Системно-деятельностный подход. Материал к докладу по педагогической психологии

Политика, методология и стратегия российского образования уточняют свои исторические ориентиры. Разрабатывается новый Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт (ФГОС). В соответствии с ним, институт образования призван гарантировать социализацию нового поколения, его адекватное вхождение в общество.

Столь императивная постановка стратегических задач вызвала к жизни смену дидактической парадигмы. От целей овладения знаниями, умениями и навыками (ЗУН), господствовавших в педагогике более полувека, задачный акцент перестраивается на принципиально новую парадигму - системно-деятельностную.

К настоящему времени системно-деятельностный подход в начальной школе, практически, реализован. Пришла пора преобразований в основной школе.

Смысловое поле для понимания СДП

Системно-деятельностный подход (СДП) становится средством социализации. Он обеспечивает совместные и осознанные действия субъектов образования в процессе присвоения исторических ценностей и традиций.

Психологический аспект воспитания фокусируется на выращивании личностных смыслов, вынашивании ценностных установок. Пространством их развития, порождения и трансформации является совместная деятельность воспитанников со взрослыми наставниками.

Критерием воспитательного процесса, в отличие от учебного, становится девиз новейшего времени: «Научить смыслу невозможно. Его можно только воспитать».

В новом представлении об образовании возникают новые диалектические противоположности: стандартизация и вариативность.

Вариативный фактор образования – свойство, позволяющее сполна проявиться способностям учеников в группах, а также дающее возможность учитывать индивидуальные качества отдельных учащихся.

Стандартизация образования – это система ограничений вариативности. Цель ограничений - обеспечить равные возможности субъектам образования в учебно-воспитательном процессе.

Специфика СДП при разработке ФГОС

Системно-деятельностный подход диктует ряд положений, которые надо учитывать для разработки ФГОС.

  • Индивида можно понять не иначе как наблюдая целенаправленную деятельность, в которую он интегрирован, через которую развивается, действует, посредством которой живёт.
  • Взрослый, ребёнок и его сверстники в совместно-разделённой деятельности создают друг для друга и обогащают представление о мире. Именно оно позволяет растущей личности решать жизненные задачи широкого круга.
  • Возрастные этапы развития ребёнка характеризуются преобладанием той или иной ведущей деятельности. Она определяет индивидуальные особенности учащихся в зависимости от их возраста.
  • Ребёнок может усвоить исторически сформировавшиеся способы человеческого поведения, вырастить в себе способности, усвоить ценности и социальные нормы, прошедшие поверку историей, только если он включён в целенаправленные и систематизированные деятельности.

Планы анализа деятельности в разработке ФГОС

При проектировании ФГОС необходимо конструировать деятельность, которая формирует представление о мире, исходя из четырёх планов последовательно осуществляемого её анализа:

  1. мотивационно-ценностного плана (МЦП);
  2. целевого плана (ЦП);
  3. операционального плана (ОП);
  4. ресурсного плана (РП)

Системно-деятельностный подход требует учитывать эти планы при разработке примерных программ образования.

Коротко о специфике каждого плана анализа деятельности.

1. Специфика МЦП - он отвечает на вопрос: «Зачем нужна данная деятельность?».

Ответ даёт картину ценностных ориентиров, на которые опирается развивающаяся личность. Проектируя стандарт и примерные программы, необходимо уделить первостепенное внимание мировоззрению личности и мотивации обучения.

Системообразующей характеристикой образовательного стандарта в ходе МЦП анализа становится достижение личностного результата при обучении и воспитании.

2. Специфика ЦП - он отвечает на вопрос: «Каково направление деятельности?»

Ответ даёт картину системы действий, в ходе которых происходит усвоение содержания образования. При проектировании необходимо обратить внимание на совокупное использование универсальных учебных действий (УУД), ведущих к предметно-содержательному результату обучения – целостному фундаментальному образовательному ядру.

3. Специфика ОП - он отвечает на вопрос: «Как совершаются действия?»

Ответ даёт картину, содержащую специализированные способы действия и операции. С их помощью усваиваются умения и навыки, которые гарантируют совершение учебных действий.

В любом учебном предмете, подлежащем усвоению, цель учебного действия – неизменная величина, а набор операций, включая технологию прихода к результату – переменная.

4. Специфика РП - он отвечает на вопрос: «За счёт какого ресурса происходит деятельность?»

Ответ даёт исчерпывающую картину ресурсов, без которых невозможен эффективный ход обучения и воспитания: финансовых, кадровых, нормативно-правовых.

На выбор ресурсов влияют следующие факторы:

  • необходимый предметный результат (определяющее условие – цель действия);
  • необходимый личностный результат (определяющее условие – мотив деятельности).

Ресурсы, так же как и технологии образования, являются вариативными компонентами в его стандарте.

Компетентность и ЗУН

Системно-деятельностный подход в образовании утверждает, что ЗУН вторичны по отношению к целенаправленным учебным действиям. Они (ЗУН) должны быть порождены, применимы и сохранены, лишь исходя из условий целенаправленной деятельности.

Что же касается качества знаний, то оно также производно от многообразия целенаправленных УУД.

В СДП компетентность личности формируется в следующем порядке: «компетенция - деятельность – компетентность».

Компетентность предстаёт как знание в действии. Она проявляется в способностях к применению усвоенных знаний и навыков для получения эффективных результатов деятельности.

Системно-деятельностный подход воссоединяет в педагогической психологии, методологии и дидактике два фундаментальных исторических подхода: современный актуальный компетентностный подход и более ранний, ныне - вторичный, основанный на ЗУН.

Комментарии