Что включает в себя дифференцированное обучение

Дифференцированное обучение - это такой подход к образованию, в котором учитываются по максимуму индивидуальные способности каждого ребенка или группы школьников. Это один из важнейших принципов, влияющих на эффективность работы педагога. Такое обучение осуществляется с помощью изменения содержания учебных заданий: нужно соотносить трудность упражнения со способностями ребенка, а также учитывать отведенное на выполнение время.

Для того чтобы осуществлять дифференцированный подход в обучении, педагог должен помнить несколько правил.

Во-первых, важно знать и понимать, с какой целью будет использоваться данная деятельность. Помимо этого, необходимо учитывать общую готовность детей, их уровень развития. Педагог должен предвидеть затруднения, которые могут быть у учащихся при изучении темы. В системе уроков используют и индивидуальные, и групповые занятия.

Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру, для всего класса дается одинаковое задание, при этом сильным ученикам уменьшают время на его выполнение, а слабым – дают вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.). В таком случае используется индивидуальный подход, а также знание педагогом особенностей детей. Другой способ дифференцированного обучения – на различных этапах урока учащимся предлагают разные задания, причем отличающиеся для школьников со средней успеваемостью, сильных и слабых.

Такая работа с детьми должна быть поставлена на научную основу, то есть нужно использовать практические рекомендации психологов по реализации этого подхода. Эффективность деятельности зависит от профессионализма и опытности педагога, который должен уметь изучать личность, помня о том, что у каждого ребенка свои особенности, которые отличают его от других.

В случае если дифференцированное обучение проводится с одним учеником, оно называется индивидуальным. Его преимущество в том, что педагог контактирует непосредственно с учащимся, он может сразу же исправить его ошибки или похвалить за успех. Индивидуальный подход зависит от особенностей каждой конкретной личности: задатков, способностей, темперамента, поведения, отношения к себе, самооценки и другого.

Дифференцированное обучение включает несколько этапов. На первом из них педагог знакомится с группой. Для этого можно провести диагностирование, организовать совместную коллективную деятельность, установить дружеские контакты с детьми. Опыт показывает, что на данном этапе учителя используют огромное количество методов, среди которых анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседы и т. д. В своей работе педагог должен учитывать типы темпераментов. Выделяются дети, к которым нужен индивидуальный подход. Обычно это школьники, которые имеют проблемы в учебе или поведении, «трудные» подростки, одаренные учащиеся и т. д.

Второй этап тесно связан с процессом перевоспитания. Здесь используются такие методы, как убеждение, самокритика, личный пример и т. д. Одним из важных условий эффективной деятельности в данном случае является взаимодействие с коллективом.

Дифференцированное обучение предполагает развитие ценностных ориентаций, свойств и качеств личности ребенка. На следующем этапе проводится индивидуальная работа, направленная на воспитание и получение учеником знаний таким образом, чтобы учитывались его возможности и способности. Наиболее популярные методы, используемые педагогами, - это требование, самооценка, перспектива, общественное мнение и т. д.

В заключение проводится корректирование, которое опирается на результаты индивидуализации образовательного процесса.

Комментарии