Марис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера и фото
В искусстве есть особые, «звездные» личности, которые помимо выдающегося таланта наделены невероятным трудолюбием, творческой силой, обаянием и каким-то внутренним светом. К их числу, бесспорно, относился этот выдающийся балетный танцор — Марис Лиепа. Его карьера была фантастической — она знала и головокружительный взлет, и всемирную славу, и падение, и неожиданную для всех раннюю смерть.
Биография Мариса Лиепы: детские годы
27 июля 1936 года в семье мастера сцены рижского оперного театра Эдуарда Лиепы и его жены Лилии родился мальчик. Второй ребенок в семье, которого назвали Марисом, был слабеньким и болезненным. Его преследовали простуды, и он довольно часто оказывался на больничной койке. Медики порекомендовали родителям приобщить ребенка к спорту, к примеру, записать его в какую-либо секцию.
Маленький Марис сказал родителям, что хотел бы плавать в бассейне или играть в футбол, но отец принял другое решение — мальчик будет посещать специализированный балетный класс при хореографическом училище Риги. Марис был недоволен выбором отца, ему не нравились занятия в балетном классе и он стал пропускать уроки. Но мама сумела найти для сына нужные слова. Она объяснила мальчику, что бросать дело на полпути нельзя, следует доказывать свою состоятельность не только окружающим, но и самому себе.
Балетная школа
Вначале Марис Лиепа ничем не отличался от других учеников класса. Но когда началась работа над освоением характерного танца, на него обратил внимание артист балета и преподаватель Валентин Блинов. Валентину Тихоновичу уже тогда было ясно, что перед ним — восходящая звезда балета.
Изнуряющие ежедневные занятия постепенно формировали тело и душу будущей звезды. К тому же, Марис начал осознавать несовершенства тела, данного ему природой, а потому он каждый день наращивал нагрузки. Собираясь в школу, он брал не только необходимые учебники, но и добавлял к ним самые тяжелые — чтобы развивать силу рук. Он играл наперегонки с машинами и троллейбусами, пытался первым прибежать до назначенной точки. Для Мариса того периода было характерно постоянное соперничество с самим собой, с возможностями своего организма.
Первые выступления
К тринадцати годам юный танцор уже не только принимал участие в детских спектаклях, но и танцевал в «Дон Кихоте», исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», блестяще играл шута в «Ромео и Джульетте» и половецкого мальчика в «Князе Игоре» на сцене рижского театра. Кроме учебы в балетной школе Марис посещал и спортивные секции. Неплохих результатов он добился в спортивной гимнастике, в плавании вольным стилем стал чемпионом Латвии.
Приглашение в Москву
Знаменательное событие в биографии Мариса Лиепы произошло в 1950 году, когда юного танцора в числе других учеников балетной школы послали в столицу на смотр хореографических училищ страны. Рижская школа вместе с ленинградскими, московскими и алматинскими коллективами была признана наиболее перспективной.
Спустя три года, Марис Лиепа получил приглашение продолжить обучение в Москве, которое он с радостью и благодарностью принял. Однако в столичном училище ему не предоставили стипендии, поэтому родители были вынуждены продать дачный домик, чтобы сын мог учиться в престижном столичном вузе. Учился он блестяще, и окончил училище с отличием. На выпускном экзамене Марис Лиепа исполнил главную партию в балете «Щелкунчик».
Молодой и талантливый танцовщик мечтал выступать на легендарной, главной сцене нашей страны и стать членом знаменитой труппы, но в Советском Союзе кадры распределяли по союзным республикам, поэтому Мариса отправили в Ригу.
Возвращение в Москву
Молодой человек вернулся в столицу спустя несколько месяцев после окончания училища. Его пригласили для участия в декаде латышского искусства и литературы. К счастью, именно в это время его заметила великая Майя Плисецкая. По ее рекомендации Мариса пригласили на гастроли в Будапешт в составе труппы ГАБТ. Но произошло непредвиденное — на генеральной репетиции артист растянул связки на ноге. Руководство срочно начало искать ему замену. Но Марис был не намерен сдаваться, прекрасно осознавая, что второго такого шанса судьба ему не представит.
