Джон Карпентер: биография, личная жизнь, лучшие фильмы, фото
Среди современных кинематографистов выделяются единицы, которые своим творчеством умудрились повлиять на развитие самых популярных киножанров: фантастики, драмы и ужасов. Среди них режиссер Джон Карпентер, чей послужной список настолько впечатляющий, что выделить в нем что-то одно, особенно важное, нереально. К сожалению, все его достижения свершились почти три десятка лет назад, ведь «Хэллоуину» уже 40, «Кристине» - почти 35, а «Они живут» - около 30. В конце 90-х творческая активность Карпентера замедлилась, в нулевых он создал всего две ленты, которые особого триумфа не вызвали.
Скорого возвращения в режиссерское кресло от Джона ждать не стоит, он сейчас слишком занят авторским музыкальным проектом. Создателям нового варианта «Хэллоуина» (2018) огромного труда стоило привлечь его к созданию проекта в качестве продюсера и автора музыкального сопровождения. Но поклонникам все же не стоит отчаиваться, а вдруг прародителю Майкла Майерса придет на ум подарить фанатам жанра еще парочку картин, от которых кровь заледенеет в жилах и побегут мурашки по коже.
Ранняя биография
Джон Карпентер с момента своего рождения 16 января 1948 года был приобщен к чарующему миру музыки. Его родители имели непосредственное отношение к данному виду искусств. Отец возглавлял музыкальный факультет в Западном университете Кентукки. Неудивительно, что к моменту поступления в это учебное заведение юноша владел азами игры на нескольких музыкальных инструментах, среди которых гитара, фортепиано и несколько аэрофонов.
Также Джон пробовал реализоваться в сочинительстве музыки. Родители думали, что воспитывают будущего выдающегося музыканта, но их уверенность поколебалась в тот момент, когда в восьмилетнем возрасте мальчик, используя домашнюю камеру, пытался снять фильм, который назвал «Гордон – космическое чудовище!».
Путевка в жизнь…
Тем не менее Джон Карпентер после университета Кентукки продолжает образование в Университете Южной Каролины, где знакомится с Дэном О’Бэнноном, которому суждено в будущем написать сценарии к культовым кинолентам «Вспомнить все» и «Чужой». Найдя друг в друге творческих единомышленников, студенты взялись за реализацию проекта, представлявшего собой игровой фантастический фильм об экипаже космолета 22-го века и его опасной миссии. Процесс создания ленты растянулся на несколько лет. В итоге короткометражка превратилась в полнометражную картину с названием «Темная звезда», которую авторы представили на киновыставке в Лос-Анджелесе.
Проект привлек внимание самого Джорджа Лукаса, который пригласил О’Бэннона примкнуть к группе специалистов, работающих над «Звездными войнами». А Джон решил штурмовать Голливуд. Список фильмов Джона Карпентера пополнили: короткометражка «Возвращение Бронко Билли» и неовестерн «Нападение на 13-й участок».
Всемирная известность
С такой незначительной авторской фильмографией Джон Карпентер приступает к работе над созданием эпохальной картины «Хэллоуин». Позже фильм будет внесен в Национальный реестр как имеющий историческое, культурное и эстетическое наследие. Коммерческий успех малобюджетного проекта способствовал появлению массы кинолент, главным героем в которой был серийный убийца, кромсающий подростков. В обиход кинематографистов вошел термин «слэшер», а многие приемы Карпентера, продемонстрированные в «Хэллоуине», стали клише во многих хоррорах. Неудивительно, что фильм был возведен в статус культовых, и творчество Карпентера оказало существенное влияние на развитие независимого кино.
«Туманом» отуманил
В творческой карьере Джона Карпентера лучшие фильмы выбрать невозможно – эффектный режиссер, мастерский рассказчик, изобретательный сценарист оставил наследие, которым можно неустанно восхищаться. К примеру, короткий (89 минут), но емкий фильм «Туман» 1980 года – мистический хоррор, заставляющий сердце тревожно сжиматься при виде этого атмосферного явления. Это только в добрых советских мультфильмах в белесой мгле скрывались ежики, лошадь или сова, у матерого хоррормейкера из молочного сумрака выходят злобные неприкаянные духи погибших моряков.
