Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото
Ромен Роллан - популярный французский писатель, музыковед и общественный деятель, живший на рубеже XIX-XX веков. В 1915 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Был хорошо известен в Советском Союзе, даже имеет статус иностранного почетного члена академии наук СССР. Одно из его самых известных произведений - 10-томный роман-река "Жан-Кристоф".
Детство и юность
Ромен Роллан родился в небольшом французском городке Кламси в 1866 году. Его отец был нотариусом. В 1881 году вся семья переехала в Париж, где герой нашей статьи поступил в лицей Людовика Великого, а затем в высшую школу Эколь Нормаль.
После ее окончания Ромен Роллан на два года отправился в Италию, чтобы изучать биографию и творчество великих композиторов, эта тема его увлекала на протяжении всей жизни, к тому же он уделял повышенное внимание изобразительному искусству.
С детства он полюбил играть на фортепиано, продолжил всерьез заниматься музыкой и в студенческие годы, для этого даже умышленно выбрал своей специальностью историю музыки.
Возвращение во Францию
После возвращения во Францию Ромен Роллан защищает в Сорбонне диссертацию. Она посвящена происхождению современного ему оперного театра, а также истории европейской оперы. В 1895 году он получает звание профессора истории музыки. После этого начинает читать лекции: сначала в Эколь Нормаль, а затем и в самой Сорбонне.
В 1901 году основывает музыковедческий журнал на пару с известным французским музыковедом Пьером Обри. К этому периоду принадлежат несколько его программных работ: "Музыканты наших дней", "Музыканты прошлого" и "Гендель".
Литературный дебют
В качестве писателя Ромен Роллан становится известен в 1897 году, когда он дебютирует в печати с трагедией под названием "Святой Людовик". Она становится основой так называемого драматического цикла "Трагедии веры", в который также вошли его произведения "Настанет время" и "Аэрт".
В годы Первой Мировой войны герой нашей статьи становится активным участником пацифистских организаций, набирающих популярность во всей Европе. Он публикует большое количество антивоенных статей, позже объединенных в сборники "Предтечи" и "Над схваткой".
Переписка с русскими классиками
Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе "Жан-Кристоф", о котором мы еще расскажем подробнее.
В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.
В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.
Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов "Суровая песня", "В те далекие годы", рассказов "На медведя", "Лесная ворожба", "Казенник", "Мельница", "Сердце художника". Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.
В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.
В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.
Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.
Личная жизнь
Писатель был женат на поэтессе Марии Кювилье, имевшей отчасти русское происхождение (ее отцом был русский дворянин). Для Кювилье это был второй брак. Ее первый муж - князь Сергей Кудашев.
Особенности творчества
В собрании сочинений Ромена Роллана сегодня можно встретить его основные произведения. К первым публикациям относится пьеса "Орсино", события которой разворачиваются в эпоху Возрождения, а заглавный герой демонстрирует в себе лучшие черты того времени.
В своих работах Роллан часто призывает к обновлению искусства. Этому посвящен сборник статей "Народный театр" 1903 года.
Еще одной попыткой реформы театральной сцены был цикл пьес "Театр революции", посвященный событиям 1789 года во Франции.
На биографическом материале
Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале. Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям.
Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия "Героические жизни". Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.
В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в "Жизни Микеланджело" описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.
"Жан-Кристоф"
Самый известный труд Роллана - роман "Жан-Кристоф", который он писал с 1904 по 1912 годы. Он состоит из 10 книг. Цикл рассказывает о творческом кризисе немецкого музыканта Жан-Кристофа Крафта, прототипом для которого становится сам автор и отчасти Бетховен.
Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет завершенный характер, собственную тональность и ритм, как в музыкальном произведении. В книге много лирических отступлений, которые придают ей дополнительную эмоциональность.
Главный герой Роллана - бунтарь, современный гений музыки своего времени. Описывая его эмиграцию, автор воссоздает судьбу европейского народа, снова пытается говорить о необходимости реформировать искусство, которое все больше становится объектом коммерции.