Забинтовав плотно ногу, он вышел на сцену. Следует признать, что в прессе отзывы о том выступлении были весьма благосклонными. Участие в одних гастролях в составе труппы главного театра страны не могли кардинально изменить судьбу, и Марис вынужден был вновь вернуться в Ригу.
Музыкальный театр
Летом 1956 года молодой артист по путевке отправился в Сочи, чтобы подлечить травмированную ногу. Гуляя по городу, Марис увидел афишу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Театр приезжал в город на гастроли. Марису было известно, что после окончания училища на него обратили внимание не только в Большом, но и в Музыкальном театре. Он решил задержаться в Сочи, чтобы попытаться встретиться с руководством театра. К тому времени уже закончилась путевка, на исходе были деньги. Но танцовщик не собирался уезжать.
На окраине города он снял угол, нашел временную работу, чтобы оплатить жилье и питание. Марис помогал владельцу дома, в котором он остановился, заготавливать дрова. В результате ему удалось встретиться с руководителем театра, который принял его в труппу.
Музыкальный театр
Марис Лиепа на сцене Музыкального театра стал знаменитым, именно на его выступления люди покупали билеты, поджидали своего кумира у служебного входа, в надежде получить автограф. Но получив такую популярность, Марис не забывал о своей заветной мечте. Еще раз талантливого танцовщика пригласили на гастроли Большого Театра в 1960 году в Польшу. После этой поездки у Мариса состоялся разговор с Леонидом Лавровским — главным балетмейстером. Он и пригласил артиста в труппу Большого театра.
Лавровский вспоминал, что в разговоре Лиепа задал единственный верный в этой ситуации вопрос: «Что я буду танцевать?» Дело в том, что в этот же день Лавровский имел беседу еще с двумя претендентами из Ленинграда на место в труппе. Один поинтересовался возможностью получить квартиру, другой — зарплатой, и только Мариса интересовал его будущий репертуар.
Исполнение мечты
Наконец сбылась мечта талантливого танцовщика, и он начал выступления на сцене Большого театра. Очень скоро он уже был занят практически во всех самых известных и прославленных постановках, начиная с «Дона Кихота» и заканчивая «Спартаком».
Прошло четыре года и в Большом театре произошли кадровые изменения. Главным хореографом знаменитого коллектива стал Юрий Григорович. Он пытается привносить в спектакли свое видение. К примеру, в «Спартаке» Марис всегда исполнял главную роль, но Григорович предложил ему роль другого персонажа — Красса. Успех спектакля превзошел все ожидания. Труппа была удостоена Ленинской премии. На зарубежных гастролях артистов ожидал горячий прием и восторженные отзывы.
Но столь благополучное начало сотрудничества неожиданно для всех окончилось крахом. В интервью газете «Правда» Лиепа позволил себе высказаться с критикой об уровне мастерства Юрия Григоровича, как хореографа. Балетмейстер обиды не простил. Танцовщику стали давать роли только в старых спектаклях, а в новых постановках ему не находилось места. За последующие четырнадцать лет Лиепа только четыре раза был задействован в новых постановках.
Последний спектакль
В последний раз 28 марта 1982 года вышел на сцену Большого театра в роли Красса Марис Лиепа (фото вы можете увидеть ниже). Публика стоя аплодирует ему, но триумф завершился оглашением невероятного решения художественного совета, который заявил о профнепригодности танцора. С тех пор талантливейший танцовщик выходит на сцену лишь в антрепризных спектаклях и на творческих вечерах. И они по-прежнему собирали огромные аудитории.
Однако Марис принял решение попытаться найти себя на новом поприще. Он ушел в кинематограф.
Работа в кино
На съемочной площадке Марис Лиепа к тому времени не был новичком. В 1959 году состоялся его дебют в качестве актера в мелодраме «Илзе» рижской киностудии. А спустя десять лет его роль Гамлета в фильме-спектакле вызвала настоящий фурор не только в Советском Союзе, но и в мире.
