Роберт Родригес: биография, личная жизнь, творчество, фильмы, фото
В этом году одному из самых ярких визионеров современности, прославившемуся своими кинохитами «Дети шпионов», «Факультет», «Мачете», «Город Грехов», «Отчаянные» и «От заката до рассвета», исполнилось 50 лет. Роберт Родригес был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый разносторонний деятель кинематографа.
Настоящий самородок
Будущий мэтр кино Роберт Родригес родился в 1968 году в большой и дружной мексиканской семье, проживавшей в Сан-Антонио, штат Техас. Родители будущего кинодеятеля были далеки от творчества, отец Сесилио продавал кухонную утварь, а мать Ребекка работала медсестрой. При этом к увлечению сына они относились весьма благосклонно. После окончания школы юноша решил поступить в университет штата Техас и постичь основы кинематографии на факультете киноискусства. Однако реализовать свои намерения ему не удалось, как и большинству одаренной молодежи из низших слоев общества.
Но если учесть, что в свое время Сэм Рэйми прервал обучение в вузе ради создания культовых «Зловещих мертвецов», Питер Джексон, не получив образование, придумал «Инопланетное рагу», а Квентин Тарантино вовсе не поступал в высшее учебное заведение, что не помешало ему взорвать киномир «Бешеными псами», то случай с Робертом Родригесом не кажется исключением из правил.
Не качеством, так количеством
Фильмография Роберта Родригеса начинается короткометражным дебютным проектом «Бэдхэд». Этот творческий эксперимент позволил постановщику начать работу над созданием относительно недорого, но колоритного испаноязычного фильма «Музыкант». Неожиданно бюджетный экшн принес автору широкую известность и положил начало «Мексиканской трилогии», в которую позже вошел криминальный боевик «Отчаянный» с неподражаемым Антонио Бандерасом и стильное зрелище «Однажды в Мексике» с такой же безостановочной стрельбой и умопомрачительными погонями.
Родившийся в Техасе в семье выходцев из Мексики, режиссер порой брал количеством, проявляя время от времени свою широкую американо-мексиканскую душу. Для сбора средств для своего дебютного полнометражного фильма он даже принял участие в испытании лекарств от холестерина. В «Музыканте» он испробовал себя практически во всех кинематографических профессиях: от сценариста и постановщика до оператора, продюсера, мастера по спецэффектам и композитора.
«От заката до рассвета». Фильм на все времена
В отличие от предшествующих картин «Музыкант» и «Четыре комнаты» режиссер Роберт Родригес игнорирует прежде неопределенные до конца многозначительность и напыщенность, особенно заметные на фоне сюжетной незамысловатости рассказываемой истории. Стилевые излишества, присутствующие в картине, только в сцене финального сражения с вампирами оправданы жанрово. Родригес на всем протяжении создания ленты не теряет иронии, он и подумать не мог, что своим творением подарит миру одну из самых впечатляющих сцен стриптиза в истории кино. На роль главной вампирши была приглашена красавица Сальма Хайек, уже известная благодаря «Отчаянному». «От заката до рассвета» лишь подтвердил запредельную сексуальность мексиканки. Между прочим, в эпизоде, где герои едва успевают отстреливаться от вампиров, сцена стриптиза была совершенно необязательной. Но Роберт Родригес не простил бы себе, если бы распорядился вырезать этот момент.
Для друга ничего не жаль
В 90-х фильмы Роберта Родригеса создавались под влиянием его дружбы с одним из ярчайших представителей постмодернизма в кино Квентином Тарантино. Кинодеятели нередко вместе работали над созданием своих авторских шедевров. К примеру, Роберт за символическую плату в один доллар написал музыкальное сопровождение для «Убить Билла. Vol. 2», Квентин, в свою очередь, за такой же гонорар сыграл пару персонажей в картинах Родригеса («Отчаянный», «От заката до рассвета»). Вместе товарищи сочинили и реализовали первый альманах «Четыре комнаты», в соавторстве работали и над прославленным «Городом грехов».
Между этими проектами Роберт Родригес успел создать шпионско-приключенческую пародийную комедийно-фантастическую трилогию «Дети шпионов». В трилогии, отснятой практически теми же методами «семейно-дружеского подряда», что и дебютные шедевры, привлекает стихия безудержной детской фантазии и ярко выраженная авторская ирония режиссера по поводу жанра, успевшего себя дискредитировать. Причем постановщик не особо скрывал, что выпустил серию картин специально для своих подрастающих сыновей, рожденных в супружестве с продюсером фильмов Элизабет Авеллан. Потом пара родила еще двоих отпрысков и развелась в 2008 году.
Падение и взлеты
После «Города грехов» из-за скандального инцидента Родригес добровольно покинул гильдию кинорежиссеров США. Казалось его имя кануло в Лету. Постановщик не оставлял попыток вернуть себе былую славу. Он срежиссировал «Планету страха», встреченную достаточно тепло. Гремучая смесь из черной комедии и олдскульного ужастика, практически не имеющая сюжета, зато насыщенная незабываемыми эпизодами и яркими персонажами, входила в состав как бы единого фильма «Грайндхаус» наряду с «Доказательством смерти» Квентина Тарантино.
Своим «Мачете» Родригес доказал всему миру, что является виртуозом, число которых в Голливуде можно перечесть на пальцах одной руки. Гибридизация жанров в картине показательна, чиста и создана с роскошным лукавством, что новомодные безумные проекты кажутся банально скучными и неуклюжими.
Опасные тенденции
Трехмерные «Дети шпионов 4D» не показали кассовых прорывов, но стали подтверждением того, что Родригес умеет пропагандировать семейные ценности, причем достаточно увлекательными способами.
Очередное детище режиссера «Мачете убивает» критики назвали откровенным трэшем, они уже беспокоились за творческую судьбу постановщика, боясь, что он в определенный момент просто забудет, как снимать «нормальное кино», не по правилам трэша. А это очень печально, ведь терять Родригеса, когда-то подарившего миру «Отчаянного» и «Факультет», никому не хотелось.
В 2014 году Роберт Родригес представил на суд мировой кинообщественности фильм с подзаголовком «Женщина, ради которой стоит убивать». Этот долгожданный сиквел «Города грехов» получился визуально на голову выше оригинальной ленты, но сюжетно откровенно ей уступал. После скептической оценки его творения до 2018 года режиссер не выпустил ни одного фильма.
Триумфальное возвращение
Сейчас на стадии постпродакша находится новая режиссерская работа Родригеса многомиллионный блокбастер «Алита: Боевой ангел». Сочинил и спродюсировал проект выдающийся кинодеятель современности - Джеймс Кэмерон. Говорят, что он двадцать лет работал над картиной, основанной на японском комиксе. Изначально Джеймс привлек Родригеса в работу над сценарием, который следовало сократить из рабочей версии в три часа, состоящей из массы разрозненных идей и мыслей. Родригес привел рукопись в божеский вид, вместив идею в традиционные полтора часа хронометража. Кэмерону настолько понравился его вариант, что он предложил Роберту занять режиссерское кресло.
В перспективе
Съемочный процесс проекта с колоссальным бюджетом в 200 000 000 долларов продлился с октября 2016 по февраль 2017 года. С того времени команда Родригеса и Кэмерона работает над гигантским объемом спецэффектов, главным из которых является центральный персонаж с ее необычно большими глазами. Еще, конечно, рано прогнозировать зрительскую реакцию и коммерческие перспективы фильма, вероятность сиквелов в том числе. Но если проект «зайдет», то у воспрянувшего Родригеса с продолжениями проблем не будет.