятию они складываются в разнообразные образы. У каждого человека имеется их большое количество.

Если говорить об онтогенезе, то эти познавательные процессы (ощущение и восприятие) являются ведущими с рождения до двух-трех лет. Но для формирования образа мира этого недостаточно, поскольку очень важна также память - человеческая способность, которая связана с умением запоминать, сохранять, припоминать, узнавать и забывать разнообразную информацию. После рождения у малыша в сознании имеется так называемая генетическая информация, благодаря которой он развивается в первые годы жизни. Но память ему позволит обучаться и социализироваться, "впитывая" в себя результаты достижений человечества. Очень быстро ребенок освоит все, что ему будет крайне необходимо для полноценной жизни.

Но познавательные процессы "возглавляет" мышление, под которым понимается обусловленный социально и связанный неразрывно с речью психический феномен, характеризующийся опосредствованным и обобщенным отражением взаимосвязей и взаимоотношений между различными объектами. Именно мышление помогает подрастающему человеку проанализировать получаемые и сформированные образы, составляя по крупицам картину мира. Этот процесс проходит несколько этапов в онтогенезе.

На начальном этапе (до трех лет) познавательные процессы находятся "под воздействием" наглядно-действенного мышления. Ребенок воспринимает мир при помощи манипулирования окружающими предметами, благодаря комплексной работе ощущений, восприятия, памяти и начальных (внешних) действий.

На втором этапе (от трех до шести-семи лет) начинается формирование наглядно-образного мышления. Внешние действия, представления о предметах и явлениях окружающего мира интериоризируются, то есть переходят во внутренний план действий. В результате ребенок теперь способен мыслить образами, создавая свою картину мира.

Но, для того чтобы сделать ее правильной и структурированной, у взрослеющего человека начинает развиваться словесно-логическое мышление, помогающее разобраться в нюансах и закономерностях окружающего мира.

Видоизменить же и сделать его более ярким и креативным поможет воображение, которое призвано формировать новые образы окружающего мира.

Психология познавательных процессов будет неполной, если не выделить значительную роль внимания. Именно оно помогает человеку концентрироваться на различных явлениях действительности.

Развитие познавательных процессов необходимо начинать с первых дней после рождения ребенка. При этом не должно возникать состояние психической депривации (это основной принцип). Для этого необходимо обеспечить наличие ярких, разнообразных ощущений и впечатлений, а также постоянную смену занятий и деятельности. Взрослым нужно иметь в виду, что лучшим средством для достижения этой цели является игра.

Комментарии