После этого Марис сыграл роль Джека Уиллера в фильме о шпионах «Четвертый», князя Всеслава в исторической ленте «Могила льва». Яркими и запоминающимися получились работы Мариса Лиепы в фильмах-сказках «Юность Бемби» и «Детство Бемби», где он исполнил роль отца олененка, романтической комедии «Галатея», в криминальной драме «Дорога в ад».
Специалисты, критики и зрители тепло отзывались о роли Валентайна Уолтера в популярном детективе «Двадцатый век начинается». Удался Лиепе и образ императора Николая I в драме «Лермонтов». Когда на экраны вышла новая лента «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2006), поклонники вновь увидели своего кумира. В то же время вышли два документальных фильма о Лиепе – Maris и «Поединок с судьбой».
Марис Лиепа: личная жизнь
Поклонников всегда интересовали подробности жизни этого великолепного танцовщика, а он всегда старался оградить ее от посторонних глаз. Однако сделать это удавалось не всегда. Находились злопыхатели, которые не упускали случая, упрекнуть артиста в том, что у него было четыре жены. Марис Лиепа свой первый брак заключил с легендой сцены Майей Плисецкой в 1956 году. На тот момент ему было 20 лет, а ей – 31 год. Но семейный союз продлился всего три месяца.
Актриса Маргарита Жигунова стала второй женой Мариса Лиепы (фото вы можете увидеть ниже). Они познакомились с ней на съемках фильма «Илзе». У них начался бурный роман, и вскоре молодые люди оформили свои отношения. Дети Мариса Лиепы – дочь Илзе и сын Андрис родились именно в этом браке. Имена детям родители дали в честь персонажей картины, на съемках которой состоялось их знакомство. И сын, и дочь стали известными в мире артистами балета.
Лиепа в конце семидесятых годов отправляется на гастроли. В поездке его сопровождает подающая надежды балерина Нина Семизорова. У них начался роман, и Марис оставляет свою семью и женится на этой девушке, которая на 20 лет младше его. Эта семья Мариса Лиепы по инициативе балерины распалась в 1985 году, хотя к этому времени супруги уже не жили вместе.
Четвертой (гражданской) женой Лиепы стала Евгения Шульц, работавшая художником по костюмам. От этого союза родилась дочь Мария, но поскольку в те времена признание незаконнорожденного ребенка знаменитостью было равносильно краху карьеры, Лиепа долгие годы не афишировал существование младшей дочери.
Что вызвало раннюю смерть артиста?
Когда в оперном театре Риги освободилось место балетмейстера, Лиепа подал заявление на замещение этой вакансии, но ему отказали. Марис мечтал создать свой театр в Риге, но «сверху» пришел приказ, запрещающий эту затею. Даже Раймонд Паулс, министр культуры Латвии, на тот момент хорошо знакомый с танцовщиком, не смог повлиять на эту ситуацию.
Артиста охватила депрессия, но неожиданно из столицы пришло разрешение на создание театра «Балет Мариса Лиепы» в Москве. Отбор в труппу был уже назначен, но 26 марта 1989 года случилась трагедия — Марис Эдуардович в возрасте 52 лет, скоропостижно скончался от инфаркта.
Легендарный артист скончался в машине «Скорой помощи». Но существует еще одна, официально не подтвержденная версия. В этот день Лиепа заходил в Большой театр, где охранник у него забрал пропуск и не впустил артиста в служебное помещение. Именно в этот момент у него не выдержало сердце.
И после кончины страсти вокруг имени Лиепы не улеглись. Почти неделю велась борьба за место прощания с легендой балета. Лишь спустя шесть дней гроб с телом покойного был установлен в Большом театре, рядом со сценой, где он на протяжении 20 лет демонстрировал свое мастерство. Похоронен Марис Эдуардович в Москве, на Ваганьковском кладбище.