В финале Жан-Кристоф перестает быть бунтарем, но остается верен своему искусству, что главное для автора. Жизнь персонажа меняется в его поисках мудрости. Он проходит целую череду испытаний, пытаясь побороть свои страсти, подчинить себе жизнь и достичь истинной Гармонии во всем.
В 1915 году он становится лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, академики отмечают его возвышенный идеализм, любовь и симпатию, с которыми он создает всевозможные человеческие судьбы.
Обращение к эпохе Возрождения
В годы Первой Мировой статьи писатель вновь обращается к эпохе Возрождения. На протяжении четырех лет он пишет повесть "Кола Брюньон". Ромен Роллан в ней переносит место действия в Бургундию.
Его заглавный герой - талантливый и неунывающий резчик по дереву. Для него творчество и труд - две неотъемлемые составляющие жизни, без которых он не может себя представить. Если "Жан-Кристоф" был интеллектуальным романом, то это произведение подкупает многих своей простотой, поэтому остается одним из самых популярных у писателя.
После 1918 года в творчестве Роллана происходит настоящая эволюция. Только что закончившуюся Первую Мировую войну он воспринимает как банальный способ зарабатывания денег сильными мира сего. Этому посвящены его антивоенные статьи, объединенные в сборнике "Над схваткой".
Антивоенные взгляды лежат в основе памфлета "Лилюли", романа "Клерамбо", трагедии "Пьер и Люс". Во всех этих произведениях человеческие чувства и мирная жизнь оказываются в противоречии с разрушительной силой войны.
Философские труды Роллана
Писатель сталкивается с тем, что он не в состоянии примирить собственные революционные мысли с происходящими общественными преобразованиями, с его отвращением к войне. Поэтому он начинает пропагандировать философию Махатмы Ганди о непротивлении злу насилием.
Среди его произведений 20-х годов нужно отметить "Махатма Ганди", "Жизнь Вивекананды", "Жизнь Рамакришны". Ромен Роллан приводит биографии этих выдающихся религиозных философов XIX века. Отмечает, что считает исторические формы христианства, ислама, индуизма только частными проявлениями устремленности к всечеловеческой религии.
К этому периоду относятся его статьи, посвященные Советскому Союзу. В частности, "На смерть Ленина", "Ответ К. Бальмонту и И. Бунину", "Письмо в "Либертэр" о репрессиях в России". Стоит отметить, что последняя статья относится к 1927 году. Несмотря на начавшиеся в России репрессии, до времен Большого террора Роллан продолжает считать, что Октябрьская революция стала величайшим достижением человечества.
Права женщин
Еще одно знаковое произведение Ромена Роллана - "Очарованная душа". Это роман-эпопея, который он пишет с 1925 по 1933 годы. В нем он обращается к социальным темам.
Главной героиней становится женщина, которая пытается отстаивать свои права. Ее сына убивает итальянский фашист, после чего она присоединяется к борьбе против "коричневой чумы". Это становится его первым антифашистским романом.
В 1936 году выходит сборник статей и эссе Ролана под названием "Спутники". В нем писатель останавливается на жизнеописаниях творческих людей и философов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения. Это Гете, Шекспир, Ленин и Гюго.
В 1939 году Роллан пишет пьесу "Робеспьер", которой завершает революционную тематику в своем творчестве. В ней он рассуждает о терроре, которому подвержено любое общество сразу после революции. При этом в итоге он приходит к его нецелесообразности.
В оккупации во время Второй Мировой войны герой нашей статьи работает над автобиографией "Внутреннее путешествие", которую завершает в 1942 году. Уже после его смерти выходит труд "Кругосветное плаванье" и масштабное исследование творчества Бетховена, которое известно под названием "Бетховен. Великие творческие эпохи".
Последняя книга писателя под названием "Пеги" выходит незадолго до его смерти. В ней Роллан описывает своего близкого товарища, редактора "Двухнедельных тетрадей", поэта и полемиста.
В посмертных мемуарах, которые увидели свет в 1956 году, можно проследить сплоченность взглядов Роллана в любви к человечеству.