Не менее запоминающимся среди фильмов Джона Карпентера является превосходная фантастическая вариация, эксплуатирующая классическую детективную тему, – картина «Нечто». В центре повествования полярная станция, на которую попадает космический пришелец. Агрессивное существо способно принять облик любого и расправиться с каждым. Землянам приходится объединиться и придумать тест, выявляющий «оборотня». В главной роли фильма снимался Курт Рассел. Лента считается классикой не только хоррора и фантастики, но и детектива.
Почти апогей творчества
В 1983 году Джон Карпентер обращается к произведению популярнейшего автора Стивена Кинга и на основе его творения снимает фильм «Кристина». Лента была встречена в США довольно сдержанно. Скорее всего, после трех ужасающих проектов («Хэллоуин», «Туман» и «Нечто») от их автора общественность ожидала новых невероятных «пугалок». А он вдруг перешел на комедийную интонацию, соединив «саспенс» с фантастической подоплекой. Тем не менее классический хоррор и сейчас хорошо смотрится в основном благодаря колоритным сценам с автомобилем, жаждущим крови невинных.
Следующей работой постановщика стал фантастический фильм «Человек со звезды». Сейчас не секрет, что лента стала чем-то вроде компромисса между режиссером и студией, которая боялась вновь вложить средства в очередной эксперимент Карпентера после кассовой неудачи «Нечто». Поэтому картина получилась необыкновенно светлой и жизнеутверждающей, но не лишенной традиционных для Карпентера философских вопросов.
Фантастический комикс
В середине 80-х Джон Карпентер попытался снять натуральную пародию, феерию с использованием сногсшибательных трюков и электронных спецэффектов. Лента называлась «Большой переполох в маленьком Китае», но настоящего ажиотажа в американском прокате она не вызвала, не вернув и половины своего производственного бюджета.
Фэнтези-комедия основывалась на китайских кунгфу-боевиках. Несмотря на то что фильм провалился в прокате, он впоследствии также приобрел культовый статус и стал одним из источников вдохновения для многих продуктов, использовавших сочетание восточной и американской культур, например Mortal Kombat. В нашу сумбурную современность проект устарел как зрелищное кино, но прекрасно смотрится как комедийный боевик.
После очередной коммерческой неудачи Джон Карпентер разорвал все контракты с ведущими киностудиями и обратился к независимому кинематографу. В следующий временной период он снимал исключительно малобюджетные картины: «Князь тьмы», «Чужие среди нас», «Мешки для трупов», «В пасти безумия», «Деревня проклятых», которые не смогли повторить успех «Хэллоуина».
Музыкальное культурное наследие
Быть постановщиком, создающим фильмы по собственным сценариям, – великое достижение, в Голливуде таких киноремесленников встретишь нечасто, их буквально по пальцам можно перечесть: Д. Кэмерон, К. Тарантино, В. Аллен и некоторые другие. Это, несомненно, высшая каста творцов, обладающая полным творческим контролем над своими работами – от возникновения идеи до финального монтажа отснятого материала.
Но Джон Карпентер еще на порядок выше. Он не только переносил на экран авторские задумки, но и сам сочинял к ним музыку. Во всей его фильмографии присутствуют лишь две-три картины, в которых не звучат его музыкальные сочинения. Созданные режиссером саундтреки можно расценивать как самостоятельное культурное наследие, отличающееся поразительной узнаваемостью. Музыкальное сопровождение «Хэллоуина», «Чужих среди нас», «Побега из Нью-Йорка» или «В пасти безумия» отличается новаторством и оригинальностью.
Поздний творческий период
До 2010 года Карпентер не снимал полнометражных картин, реализуя себя на телевидении. Но изысканно снятый жанровый фильм «Палата» напомнил всему миру о его неуемном творческом потенциале. Он стал настоящим подарком для поклонников саспенса и хоррора. В основе повествования ленты крепкая старомодная история с непосредственным участием призраков, содержащая массу сюрпризов. В качестве бонусов в фильме атмосфера таинственности и прекрасное музыкальное сопровождение, сочиненное Марком Килианом в духе произведений Карпентера.
Биография Джона Карпентера содержит минимум информации о личной жизни величайшего постановщика современности. Доподлинно известно, что он был женат дважды. Первой Джон повел под венец американскую актрису и писательницу Эдриенн Барбо, их союз просуществовал до 1984 года. У экс-супругов есть общий ребенок. В 1990 году режиссер устроил пышное торжество по поводу вступления в брак с Сэнди Кинг, с которой не расстается и по сей день.